starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Экспедиция во Владимир-Волынский укрепрайон, 10-17 апреля 2013 года

Оригинал взят у kiurowed в Экспедиция во Владимир-Волынский укрепрайон, 10-17 апреля 2013 года
Экспедиция во Владимир-Волынский укрепрайон, 10-17 апреля 2013 года.
Совместный проект ОО «КИУР» и GB “Kriepost”.


Первая наша экспедиция во Владимир-Волынский УР состоялась 10 лет назад, в 2003 году и тогда удалось пройти половину укрепрайона, начав в лесах возле Устилуга и закончив в полях под Нововолынском, у села Михале. Уже в следующем, 2004 году, вторая экспедиция охватила практически всю построенную в 1941 году часть укрепрайона. В тот раз мы начали от села Старая Лишня и, пройдя по всей полосе ВВУРа, закончили под Устилугом. В этих двух экспедициях было собрано достаточно материала, который позволил написать большую статью про ВВУР, опубликованную в 2007 году в сборнике «Крепость Россия» №3.

В последующие годы было ещё несколько экспедиций в ВВУР, небольших, посвящённых отдельным участкам. Постепенно собирались новые данные, находились новые сооружения, шёл сбор новых материалов, с перспективой будущего издания книги про ВВУР.

Познакомившись с польскими коллегами из исследовательской группы «Крепость» (Grupa Badawcza Kriepost), которые занимаются изучением советских дотов бывшей «линии Молотова» и объездили уже большую часть УРов этой линии, было решено объединить усилия в деле изучения УРов на нашей территории.


На апрель 2013 года была запланирована большая совместная с польскими коллегами экспедиция в ВВУР, дабы уточнить ряд вопросов, найти ранее пропущенные сооружения, провести измерительно-чертёжные работы для создания каталога фортификационных сооружений ВВУРа.


Решено – сделано. Затяжная зима этого года заставила изрядно понервничать, так как внесла существенные коррективы в состояние местности, но не терять же несколько месяцев подготовки? Поэтому знание местности и многолетний опыт не дали нам спасовать.

В результате, хотя экспедиция и происходила в период максимальной распутицы в тех краях, никаких срывов по состоянию погоды не было. В первые дни экспедиции даже в полях ещё лежал кое-где снег, а открытый грунт представлял собой вязкую кашу.




Вода же заполняла любое мало-мальское углубление, не говоря уже про впадины и низины. Озёра, пруды и речки переполнились и широко разлились.
 

В лесу же снег так и лежал сплошным слоем толщиной в 20-30см. При постоянных плюсовых температурах всё бурно таяло и текло, поэтому везде было мокро и – грязь, грязь и ещё раз грязь.
 

Базируясь в Устилуге, мы начали с близлежащих опорных пунктов – Корчунев, Устилуг и Поромов, причём Корчуневский ОП, расположенный в лесу, оказался пожалуй наиболее тяжёлым для нас. Уже упоминавшееся количество снега в лесу, его активное таяние привело к тому, что несколько ручьёв, протекавших через лес, изрядно усложнили перемещение. К этому добавилось подтопление низменных участков в лесу и то, что постоянно приходилось ходить по мокрому снегу. Тем не менее, добрались до всех сооружений.

Орудийно-пулемётный ДОТ так и остался в котловане. При подрыве стены сошли с фундамента, но не оторвались от потолка, из-за чего ДОТ стал немного похож на пирмамиду. Внутренний интерьер производит неизгладимое впечатление.

Противотанковый ров и котлован для ДОТа
          

Для максимальной эффективности работы действовали двумя группами, что позволяло осмотреть максимально возможное количество дотов. Каждая группа работала по своему участку, делая описание и фотографируя доты, по необходимости делая промеры для создания чертежа. Благодаря нашим прошлым экспедициям, типы сооружений было достаточно уточнить, да и с поисками их на местности проблем не возникало.
В полях же самым тяжёлым участком оказался ОП «Устилуг», где большая часть дотов расположена на полях и пришлось «намотать» несколько километров по вязкой грязи, неоднократно пытавшейся стащить сапоги с ног.
Именно на первые два дня экспедиции пришёлся пик таяния снега в полях, из-за чего верхний слой грунта переувлажнился и растёкся в кашу под теплом лучей.
Внутри сооружений – пронизывающий холод и сугробы, наметённые за долгую зиму. Пока были морозы, сыпучий снег надувало через амбразуры, входы и шахты вывороченных бронеколпаков. Кое-где в перископных трубах замерзала вода, которая весной с прогреванием выпадала внутрь казематов в виде ледяных столбов.


В итоге хождение внутри казематов стало довольно опасным – на этом кадре видно, что люк на нижний этаж наполовину закрыт сугробом. Провалиться легче простого. В технических помещениях в полу также всегда хватает проёмов, например водосборного колодца или бывшего топливохранилища.

Спустя 2-3 дня поля подсохли и ходить по ним уже не составляло особых проблем. Поэтому в опорных пунктах Янов, Поромов, Михале, Морозовичи и Лишня работа шла уже без излишнего напряжения.
  
Многие низменности были залиты водой, придавая совершенно новый облик знакомым местам, но к нашему счастью, подтопленных участков с дотами оказалось в дальнейшем совсем немного.
 

Стоит немного рассказать о том, что же за типы сооружений имелись в опорных пунктах ВВУРа.

Артиллерийские полукапониры.
«Визитка» Устилуга, да и всего ВВУРа – недостроенный АПК на въезде в город Устилуг. Второе фото - АПК, достроенный и вооружённый двумя 76мм орудиями на установках Л-17, с пулемётной уставновкой НПС-3 в крыле сооружения.
 

Амбразура Л-17, вид изнутри. Надпись, чтобы при монтаже амбразурного короба его не установили вверх ногами.
 

Орудийно-пулемётные полукапониры (ОППК).
Вооружались 45мм противотанковым орудием на установке ДОТ-4 (спаренное с пулемётом ДС-39) и 1-2 пулемётами на установках НПС-3.
Двухамбразурный ОППК слева, трёхамбразурный ОППК справа.
 

Пулемётные полукапониры (ППК).
Вооружались 2-3 пулемётами на установках НПС-3.
 


Орудийно-пулемётные ДОТы (ОПДОТы).
Вооружались 1-2 ДОТ-4 и 1-2 НПС-3. Установка ДОТ-4 могла быть как по центру, так и сбоку, могло их быть и 2. Амбразурные короба выбили немцы во время оккупации. Часть ДОТ-4 ушло в переплавку, а часть немцы применили для вооружения своих дотов в 1944 году.
 

Пулемётные ДОТы (ПДОТы).
Вооружались 2-3 пулемётами на установках НПС-3, но были и доты, вооружённые до 5 НПС-3.
 

Малые сооружении (МС).
Небольшие одноамбразурные сооружения, полукапониры и фронтальные ДОТы с одним казематом. Усиливали систему обороны опорных пунктов, прикрывали подходы к более крупным сооружениям.
Должны были вооружаться одним пулемётом на установке ПК-4Б, но промышленность не успела к началу войны выпустить эти установки. Во всяком случае, пока ещё ни одну такую установку в МСках не видели.
Фронтальная МСка и фланкирующая МСка (полукапонир).
 

Наблюдательный пункт (НП).

Простое двухкомнатное сооружение с двумя перископами, по одному в комнате. Амбразур в стенах не было – НП должен был быть полностью в земле. Этот не успели покрыть гидроизоляцией и обсыпать грунтом.
Ранее НП в опорных пунктах должны были иметь бронеколпак, но на "Линии Молотова" от этой идеи отказались - слишком много бронеколпаков надо было произвести. Хотя 1 или 2 НП на "Линии Молотова" всё таки построены под бронеколпак.



Бронеколпаки в советской фортификации – особая тема. Так получилось, что массовое производство их промышленность не сумела освоить. Дорогое и сложное удовольствие, хотя Польша и Чехословакия сумели в 30-х годах наладить серийных выпуск цельнолитых бронеколпаков самых разных видов. В СССР же о литых бронеколпаках только мечтали.
В сентябре 1939 года, когда Германия добивала Польшу, СССР присоединил к своей территории Западную Украину и Белорусь. А там в качестве трофеев достались польские укреплённые районы, строившиеся с целью обороны от Красной армии. И в укрепрайонах этих оказалось немалое количество бронеколпаков, в том числе и не установленных на польские доты – не успели.
Особенно богатые трофеи достались Киевскому Особому военному округу, войска которого захватили Сарненский УР. Одних только бронеколпаков там захватили свыше сотни. Достаточно быстро в верхах было решено использовать это ценное имущество, применив трофейные бронеколпаки при строительстве советских укрепрайонов на новой границе. Что и было сделано – бронеколпаки стали массово устанавливать на новые советские доты.
Интересно отметить забавный исторический факт - КОВО ни с кем не поделился трофейными бронеколпаками. Всё, что захватили его войска, было использовано в УРах на территории КОВО. Ни в Белорусский округ, ни потом в Прибалтику не отдали ни одного бронеколпака.

В ВВУРе было установлено немало бронеколпаков. Часть их была повреждена или разрушена во время боёв и демонтирована скорее всего ещё немцами.
Остальные мирно ржавели десятки послевоенных лет. Но к сожалению, в начале 2000 годов сборщики металлолома добрались и до ВВУРа, начав именно с бронеколпаков.

Так выглядел в 2003 году один из колпаков ОП , а фото справа - так он выглядит теперь.
   

Так выглядел бронеколпак на одном из дотов в Корчуневском ОП, теперь же от него остался только отпечаток на бетоне.
  

В лучшем случае, от бронеколпака отрезали только верхнюю часть. Все бронеколпаки польского производства имели маркировку с сигнатурой завода, датой и номером.
  


Оборудования в дотах ВВУРа не осталось. Даже те жалкие остатки, которые видели 10 лет назад, погибли под резаками металлоломщиков.
Вид командирской рубки с «таблеткой» - подставкой для перископа. Остаток перископа – один из немногих сохранившихся элементов. На стене видна нанесённая мелом разметка для монтажа оборудования рубки.
 

Перископная труба с рукоятью внешней заслонки и сама внешняя залонка, защищавшая перископную трубу.
 

А это «граффити» из 1941 года изображает колонку из воздухоочистных фильтров, составлявших фильтро-вентиляционную систему ДОТа. В продолжение темы - современное граффити сельских детей: «Три принцессы»
 


Боевые действия сохранили о себе память в виде повреждений на стенах дотов. Многие доты не имеют ни царапины, а стены других безмолвно рассказывают о жестоком противостоянии оборонявшихся и штурмовавших.

Попадания снарядов в орильон ОППК, на втором фото - огонь вели по входу в дот.
 

По амбразурам этого АПК били, подойдя с тыла. А по фронтальнику ударили осколочным снарядом, который попал над амбразурой и разлетелся, исполосовав стену осколками.




Левый кадр - 50мм снаряд, застрявший в стене дота, справа - снаряд покрупнее.
 


ДОТ-4 со следами попаданий и НПС-3 с очень выразительно застрявшим в броне снарядом.
 

Рикошетирующие от бетона снаряды рвали сталь как бумагу, да и у осколков силы хватало
 

Так выглядят доты, «обглоданные» в результате методичной долбёжки.
 

Снаряды крошили бетон и рвали арматуру, второй кадр - снаряд влетел сквозь пролом и разорвался на стене
 

Разное.
Свалка в доте – обычное дело.
 

Результат подтопления – дот попросту залит водой.
 

С одной стороны - "никто не забыт", с другой - как торт, кусочек за кусочком, история уходит в небытие.
 

Не обошлось в экспедиции и без сюрпризов.

Хорошо, что обладатель ЭТИХ ГЛАЗ залаял, ещё мы только подходили к доту. А то неожиданно высветишь фонариком два таких глаза в темноте каземата – и сам там ляжешь.

В дотах часто бывают трупы птиц и животных, диких и домашних. Кто-то, забравшись в казематы и провалившись на нижний этаж или в колодец, гибнет от травм и голода. Часто местные бросают умерших животных, ленясь копать яму, а нередко устраивают и настоящие скотомогильники в дотах – трупы коров и лошадей доводилось видеть не раз.

А кого-то бросают вниз, решив избавиться, или просто из садизма.




Пёс был немаленький, но кое-как вытащили. Увидев свет, рванул со всех лап подальше от дота. Вообще, это была вторая вытащенная из дота собака, просто первую не сфотографировали. Первым стал небольшой пёс, вынутый из камеры под нижним этажом одного из дотов в селе. Но на этом операция «Чип и Дейл спешат на помощь» не закончился – был ещё и третий пёс в очередном доте, опять на нижнем этаже. Методика уже отработана –наброшен шнур, пёс вытащен наверх и отпущен восвояси.
 

Эпилог

«И на Западном на Буге свой закончили поход».
Последний день работы ещё полным составом мы закончили на Западном Буге возле Литовежа. Река разлилась на всю ширину поймы около километра и производила незабываемое впечатление. У старой церкви конца 18 века – последний полевой ужин.
 

Больше фотографий из экспедиции смотрите тут: http://kiur-club.io.ua/album611843
и на страничке наших партнёров – grupy badawczej “Kriepost
Конец.

Tags: 1941, ВВУР, ДОТы, Украина, Укрепрайоны, Фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments