starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Патронные истории. Особый патрон для особого пулемета.

Оригинал взят у jurgen_m в Патронные истории. Особый патрон для особого пулемета.
Наверное, вспоминая о мосинском патроне, невозможно обойти вниманием тему патронов для "ШКАСа".



Про "ШКАС" написано много. Мол, пулемет из пулеметов, скорострельность сумасшедшая и непревзойденная, стоял в Рейхсканцелярии под колпаком в назидание тупым немцам, неспособным ничего подобного создать...

Пулемет, безловно, выдающийся. На момент создания так и более, чем достаточный. Но уже к концу 30-х по причине калибра стал терять позиции до их практически полного обнуления. Самолеты стали прочнее, перкаля стало меньше, дюраля и хромансиля - больше. А кое-кто и броней обзавелся, которой 7,62 уже был не страшен.

Уместно вспомнить историю, рассказанную Покрышкиным в своих мемуарах: " Однажды утром летчики вдруг обнаружили, что все крыльевые крупнокалиберные БС самолетов сняты. Мы хорошо знали высокую эффективность этого оружия и, естественно, потребовали от техников подвесить прежние пулеметы. Нам ответили, что их уже нет.
...Техники послали нас к инженеру эскадрильи.
— Не волнуйтесь, — сказал Копылов. — Без тяжелых пулеметов самолеты легче, драться лучше.
— А стрелять чем будем? — наступали летчики.
— "Шкасами", — полушутя ответил Копылов. — В общем, товарищи, мы выполнили приказ высшего командования. На авиационных заводах нечем вооружать новые самолеты. Пришлось снять крыльевые БС со всех машин и отправить в тыл. Ясно? "

и тут же будущий ас оценил эффективность своего "МИГа", с которого сняли БСы: "Вскоре приказали лететь на разведку. ...Только перелетел Днестр, как увидел на горизонте "юнкерс-88". ...Догоняю, пристраиваюсь в хвост и открываю огонь. Вижу, что пули точно попадают в самолет, но он как ни в чем не бывало продолжает лететь. Ведь его экипаж и бензобаки защищены крепкой броней. Во мне все закипает. Боекомплект израсходован, а результата нет. Что теперь делать? Идти на таран?
...Возвращаюсь домой и невольно думаю о нелепом решении насчет крупнокалиберных пулеметов. Одни самолеты разоружить, другие вооружить... Какая польза от этого? "

В общем, уникальность ШКАСа сильно преувеличена. Хотя пулемет отнюдь не плохой и занявший достойное место в системе авиационного вооружения, вытеснив оттуда приспособленные к применению на самолете "ручники" (ДА - ДП-27) и "станкачи" (ПВ-1 - "Максим").

Конструторы старались создать пулемет на пределе возможностей, понимая, что на пределе будет работать не только оружие, но и патрон. Взамен систем с "двухэтажной" подачей патронов, где патрон сперва вытягивался на откате из ленты, а потом столь же резко досылался в ствол, была принята "мягкая" система с барабанной подачей, где извлечение патрона из ленты было максимально растянуто на несколько циклов автоматики.



Но... пулемет, выйдя на 1600-1800 выстрелов в минуту, вдруг начал систематически "давиться" патронами.
Причину нашли быстро: патрон к таким перегрузкам не приспособлен. Созданный для винтовки, он приемлемо работал в пулемете, даже с линзовидным донцем (хотя пришлось его "сплюснуть" для лучшей надежности при модернизациях 30-х годов). Но 500-600 выстрелов в минуту - не полторы тысячи! Патрон ломался от перегибов, пули вылетали от инерционных перегрузок или вбивались в гильзу, а капсюльный состав буквально осыпался, приводя к осечкам.


линейка эволюции, справа налево: патрон обр.1891 года, патрон с пулей обр.1908 года (она же впоследствии"Л"), патрон послевоенного производства с пулей ЛПС, патрон к ШКАСу с пулей Б-32.

Это потребовало переработки всей технологии снаряжения патронов и улучшения конструкции буквально всех его элементов. По сути, ШКАС потребовал специального патрона, который был взаимозаменяем с основным патроном только "в одну сторону".
В итоге упрочнили гильзу, усилили крепление пули, полностью поменяли технологию производства капсюлей и ввели их кримпование (чтобы не выпадали). Поскольку гильза притерпела едва ли не самые серьезные изменения, её стали маркировать литерой "Ш", обозначая принадлежность патрона к "шкассовским".
Показательно, что технология должна была соблюдаться очень строго: как-то раз поменяли состав лака, которым покрывался капсюльный состав. В итоге, отечественный лак нагрузок не выдержал, и из войск пошли массовые жалобы на осечки. Пришлось применять импортный лак, параллельно доводя качество собственной продукции до уровня импорта.
В общем, приняв на вооружение ШКАС, советская авиация вынуждена была и принять на вооружение специальный патрон...
История тем удивительна, что ни пулемет, ни его конструктор в итоге не пострадали, хотя в те годы и за меньшее причисляли к "вредителям". Тем более, что пулемет был достаточно "норовистым", и при нарушении требований по обслуживанию и качеству патронов, а также на не новых звеньях немилосердно клинил. Во всяком случае, двоюродный дед, служивший техником на ПЕшках, его не любил, ставя в вину капризность и бестолковость (зато с уважением отзывался о "Березиных").

Так или иначе, патроны к ШКАСу здорово толнкули вперед технологию производства боеприпасов. Часть новововведений перекочевала на валовые патроны. Характерно, что принятие на вооружение скорострельных пулеметов ГШГ в 70-х годах прошлого века потребности в новых патронах не породило. А ведь там не 1200-1500 выстрелов в минуту, а 2500-6000...
К слову, именно напряженная работа всех деталей заставила разработать многожильные витые пружины (после войны они применялись везде, кроме, разве что, ПМа...), специальные створльные стали, поскольку на обычных ствол просто "выгорал" чуть ли не после двух-трех отстрелянных в темпе БК..

Но мы о патронах. Выпускались "ШКАСовские" патроны с пулями:



1 - "Л". Применялись, в основном, для учебных стрельб и штурмовиками: для самолетов были слабоваты
2 - "Д". Тяжелая пуля,для применения в пулеметах сухопутных войск. Лучше держала траекторию на больших дальностях. В авиации бесполезна, потому заказывалась армией для своих ШКАСов. Редкий зверь в варианте с гильзой "Ш"...
3 - "Б-30" Бронебойная пуля, в итоге вытесненная более универсальной "Б-32"
4 - "Б-32". Бронебойно-зажигательная пуля, по сути, основной патрон.
5 - "Т-46". Трассер, необходимый для кооректировки огня.До последнего времени производился как основной "сухопутный" трассер. Дальность трассирования до 1000 метров, в то время как более старой Т-30 - всего 700-800.
6 - "БТ". Бронебойно-трассирующая пуля, не менее часто применявшаяся как замена трассерам, практически бесполезным с точки зрения поражающего действия.
7,8- "БЗТ" - универсальная пуля, чуть слабее, чем Б-32, зато еще и трассирующая. Для того, чтобы пуля с длинной ведущей частью не так изнащивала стволы, введены 3 каннелюры (8)
9 - "ПЗ", "ЗП", зажигательные и пристрелочные, в итоге унифицированные по составу. Очень неплохо работали по перкалю и непротектированным бакам.

"Летающие" патроны снаряжались в огромной массе спецпулями, которые кроме авиации заказывали и сухопутные войска. Чтобы не делать несколько линий по производству патронов со спецпулями (а их в основном потребляла авиация), "сухопутные" патроны также делались в гильзах для "шкасовских" патронов.
Своего рода "след" от экспериментов со ШКАСом на земле остался в виде редкого патрона с пулей "Д" в "шкасовской" гильзе, заказываемый только ГАУ, а не ВВС. Огромная масса трассеров и почти все "бронебои" попадали в РККА с "авиационных" заводов, а довоенных "ПЗ" в гильзе не от ШКАСА я вообще не встречал.
Правда, патроны в биметалле в пехотном оружии иногда клинило, что потребовало "сухопутные" партии вскрывать лаком. В ШКАСе недостаточно упругая гильза проблемой не была, там имелись канавки Ревелли, посему от стенок патронника гильза "отлипала" весьма бодро.
Авиационные патроны к ШКАСу были двух категорий: допущенные до стрельбы из синхронных пулеметов, и не допущенные до такой стрельбы, но пригодные для турельных или крыльевых пулеметов. Разница была в качестве партии и времени срабатывания патрона (по сути - капсюля и пороха). Если при стрельбе через винт затяжной выстрел мог привести к аварии, то для турельных пулеметов это было не критично. Патроны, допущенные для стрельбы через винт, маркировали красным пропеллером на ящике, а не прошедшие проверку - черным. Кстати, "черные пропеллеры" и та самая партия с отечественным лаком частенько шли на вооружение сухопутных войск, а "прецизионные" патроны с красным пропеллером старались применять только в авиации.
Патроны заряжались в ленты в определенном порядке, продиктованном логикой применения: очередь должна быть видимой и эффективной. Как правило, комплектация была примерно такой: – Т-46 – Б-32 – ПЗ – Б-32 – Т-46 и – БЗТ-Б-32-ПЗ-Б-32-БЗТ. Как видно, без Б-32 ленте не обходилось, что нисколько не удивительно... Практически основной патрон, ведь пули "Л" работали более-менее успешно только по "конусу" или живой силе на земле.
К концу войны ШКАС стал применяться намного реже ввиду ставшей очевидной его неэффективности. Тогда же и прекратили выпуск спецпатронов, в итоге самые "молодые" патроны "Ш" не могут быть младше 70 лет.


слева - патрон "Ш" 19139 года, справа - патрон производства 1977 года. Видно кольцевое кернение капсюля и лак. Штапм, судя по всему, изрядно изношен, оттиск не четкий.
И тем не менее, попавший ко мне в коллекцию ММГ "шкасовского" патрона с пулей Б-32 пережил три войны, так и не будучи отстрелянным и даже снаряженным в ленту. Патрон 1939 года, в гильзе из биметалла (чем очень похож на патроны 60-90 годов) выпушен в Туле (клеймо "38"). Судя по состоянию, все это время провел в цинке, из которого был извлечен только для деактивации в ММГ, то есть предмет сугубо коллекционный. Своего рода "капсула времени".
И я практически уверен, что если бы патрон не постигла судьба ММГ, он, собранный тщательно и хранимый в герметичной укупорке, отработал бы штатно, а пуля успешно пробила бы свои 10 миллиметров брони по нормали...
Tags: Боеприпасы
Subscribe

Posts from This Journal “Боеприпасы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments