starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Щит и меч в борьбе на море

Достаточно урапатриотический и шапкозакидательский текст. Тем более что следом за ним в ленте идет текст о том что Россия обогнала все в области боевого роботостроения.
******************
Оригинал взят у mikle1 в Щит и меч в борьбе на мореСоветские и российские противокорабельные ракеты - головная боль зарубежных разработчиков системы защиты. Одним из самых тиражируемых мифов последних десятилетий  является неуязвимость американских надводных кораблей, в том числе авианосцев и эсминцев, перед противокорабельными ракетами. Хотя испытания боем "щиты" флотов не выдерживали еще ни разу - даже противостоя заведомо более слабому противнику. Впрочем, несколько ура-патриотичный материал ниже, дает представлени ео главной проблеме - русские изначально оказались более успешны в создании ракет и на обозримую перспективу опережение сохраняется. К состязанию же щита и меча ниже стоит относиться с иронием - уж если по авианосным группировкам будут лупить нашими ПКР, человечеству будет не до того, чтобы спорить об успешности подобных атак. Возможно - и некому будет...

https://topwar.ru/uploads/posts/2014-10/1412586398_stark.jpg
Многие эксперты, изучавшие вооружение и процесс его нейтрализации за время «холодной войны» пришли к выводу, что корабельное противовоздушное и противоракетное оборудование не является абсолютно гарантией защищенности корабля. Впервые вопрос о реальной эффективности американских бортовых комплексов обороны, прежде всего, артиллерийских, был поднят на всеобщее обсуждение 17 мая 1987 года. В тот день американский фрегат «Старк» впервые почувствовал на себе преимущества современных противокорабельных ракет перед хорошо вооруженным кораблем.

Стоит сразу отметить, что ракеты «Экзосет», которыми был атакован американский фрегат, пятью годами ранее уже потрепали нервы британским морякам во время войны за Фолклендские острова. Однако с момента завершения боевых действий прошло достаточно времени, и определенные выводы американскими моряками, казалось, были сделаны. Избегая формальностей вроде присутствия американских кораблей в период ирано-иракской войны стоит добавить, что корабельным РЛС фрегата «Старк» курс и скорость иракского истребителя «Мираж» были известны заранее - «подсветкой» иракского самолета занимался саудовский самолет самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3.

Попытки выйти с истребителем на связь успехом не увенчались, и в конце концов корабельные локаторы обнаружили, как бортовая РЛС «Миража» активно работает в поисках цели. После того, как экипажем корабля был зафиксирован «захват» цели, иракский «Мираж» резко отвернул в сторону и стал уходить обратным курсом.

Через несколько секунд экипаж корабля, уже стоявший к тому моменту на боевых постах, ощутил мощный удар. «Экзосет», выпущенный иракским истребителем, преодолев 45 километров вонзился в левый борт фрегата чуть выше ватерлинии, с треском проломив корпус. Однако за попаданием не последовало главного - подрыва боевой части ракеты. Эксперты и историки склонны считать, что от удара был поврежден взрыватель. Еще через несколько секунд в борт фрегата ВМС США «вломилась» вторая ракета «Экзосет».

От попадания практически в то же место случился страшный взрыв, унесший жизни 35 моряков. Фрегат «Старк» был критически поврежден : управление кораблем было нарушено, бортовое вооружение и РЛС отключилось, а еще через несколько секунд судно было полностью обесточено, дав сильный крен на левый борт. И хотя результатом этого инцидента стал большой дипломатический скандал, в ходе которого Саддам Хуссейн признал «ошибку» пилота и согласился выплатить 400 миллионов долларов компенсации за практически уничтоженный корабль, главный вывод из случившегося сделали американские военные.

Командир фрегата Гленн Бриндел был снят с должности и получил строгий выговор с занесением в личное дело. Эксперты отмечают, что вина Бриндела в этом случае была номинальна. Его намеренно «сделали крайним», обвинив в халатности, однако весь экипаж во время атаки стоял по боевым постам, но зенитно-артиллерийский комплекс «Вулкан-Фаланкс» пропустил ракету и не выпустил в ее сторону ни одного снаряда.

Именно после этого инцидента американский корабельный артиллерийский комплекс и его интеграция в боевую систему корабля подверглись существенным изменениям. Стало очевидно, что раз система может «пропустить» такую ракету, как «Экзосет», значит с советскими ПКР, скорость полета которых в разы превышает скоростные характеристики французской ПКР, крупнокалиберная скорострельная артиллерия не справится и подавно.

Время первых

Со времен «боевого крещения» первых противокорабельных ракет прошло немало времени. Надводные корабли стали оснащаться передовыми системами защиты. Однако между подходами зарубежных разработчиков вооружения и отечественной научной школой пролегла настоящая пропасть. При небольшом сходстве подходы к созданию средств поражения надводных кораблей на Западе и в отечественных КБ значительно отличаются. Почти все, за редким исключением, зарубежные ракеты - дозвуковые. Главным достоинством таких ракет является относительно небольшой размер, стоимость производства и возможность массово их применять.

В отличии от зарубежного подхода отечественные разработчики пришли к выводу, что концепция «одна ракета - один корабль» наиболее жизнеспособна. Для прорыва корабельной ПВО создавалась целая линейка противокорабельных ракет. «Гранит», «Базальт», «Вулкан» и многие другие отечественные ПКР значительно превосходят зарубежные по целому ряду параметров, среди которых скорость является основным, но не главным преимуществом.

На такие ракеты возлагается серьезная боевая задача - взять цели противника на сопровождение с расстояния в 100 и более километров, распознать в походном ордере главные цели, «поддать газку» на конечном участке полета и впившись в борт уничтожить нужную цель. Эксперты до сих пор спорят, какая из концепций заслуживает право на жизнь: западный «ракетный рой», или отечественные тяжелые ПРК со стартовой массой в 6-7 тонн. К плюсам «крупных» ракет относят высокую помехозащищенность и наличие средств противодействия силам РЭБ противника. Такое количество электроники на «маленькие» нельзя уместить физически, да и не для таких задач они создавались.

«Здесь важно понимать, исходя из каких задач создается каждый тип ракет. У отечественных - это противодействие АУГ и поражение так называемых сложнопотпляемых целей. Сюда же стоит добавить и преодоление эшелонированной ПВО. Под прорыв такой обороны сверхзвуковые ракеты с мощной БЧ как раз и создавались», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Дмитрий Корнев.

Артиллерийский коридор

Главным достоинством корабельной ПВО, что отечественной, что зарубежной, являются артиллерийские зенитные комплексы. В отличие от управляемых ракет, такая система является «последним» эшелоном обороны корабля, и по счастливой случайности, одним из ее самых эффективных компонентов. На зарубежных кораблях, прежде всего, американских, эту задачу выполняет «Вулкан Фаланкс». Комплекс поступил на вооружение в 1980 году и с тех пор активно используется ВМС США, стран НАТО и многих дружественных Альянсу государств.

Отечественные моряки в качестве средства уничтожения целей типа «ракета» выбрали не менее уникальный боевой артиллерийский комплекс  «Кортик», разработку которого вело Тульское КБ Машиностроения. В отличие от американского комплекса, «Кортик» позволяет надводным кораблям разного водоизмещения вдвое эффективнее обороняться от всех типов воздушных угроз. Не в последнюю очередь это стало возможно, благодаря современной системе наведения, которая на модернизированных версиях комплекса работает втрое быстрее.

Другим важным качеством, за которое военные моряки уважают корабельные зенитные артиллерийские комплексы, является темп стрельбы и возможность создавать так называемый «огневой коридор» - сплошную завесу на пути вражеской ракеты или авиабомбы из града артиллерийских снарядов. Уже упомянутый «Вулкан Фаланкс» обладает внушительным темпом стрельбы - 3000 выстрелов в минуту. «Кортик» стреляет в три с лишним раза быстрее, и «выплевывает» снаряды в сторону цели со скоростью 10.000 выстрелов в минуту.

Такое «облако» из снарядов  может накрываать не только уже существующие дозвуковые крылатые ракеты противника на конечном участке полета, но и позволяет оперативно реагировать на все «низко летящие» объекты, создающие угрозу безопасности корабля. Эксперты отмечают, что главной особенностью отечественного  комплекса является способность поражать даже идущие на сравнительно небольших высотах (до 1,5 метров) объекты с минимальным временем реакции. «Вулкан-Фаланск» выполняет те же задачи, но по признаниям специалистов, значительно отстает в «скорости реакции».

«Дело тут даже не столько в том, что у них электроника плохая, или что-то еще, просто не успевают они. Элементарно. Расчеты делались неоднократно, моделирование компьютерное проводили с каждой из известных советских/российских ракет. Не получается у них перехватить. В этом смысле у них на артиллерию надежда небольшая, и потом, чем быстрее движется объект, тем меньше у автоматики времени на принятие решения. Здесь большую роль играет автомат обнаружения/сопровождения цели, который на американских кораблях со сверхзвуковыми "объектами" работает не очень хорошо», - пояснял в интервью телеканалу «Звезда» научный сотрудник одного из российских НИИ приборостроения.

По словам эксперта, эффективного средства с отечественными ПКР, такими например, как П-800 «Оникс» в Соединенных Штатах и странах НАТО не придумано до сих пор. Речь, по словам экспертов, идет как об «одиночных» выпущенных по надводным кораблям противника ракетах, так и о «групповых» залпах тяжелых ПКР.

«Обмен информацией в полете, когда "стая" тяжелых ПКР, чаще всего из четырех-пяти ракет, позволяет координировать действия, обмениваться координатами и повышать, в целом, качество поражения целей», - сообщил источник «Звезды» в ОПК. Зенитная артиллерия вероятного противника в этих случаях, по словам источника, не успевает среагировать и своевременно отбить атаку.

П-800 «Оникс» на сегодняшний день является самой современной противокорабельной ракетой, состоящей на вооружении российской армии и флота. Помимо оснащения этой ракетой подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион», П-800 входит в состав вооружения малых ракетных кораблей, что позволяет небольшими силами бороться с крупными оперативными соединениями кораблей противника и обеспечивает практически стопроцентную гарантию выполнения поставленной задачи.

Эксперты отмечают, что боевая часть тяжелых ПКР в 700–800 килограммов гарантированно может повредить любой, даже самый крупный корабль типа «авианосец», а при правильном групповом применении способна отправить такую цель на дно. Борьба экипажа за живучесть судна в этом случае будет иметь второстепенное значение.

Зарубежные корабельные артиллерийские системы, по словам эксперта, с постановкой на вооружение гиперзвуковых ракет комплекса 3M22 «Циркон» вообще утратят всякий смысл, поскольку скоростные характеристики новой ракеты, которой планируется вооружить не только крупные корабли типа «крейсер» из состава ВМФ России, уже находятся за гранью «оперативного воздействия».

Специалисты говорят, что именно сложный характер выполняемой задачи по поиску и прорыву ПВО корабельных ударных соединений вероятного противника и сыграл на руку разработчикам противокорабельных ракет. Если учесть, что ради возможности перехвата самой современной на данный момент ракета П-800 силам вероятного противника придется мобилизовать все силы и средства (без гарантии перехвата), то гиперзвуковые ракеты заставят зарубежных разработчиков не только пересмотреть все принятые принципы и схемы размещения противовоздушного вооружения, но и вряд ли избавят их от головной боли на ближайшие 15-20 лет. Источник

Tags: ВМФ, ВПК, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “Флот” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments