starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Ворошиловская батарея № 981. Башни МБ-3-12

О Ворошиловской батарее на острове Русский написано много, как в Интернете, так и в специальной литературе. Нет нужды это повторять. Ограничусь лишь кратким описанием по ходу повествования и ссылкой на наиболее полную статью коллектива авторов: 305-мм/52 кал. башенная береговая артиллерийская батарея № 981... в сборнике "Крепость Россия 3" за 2008. Эту статью я всячески рекомендую прочитать заинтересовавшимся гостям моего журнала.
Про Ворошиловскую батарею я знал давно, но особенно жгучее желание посетить этот памятник фортификационного искусства появилось после детального знакомство с ее сводной сестрой - 30-ой батарей в Севастополе.
Так или иначе, морозным январским утром я неожиданно для себя оказался на острове Русский в компании гостеприимных коллег Владимира Калинина и Дениса Никифорова. Победив пыльную дорогу, мы наконец-то достигли батареи. Осмотр грандиозного сооружения конечно начали с блока № 1, но репортаж я буду вести в несколько другом порядке.
Сначала расскажу и покажу как выглядят башни бывшего царского линкора "Полтава"  снаружи. Да, я не оговорился, именно артиллерийские установки этого линкора (башни №№ 2 и 3, две другие ушли на восстановление 30-ой батареи после войны) пошли на вооружение этой береговой батареи, беспорно одного из смелых и интересных проектов СССР начала 30-х годов прошлого века. Если севастопольские советские башенные 12" береговые батареи были задожены еще до Революции и продолжают генезис башенных 305 мм береговых батарей царской России, то 981-я батарея построена полностью по оригинальному проекту.

Батарея расположена на закрытой позиции в глубине острова Русский. В плане представляет собой два трехуровневых орудийных блока, разнесенных примерно на 200 метров друг от друга, соединненные потерной с техническими помещениями и силовой станцией. На каждом блоке установлено по башне бывшего линкора "Полтава" с тремя орудиями калибра 12" (305 мм). Строительство батареи началось в 1932 году, вступила в строй она в рекордно короткие сроки в 1934 году, через 2,5 года после начала проектирвоания. В последствии достройка батареи продолжалась. В 1997 году батарея как воинская единица была расформирована и в 1998 году на ее базе был создан филиал Военно исторического музея ТОФ "Ворошиловская батарея". В отличии от 30-ой батареи в Севастополе или еще стреляющих боеготовых финских батарей, "Ворошиловская" сейчас уже не в состоянии сделать ни одного, даже салютного выстрела. Необходимое оборудование и детали орудий утрачены (сданы в металлолом) или неработоспособны. Не возродил батарею как уникальный исторический атракцион и самую дорогую карусель в мире и прошедший саммит АТЭС 2012.

Огневая позиция береговой батареи № 981. Схема из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html


Общий вид береговой батареи № 981 на космосъемке Google Earth


Разрезы батареи из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html


Мы заехали прямо на огневую позицию батареи, между двумя башнями. Когда-то здесь парковался грузовик дежурной смены. На фотографиях видны запасные орудийные стволы, лейнированные в 1941 году.


Башня номер 2 или "кормовая". Обратите внимание на хомуты на стволах.


А вот эти "наболдашники" на дульных срезах - отличительная особенность орудий "Ворошиловки". Конструктивное решение после того, как орудия были перестволены в 1939-1940 гг.


Общий вид башни № 2 с фронта. Толщина вертикальной брони каждой башни составляет 305 мм, горизонтальной - 203 мм, что позволяло противостоять снарядам 12" калибра неприятельского флота.


Обратите внимание на белый налет внутри ствола второго орудия, по всей вилимости его замок открыт и в стволе образуется изморозь. Вторая башня находится в более плачевном состоянии чем первая и доступ туда закрыт.




Трещины в кормовой части башни. Что это, дефект отливки или следы пожара на линкоре "Полтава" и попыток его тушения? Но ведь броневые листы башни подверглись замене с целью усиления бронирования. В аналогичном месте расположена трещина  и на первой башне. Или кормовые листы все же оставили оригинальные, т.к. они были 305 мм толщины? Корма второй башни как раз была расположена над очагом пожара, а вот третьей на значительном удалении.


Укрытие для козлового крана за башней. Видны следы от демонтированных ныне подкрановых путей.


Грибок часового и остатки проволочных заграждений


Идем в сторону башни № 1


Дульный срез запасного лейнированного ствола отличается от того что сейчас установлено в башнях


Интересно, что стволы покрашены в разный цвет. Может быть это зависит от того, на каком фоне они лежат или какая краска была под рукой? Под стволом перекрытие силовой станции, расположенной в середине соединяющей орудийные блоки потерны


Запасной ствол первой башни и обустроенный несколько лет назад фонтан. Ныне заброшен.


Вид в сторону первой башни. Видны остатки подкрановых путей и вход в первый орудийный блок


Вид от первой орудийной башни на вторую


На переднем плане еще два запасных орудия


Вход в первый орудийный блок


Кормовая часть первой орудийной башни. Обратите внимание на дефект в том же месте, что и у второй башни.


Ну не могла же она так проржаветь?


Понятно теперь для чего были нужны хомуты на ствола орудий?


45-мм пушка 21-К закреплена на орудии для учебных целей. чтобы не расходовать дорогие боеприпасы и не демаскировать позицию




Обратите внимание на крепление противохимической защиты. В его отсутствие по башне гуляют сквозники. И опять какая-то странная дырка в вырезе брони.








Вид на главную директриссу стрельбы.  Где-то там за горой море. За деревьями слева винеется "подарок" от организаторов саммита АТЭС - очистные сооружения.


Два орудия этой башни №№ 73 и 93 (правое и среднее) были первоначально установлены на линкоре "Императрица Мария", после его гибели в Севастопольской бухте в 1915 году, в 1930-е годы были подняты ЭПРОНом и отремонтированы.


Бронезакрытие для визира башенного командира. Здесь этот элемент был практически не нужен. Батарея располагалась на закрытой позиции.








В следующем репортаже я расскажу о внутреннем устройстве орудийной установки МБ-3-12 на примере первой башни Ворошиловской батареи

Другие мои репортажи о поездке во Владивосток: http://starcom68.livejournal.com/620696.html

Tags: Артиллерия, Береговая оборона, Владивосток, Крепость Владивосток, Музеи, Остров Русский, Фортификация
Subscribe

Posts from This Journal “Остров Русский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “Остров Русский” Tag