starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Capel-le-Ferne. Мемориал летчикам погибшим в Битве за Британию

Продолжаю серию фортификационных репортажей по восточному побережью Великобритании от Фолкстона (Folkestone) до Дувра.
В процессе осмотра береговой батареи № 424 в местечке Capel-le-Ferne, взобравшись на холм, под которым скрывался второй орудийный блок, я вдруг неожиданно увидел воинский мемориал, который достоин отдельного поста. Частично я уже упоминал о нем в предыдущем репортаже, говоря что блоки №№ 2 и 3 в настоящий момент скрыты под холмами на территории мемориала военным летчикам, погибшим в битве за Британию.

Вкратце история создания Национального мемориала битвы за Британию такова. В 1944 году после очередного тяжелого ранения пилот Королевских ВВС (RAF) Geoffrey Page вернулся домой. Годы спустя он к своему удивлению понял что до сих пор нет памятника его погибшим товарищам, с которыми он сражался в небе Британии в 1940 году. Он создал мемориальный траст для сбора средств на создание мемориала в месте наиболее ожесточенных боев в районе Фолкстона и Дувра. Прошли еще годы и вот 9 июля 1993 года Ее Величество Королева Елизавета торжественно открыла мемориал. Спустя 7 лет Commander Geoffrey умер.
Битва за Британию по праву считается одним из важных сражений страны в ХХ веке. Как написано на официальном сайте мемориала он вдохновляет на размышление о храбрости и жертвенности тех 3 тысяч летчиков кто летал и дрался в небе над Британией, а иногда и погибал. Мемориал обычно закрыт в зимний период времени, но в этом году благодаря волонтерам он работает круглый год и по выходным.
Комплекс не только сохраняет свое статус-кво, но и думает о развитии. В перспективе создание высокотехнологичной выставки в здании, построенном в форме крыла истребителя Spitfire, и учебного центра для того, чтобы сохранить память о живых ветеранах в течении многих лет в будущем и для воспитания молодежи в духе героизма и самопожертвования (это у них так на сайте мемориала написано,  а не я придумал). Вход в здание будет платным, а посещение самой территории мемориала навсегда останется бесплатным. Мультимединая выставка в здании будет устроена таким образом, что вы будете на специальном экране видеть кинохронику налета немецких люфтваффе на фоне современного пейзажа, а с балкона, в виде кабины Spitfire, можно будет посмотреть на пролив и Францию, откуда совершались налеты.
Уникальность существующего мемориала в том, что он наполнен различными смыслами и образами. Достаточно сказать, что лучше всего он воспринимается с воздуха, во время полета над меловыми скалами. Белый пропеллер с контурами капота самолета и двумя горошинами шасси виден издалека и с любой высоты. Как раз в этих горошинах и спрятаны орудийные блоки береговой батареи № 424 и он занимает всю восточную часть батареи используя ее военную улицу. Я же увидел мемориал с земли и неожиданно, тем не менее и меня он не оставил равнодушным, особенно фигура летчика ожидающего своих не вернувшихся товарищей. Но обо всем по порядку в фоторепортаже ниже.





Вот так я увидел мемориал с орудийного блока № 2. Несколько фотографий слева на право. Панорамы я, к сожалению, не умею склеивать. Кому интересно - могут посмотреть в Гугле. На фото видна обваловка, пропеллер, стена памяти и центральный монумент.




Здесь виден холм над орудийным двориком № 3, береговой обрыв и Ла-Манш. Где-то справа за обрезом кадра Франция. Кстати, здесь видно, что миф о столетиями возделываемых английских газонах не более чем миф. Еще в начале 90-х на месте этих зеленых холмиков был железобетон.


Я буду специально останавливаться на малозначительных деталях чтобы показать как и с каким вкусом устроен мемориал.
Реплики самолетов. Во всех надписях подчеркивается что это именно реплики (т.е. точные копии). Вот бы нашим музеям поучиться, а не выдавать плохо сделанные копии за оригиналы


Supermarine Spitfire Mk1 реплика представляет, как можно точнее самолет УТ-J, серийный номер R6675.


Hawker Hurricane Mk 1 Replica US-X. Именно на таком самолете основатель мемориала Commander Geoffrey Page сражался в 1940 году и был сбит над морем


Рядом с самолетами стильные таблички с подробным рассказом о моделях самолетах и их боевом пути, а так же с подробным перечислением всех тех кто помогал создавать эти реплики. Дополнительние таблички предупреждают о запрете залезать на реплики


Мачта по соседству. Ее символику я плохо понял. То ли это мачта судна которое спасало сбитых пилотов, то ли обыкновенная радио антенна.


Под мачтой сидит собака одного из пилотов - жителя Capel-le-Ferne. К табличке и лапам собаки кладут камешки



Рядом множество малых форм. От ящика для сбора пожертвований и информационных стендов, до урны для собачьего дерьма. Мне кажется что здесь чувство меры у организаторов мемориала на время куда-то спряталось.


И никому в голову не придет разломать эту донатницу, но на всякий случай на ней с каждой стороны написано, что она очищается каждый день. А сверху написано, что мемориал поддерживается волонтерами и на волонтерские пожертвования. Стоимость поддержки мемориала 2 фунта на посетителя. Как я понял, это  среднем обходится поддержка мемориала из расчета на одного посетителя. Далее предлагается пожертвовать. Когда я там был, в торопях табличку не прочитал, да и вообще не понял что это за тумбочка и денежку не оставил. Стыдно.



Информационные стенды подробно рассказывают о Битве за Британию и даже упоминают что мемориал построен на месте артиллерийской батареи






На входе на площадку мемориала расположен памятник с эмблемой RAF. Памятник "построен учащимися местного ПТУ".


Традиционно при входе расположен визитцентр. Снимал практически на бегу - мне надо было идти еще 8 миль до Дувра, а солнце уже клонилось к закату. Фотографии получились бестолковые. Центр был закрыт, на нем висела табличка о видеонаблюдении и была прорезана очередная щель для пожертвований.


Вдруг в здании послышалось какое-то шевеление и из него вышла женщина, собирающаяся домой. Я упросил ее пустить меня вовнутрь посмотреть. Вот несколько фотографий уютных интерьеров. Много всяких табличек и опять щель для пожертвований. Небольшое дешевое кафе предлагает любые напитки по 0,5 фунтов, чипсы, небольшие пирожные и конфеты. Самое дорогое блюдо - мороженое за 1 фунт






Бегло посмотрев все что было внутри я стал расспрашивать женщину что она знает про береговую оборону. Как оказалось она про нее знает мало, да и вообще она пришла только пол вымыть. Тут я очень удивился что она меня пустила, терпеливо ждала, да еще и рассказывала о мемориале. Оставив запись в книге визитов, я поблагодарил ее и пошел дальше. В визит-центре никакой литературы про береговую оборону не было и тема за исключением небольшого стенда на улице не раскрыта.


Проход к стене памяти внутри мемориала


И сама стена памяти с именами 417 пилотов, погибших в битве за Британию в 1940 году. Как потом оказалось на ней много русских, украинских и польских фамилий




Главный маршал авиации сэр Keith Park


К центральному монументу


Тут нет никаких лишних деталей, ничего не мешает восприятию






Лопасть винта. Посмотрите как тщательно уложена плитка




Вид с обрыва в сторону Фолкстона на Copt Point и порт


А вот эта табличка попалась мне на подходе к мемориалу у орудийного блока № 2. На ней написано очередное предупреждение о том что надо присматривать за детьми на краю скал, держаться подальше от подлеска в котором живут загадочные Adders и ядовитые змеи (это я только сейчас прочитал, а тогда я лазал во всю по подлеску не думая ни о каких Adders), не забираться на самолеты, ходить по тропинкам во избежания падения с крутых склонов. Табличка расстреляна местными вандалами.


А вот туда, на тот обрыв за которым прячется Дувр, мне еще предстояло идти. Но об этом в следующий раз.
Если приглядеться то за домиками в кучках цветущей зелени расположено несколько сооружений береговой обороны, а на самой высокой точки виден вал стрелкового полигона за которым скрывается следующая береговая батарея


PS: Хороший репортаж об этом мемориале
http://severr.livejournal.com/619380.html Некоторую информацию я использовал оттуда. На фотографиях видно как по праздникам мемориал утопает в цветах.
Другие мои репортажи из Великобритании http://starcom68.livejournal.com/236081.html
Tags: Авиация, Великобритания, Вторая мировая, Памятники, Стажировка

Posts from This Journal “Великобритания” Tag

  • Типичные английские вечеринки 1980-х

    Оригинал взят у macos в Смотрите и учитесь: краткое пособие по бурному веселью из Англии 80-х Британский фотограф Дафидд Джонс…

  • Загадочная статуя беременной женщины

    Оригинал взят у nathoncharova в Загадочная статуя беременной женщины В ближайшие 20 лет на горизонте города Илфракомб в Англии будет…

  • Ракета на Темзе

    Оригинал взят у matsam в Ракета на Темзе. Никогда не знал, что в 1973-1976 годах в Лондоне на Темзе ходила наша Ракета, впрочем тогда по…

  • Римская обувь Виндоланда

    Оригинал взят у zihuatanexo в Во что обувались римляне? Раскопки форта в Британии. Почти две тысячи лет назад на севере современной…

  • Британский концлагерь в Фамагусте (Кипр)

    Оригинал взят у puerrtto в Британский концлагерь в Фамагусте (Кипр) Крайне малоизвестная страница истории Кипра напрямую связано с…

  • Стажировка в Великобритании. Навигация по материалам

    Этот пост является ключом к различным материалам, написанным мной и моими коллегами за время стажировки в Великобритании по программе…

  • East Tilbury battery

    И так, в моих странствиях по Великобритании я добрался до очередного места, куда ни разу не ступала нога русского человека. Объект называется…

  • Отгадка. Абсолютно лысый...

    Знаете кто был на фото в предыдущем посте и на заставке в этом? Это абсолютно лысый.... ЁЖ по имени Нельсон Ежа нашли в Британии. По какой-то…

  • Ядерные мины

    Оригинал взят у masterok в Ядерные мины с цыплятами Синий Павлин — это название сверхсекретного проекта, который британские…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments