starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Алексей Лебедев: Еврейский музей и центр толерантности

Сходил, посмотрел. Скажем так: чувства двойственные.
С одной стороны, это профессиональная работа, где ряд вещей выполнен просто мастерски (например, общее архитектурно-художественное решение пространства). Не сомневаюсь, что заказчик в полной мере удовлетворен: сделано нарядно, доступно и "шикарно". Относительно последнего: можно сделать дорого, качественно, но так чтобы это не бросалось в глаза. А тут не просто потрачено много денег (по моим оценкам, от 1 до 2 миллиардов рублей), а наглядно продемонстрировано, что это "богато". Сразу понятно: это не просто самая дорогая музейная экспозиция России, это раз в 10 дороже всего, что когда-либо видели в нашей стране.

Конечно, это не музей в традиционном понимании. Скорее, мультиплекс (в смысле - многозальный кинотеатр). Подлинных вещей совсем мало и они не значимы. Но это музей в другом смысле: весь рассказ строится на сильных визуальных образах. Можно сказать, что это полноценный виртуальный музей в реальном пространстве.
Слабым (я бы сказал - провальным) местом является концепция. Не ясно главное: это музей ЧЕГО? - Истории евреев, живущих на территории современной России? - Тогда причем тут Одесса и Бердичев? - Может, это музей истории евреев, живших в Российской империи (СССР)? - Тогда где разделы про бухарских евреев, кавказских евреев и т.д. Ведь, кроме ашкеназов, тут проживали и проживают и другие субэтнические группы. Не менее странным выглядит отсутствие раздела, посвященного Земле обетованной - государству Израиль. В итоге музей получился глубоко провинциальным, можно сказать "местечковым". Эдакий взгляд на мир из Шепетовки.
Главным следствием этой концептуальной невнятности становится безадресность. Это музей ДЛЯ КОГО? - Адресатами экспозиционного повествования можно считать персонажей вполне маргинальных: евреев, которые совсем не знают историю своего народа, но при этом идентифицируют себя с еврейской культурой. Мне кажется, таковых единицы: те, которые идентифицируют, неплохо знают свою историю (и для них это сделано слишком примитивно), а те, которые считают себя носителями русской культуры, не особо интересуются еврейской. Итог весьма нагляден: музей только неделю как открылся, распиарен всеми СМИ по полной программе и ...абсолютно пуст. Никому это не интересно.
И наконец, последний вопрос, также относящийся к концепции. В экспозиции (пусть весьма выборочно и странно) рассказана история "тутошних" (не очень понятно каких) евреев. Вопрос: А куда эта история ведет? - Ведет она в довольно неожиданное место: в Центр толерантности (который является частью экспозиции). И в этот момент становится совсем непонятно: это толерантность КОГО и к КОМУ? - Данной темы развивать не буду, т.к. про толерантность подробно сказано в интервью Х.Сокола -
http://www.artguide.ru/ru/articles/18/276
Tags: Москва, Музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments