starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Дети ханты

Было это в далеком 1992 году на реке Тапсуй в районе деревни Тапсъяныгпауль. Жили мы в лесу неподалеку от стойбища манси. Дак вот, местная девочка которой еще не было 6 лет, одна, через лес, повадилась бегать к нам в лагерь, несмотря на то, что бабка пугала ее зайцами в кустах. Девочке очень нравились наши каши и макароны с редкими включениями тушенки, а то "дома все мясо, да мясо". Как-то дежурные рядились кому идти разжигать костер. Девочка глядя на это взяла топор и стала рубить дрова. Топор был тяжелый, и она поменяла его на саперную лопатку и в мгновение ока превратила доски в дрова и нащипала лучину. Спустя какое-то время огонь горел...
Это было предисловие к посту Сергея Анашкевича недавно вернувшегося из Сургутского Приобья.
Оригинал взят у aquatek_filips в Дети ханты
Этим постом я начну небольшую серию рассказов о небольшом по численности коренном народе, населяющем север Западной Сибири в России - ханты.
И первый рассказ будет о детях ханты. Застенчивых, любознательно-любопытных, с огромными живыми глазами будущих охотников, рыболовов и оленеводов. Или городских жителях, кто знает...

Дети ханты


2. Традиционно семьи ханты достаточно многодетные - зачастую это трое и больше детей. Дело в том, что стойбищах ханты, как лесных, так и кочевых, дети – это не лишние рты, а полноценные помощники практически во всем.. Это сбор ягод и заготовка дров, изготовление предметов быта и одежды, охота и рыбалка, торговля и оленеводство.

Дети ханты

3. С самого раннего детства ханты стараются, чтобы дети были как можно ближе к природе. В первые месяцы новорожденного заворачивают в пеленки из мягкой ношеной одежды и одеяльце из шкурки зайца. Через три-четыре месяца ему шьют рубашку и нагрудники из бересты с выскобленным узором. На ноги детям надевают берестяные наколенники, по представлениям ханты предохраняющие ножки ребенка от искривления. Еще в грудном, а точнее, в колыбельном возрасте детям шьют почти полный комплект одежды – такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов. Украшают ее иногда даже богаче, чем одежду для взрослых, прикрепляют колокольчики; девочкам надевают миниатюрные украшения.

Дети ханты

4. У хантов женщина часто кормит ребенка грудью до двух – трех лет, а то и дольше. На время длительной поездки ему дают сосать беличью лапку либо оленье сухожилие (кое-где беличью лапку дают даже раньше, чем мать впервые прикладывает ребенка к груди). Позже детям не готовят пищу отдельно, они едят из общего котла. Единственное, что им уступают - лакомства, например, мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей – хантыйскую жевательную резинку.

Дети ханты

5. Чтобы быть полезным в семье, коренной хант должен с раннего возраста учиться различным навыкам и умениям. Дети рано получают небольшие копии других предметов взрослых: ножа, лука со стрелами. Игрушками служат в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек – игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков – лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей. Игры детей нередко становятся полноценными уроками труда.

Дети ханты

6. Девочка в два-три года уже умеет собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок может получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С двенадцати лет девочка умеет самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходит один на охоту.

Дети ханты

7. Дети ханты молчаливы, застенчивы, но игривы. Однако можно заметить, что их игры очень четко направлены. Все на то же приобретение нужных навыков. Т.е. даже игра - маленькая жизненная школа или тренировка

Дети ханты

8. Эти ребятишки достаточно упорно забираются на крутую горку и прыгают с нее вниз и тут же, пыхтя, возвращаются обратно, чтобы повторить действие по кругу. Здесь тренируется выносливость, упорство, группировка и умение быстро спускаться с таких горок.

Дети ханты

10. Интересно, что девочки играют в эти игры наравне со взрослыми.

Дети ханты

11. Особого внимания заслуживает среднее образование коренных жителей Югры. Дети ханты учатся в интернатах. Дело в том, что организовать школу в малочисленных стойбищах фактически невозможно, поэтому единственным вариантом остаются интернаты, в которых дети и учатся, и живут. Родители не могут ежедневно привозить и забирать своих детей за много километров от стойбища, ведь им нужно охотиться, заготавливать ягоды или грибы, ловить рыбу или заниматься оленеводством. Некоторых, конечно, забирают по вечерам. Но, как правило, это возможно, только если родители живут совсем рядом. В остальных случаях детей забирают только на каникулы.

Дети ханты

12. Общение с ханты показало, что они не всегда положительно оценивают подобную систему образования, ведь они лишаются, во-первых, помощников, а во-вторых, получая общеобразовательные знания, дети не получаются практических знаний, как получали их испокон веков, вместе с отцом идя на охоту или вместе с матерью вычиняя оленью шкуру.

Дети ханты

13. Однако родители не имеют права не отдавать детей учиться. Ведь таким образом они нарушат федеральный закон России, согласно которому родители обязаны обеспечить своему ребенку возможность получения среднего образования. Если они не привезут ребенка в интернат, это может иметь для них серьезные последствия.

Дети ханты

14. Еще одной серьезной проблемой при обучении в интернате является социальное неравенство. Живя в стойбище, как правило, для ребенка это не является проблемой, т.к. он не знает понятия "начальства". Для него есть только отец и мать. В интернате же, зачастую, дети (особенно из тундры и леса) очень болезненно привыкают к новому для себя фактору

Дети ханты

15. В маленьком возрасте очень часто мальчики и девочки почти не отличаются внешне. И порой только по одежде можно определить пол ребенка при первом взгляде.

Дети ханты

16. У ханты не принято сильно баловать своих детей, поэтому езда на санках, которые тянет мать или отец, заканчивается в довольно раннем возрасте

Дети ханты

17. Подросток ханты наблюдает со стороны соревнования по прыжкам через нарты. Еще год-два и он тоже сможет принять участие, попытавшись отличиться на дне рыболова, охотника и оленевода

Дети ханты

18. Взрослые подростки становятся все больше похожими на своих взрослых родителей

Дети ханты

19. В наше время коренные северные народы, ведущие традиционные промыслы и сохраняющие в своем укладе некоторые черты родоплеменного строя, находятся на грани исчезновения как этносы. На этот процесс влияют и социально-экономические, и демографические факторы.
Дети, с детства сосавшие беличью лапку и учившиеся точно бросать аркан, вырастая и получив среднее образование, часто не желают возвращаться к традиционному образу жизни в стойбище или кочевать. Они становятся так называемыми городскими ханты, продолжают учебу в высшей школе и идут работать, все сильнее отдаляясь от своих корней.

Дети ханты

Подготовка материалов об оказалась возможной благодаря администрации города Сургут и Сургутского района.
Югратерра продолжается. Не переключайтесь.
Как и всегда, все самое интересное из увиденного, в он-лайн режиме будет появляться в моих  Facebook, Instagram Instagram и Twitter.
Кроме того, в Instagram и Twitter вы можете смотреть заметки всех участников блог-тура по хеш-тегу #ugraterra





Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:






День охотника, рыболова и оленевода в Югре Водопад Нижний Кубалар Беспокойное море Шторм и люди Нашествие медуз в Балаклаве


При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна


<br>





Tags: Дети, Образование, Природа, ХМАО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments