starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

"Лубок" или немец?

Фото сделано 28 ноября 1948 года в Перми. По какому поводу - напишу чуть позже.
Гораздо интереснее, что за орудие используется в качестве салютной пушки?
Первая мимолетная версия была - немецкая 105 мм гаубица.
А потом появился "Лубок"...  - 122-мм гаубица обр. 1934 г., разработанная под руководством немецких специалистов и не пошедшая в серию.
Этот "Лубок" хранился в музее при Мотовилихинских заводах до конца 50-х годов прошлого века, а затем отправился в переплавку.


Для сравнения

122-мм гаубица на однобрусном лафете с подрессоренным колесным ходом, разработанная по теме "Лубок" и принятая на вооружение в 1934 г.


Фото из альбома Конструкторского бюро машиностроения. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 год. Предоставил pix009

Необходимость создания новой дивизионной гаубицы стала очевидной, и в 1928 г. эта тема поднимается в "Журнале артиллерийского комитета". 11 августа 1929 г. последовала выдача задания на ее разработку. Отдельно стоит отметить, что калибр будущего орудия жестко не оговаривался: в ходе Первой мировой войны ряд стран использовали для решения тех же боевых задач, что стояли перед 122-мм гаубицами, орудия меньшего калибра. В качестве примера можно привести 114-мм британские гаубицы Виккерса или 105-мм немецкие системы того же типа и назначения. В результате к рассмотрению приняли варианты с калибром в диапазоне 107–122 мм.
Считается, что разруха и упадок конструкторской школы после Гражданской войны привели к невозможности разработки новой дивизионной гаубицы своими собственными силами. Поэтому было решено привлечь к решению поставленной задачи иностранных специалистов. К началу 1930-х гг. СССР в значительной мере уже вышел из международной изоляции, но наиболее благоприятные возможности для приобретения передового технического опыта тогда виделись только в сотрудничестве с частными фирмами из Веймарской республики. Неудивительно, что проектирование новой системы по теме "Лубок" было поручено КБ-2 с наемными немецкими конструкторами (КБ-2 располагалось в Москве и входило в структуру Всесоюзного орудийно-арсенального объединения Народного комиссариата тяжелой промышленности).


Опытная 122-мм гаубица МЗМ.

Так или иначе, но в 1934 г. на вооружение приняли результат работы КБ-2 - 122-мм гаубицу с длиной ствола в 23 калибра на однобрусном лафете с подрессоренным колесным ходом. Колеса были металлическими, без шин, чем и обуславливалась максимальная скорость возки в 10 км/ч. Впрочем, трудно назвать это столь существенным слабым местом проекта: многие советские системы подобного устройства получили впоследствии колеса с резиновыми шинами, допускающими буксировку со скоростью до 20 км/ч. В остальном новое орудие вполне удовлетворяло тогдашнему уровню конструкторской мысли, а небольшой сектор горизонтального обстрела в то время не считался в Артиллерийском управлении (АУ) РККА недостатком.
Однако, как и в танкостроении, погнавшись за совершенством конструкции, совершенно забыли о технологии массового изготовления. 122-мм гаубица обр. 1934 г. была построена в количестве всего 11 экземпляров по причине слабости производственной базы отечественных артиллерийских заводов. Мотовилихинский завод, выпускавший в то время 122-мм гаубицы, так и продолжал поставлять в армию системы обр. 1910/30 гг., гораздо более простые как по своему устройству, так и в постройке. Планы валового производства гаубицы "Лубок" на этом предприятии, начиная с 1935 г., остались только на бумаге.




Опытные 122-мм гаубицы обр. 1931 г. - первый и второй варианты модернизации гаубицы обр. 1910 г.

Стоит также заметить, что на Мотовилихинском заводе было построено несколько прототипов 122-мм гаубиц собственной разработки. В их конструкции использовался дульный тормоз щелевого типа, подобный по устройству аналогичной детали у 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. и ее "потомков" (152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и знаменитая МЛ-20), которые серийно выпускались там же. Но и эти образцы остались только опытными.

Источник

Помогал разбираться коллега pix009

Tags: Артиллерия, История, Мотовилиха, Пермь
Subscribe

Posts from This Journal “Мотовилиха” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments