starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Судьба Эски-Юрта

За свою жизнь я более десятка раз был в Крыму и последние двадцать лет пристально наблюдаю за различными ситуациями на этой территории. Многие из них поучительны для людей не склонных к анализу и любителей выхватывать факты из контекста, особенно в свете последних крымских событий. Расскажу одну историю, свидетелем которой оказался 12 августа 2006 года, а последствия наблюдал через семь лет в июле 2013 года.

Первая часть истории 2006 года такова.
В Бахчисарае, недалеко от железнодорожного вокзала расположена местность под названием Эски-Юрт или Азиз. Это место первого золотоордынского поселения в Крыму и территория огромного некрополя (около 16 га) с наиболее ранними захоронениями татарской знати, как в грунтовых могилах с надгробиями (около тысячи) так и в четырех мавзолеях (дюрбе) XIV-XVII веков. Два татарских поселения с означенными топонимами в 1950-е годы вошли в городскую черту Бахчисарая. Не застроенным остался только небольшой участок по улице Буденого около дюрбе и остатков фундамента мечети.  Являясь памятниками архитектуры и находясь на государственной охране мавзолеи влачили свое существование в окружении послевоенной частной застройки и живописного пустыря, выполняющего функцию охранной зоны. Некрополь начал приходить в упадок почти сразу после присоединения Крыма к Российской империи в XVIII веке. Причем разграбление святынь началось местным татарским населением. Мавзолеи относительно сносно пережили годы советской власти и годы войны (оставившие на их стенах выбоины от пуль и осколков), чего не скажешь о полностью утраченной мечети и надгробных памятниках. Из ощутимых утрат последнего столетия стал только обвалившийся купол дюрбе Бей-Юде-Султана, ныне восстановленный. Такая ситуация сохранявшая "статус кво" этих уникальных памятников архитектуры продолжалось примерно до средины 1990-х гг., когда охранные таблички были сданы в металлолом, а на пустыре раскинулся рынок , принадлежавший по слухам одному из местных авторитетов со славянской фамилией. Кто подписывал земельный отвод и согласовывал размещение рынка со стороны госорганов охраны памятников, как обычно, осталось за кадром. Но место судя по всему было хлебное.



1 - Мавзолей Бей-Юде-Султан XV в. (остался за кадром), 2 - мавзолей Ахмед-Бея н. XVI в.) 3 - мавзолей Мухаммед-бея 1577 г., 4 - мавзолей Мухаммед-Гирея II  к. XVI - п.п. XVII вв., 5 - кафедра проповедника (мимбер) XVI-XVII вв.

О самих мавзолеях как объектах культурного наследия я расскажу в отдельном посте, материалов у меня много. Здесь же меня больше интересуют события последних двадцати лет. В 2006 году рынок в местечке Эски-Юрт (Азиз) в районе перекрестка улиц Буденного и Фрунзе стал яблоком раздора между татарской и русскоговорящей общинами города.
До этого времени на рынке торговали и братья-славяне и татары и всем было одинаково наплевать на сиротливо торчащие между прилавками со свининой мавзолеи, зачастую превращенные в свалку мусора как дюрбе Ахмед-Бея. Но в связи с ростом национального самосознания крымско-татарского народа и "растущими земельными аппетитами" ситуация изменилась. По заказу инициативной группы "Укрпроектреставрация" разработала проект превращения урочища с дюрбе в историко-культурный комплекс "Святыни Азиза" с ликвидацией рынка.





В 2007 году я еще не вел свой ЖЖ, но на страницах одно из форумов написал свою оценку событий по горячим следам:
"Дело безусловно благое, но настораживает то, что за этим скорее всего стоит не только любовь к древностям но и, как говорят противники проекта, желание получить лакомый кусочек земли. Никто не даст гарантию того, что как только у рынка сменится хозяин, все останется по прежнему. Впрочем время покажет, а пока мавзолеи отчасти подновлены, мусор из них убран а вокруг идут нешуточные баталии, которые периодически и докатываются до "голубых экранов" в столице (т.е. Москве). И уже объекты наследия это только предлог для выяснения отношений между татарской диаспорой и малочисленной прослойкой рускоязычных жителей Бахчисарая, лишившихся своих рабочих мест за прилавком."
Писал я под впечатлением событий, свидетелем которых стал. Я знал что в Бахчисарае не спокойно, тем не менее после осмотра Старосельской пещеры отправился в урочище Эски-Юрт. К моему удивлению улица Буденого была перекрыта митингующими за превращение территории рынка в крымско-татарский историко-культурный центр. Несколько кадров робкой съемки у меня осталось.


Вот такие смешные баррикады тогда строили.
На планшетах размещены исторические фотографии святынь и фрагменты проекта создания крымско-татарского историко-культурного центра.


Представители крымско-татарской диаспоры собирались в тенечке у импровизированного молельного места. Они как бы сами по себе сидят, а баррикада сама по себе.


Тактика крымско-татарских протестувальников в течении длительного времени выражалась в мирном перекрытии доступа к рынку для посетителей. На 12 августа в городе был назначен митинг славянского населения против перекрытия прохода к рынку, что в последствии вылилось в попытку снести заграждения и драку между противоборствующими сторонами. Соответственно протестувальники были на чеку и никого, кроме жителей окрестных домов через заграждения не пропускали.
Но мне то туда нужно было попасть. Я нашел старшего, объяснил, что приехал из далека ради этих самых святынь и не могу уехать из Бахчисарая не увидев их. После непродолжительного совещания меня решили проводить на территорию рынка мужчина и женщина.
Еще ко мне был приставлен рослый омоновец, в то время как его коллеги из симферопольского ОМОНа скрывались от палящего солнца в чайхане, сложив свои щиты и жилеты на улице. Интересно, это уже был "Беркут"?


Осмотрев дюрбе и даже побывав в одном из них, я не торопился уходить. Все что было связано с событиями меня попросили не снимать. Только архитектуру.
Дюрбе Ахмед-Бея




Вид на кладку купола изнутри


Дюрбе Муххамед-Гирея


Дюрбе Мухаммед-Бея с побитыми пулями и осколками стенами и мусорным контейнером перед фасадом, прикрывающим единственную стелу с уцелевшей надписью "Памятник археологии. Охраняется государством"




Кафедра проповедника (мимбер)




Постепенно разговорились. Я, на сколько было возможно, выяснял подробности проекта строительства историко-культурного центра стоя рядом с планшетами у баррикады. Мне он показался чересчур перегруженным новоделами. Вдруг к нам подошел человек и что-то сказал по-татарски. Мои друзья передали, что мне лучше уходить, сейчас начнется. Толпа с митинга рускоязычной диаспоры двинулась в сторону рынка. Да, мне было уже пора.
По пути фотографирую спрятавшееся в капусте дюрбе Бей-Юде-Султан - самое старое здание комплекса, с восстановленным в последние десятилетия куполом.


Дошел до вокзала, сел на проходящий московский поезд, чтобы встретиться с женой, ехавшей в результате случайного совпадения в одном купе с семьей Широкорада. И тут звонок от севастопольских коллег - в Бахчисарай вводят БТРы симферопольского ОМОНА. Легко отделался.
Потом в Севастополе, коллеги несколько охладили мой пыл в поддержке крымско-татарской инициативы, буднично заявив, что ничего хорошего их этого не выйдет и стоит за этим только экономический и земельный интерес. Ну, это их видение ситуации.
Когда я уже был в Москве, в ситуацию вмешался Ющенко. Было принято решение рынок закрыть, а землю передать под историко-культурный центр.

Вторая часть истории.
Теперь посмотрим, что произошло за истекшие семь лет. В июле 2013 года я с опаской подъезжал к Эски-Юрту, ожидая увидеть мегастройку или действующий рынок. К счастью ни того, ни другого не произошло. Но тем не менее увиденное заставляет задуматься.
Часть рынка, где были легкие торговые палатки, а еще раньше был живописный пустырь с дурманящим запахом крымских трав ныне представляет собой асфальтовый плац в трещинах которого проросли сорняки.


За забором второй части рынка возвышается дюрбе Ахмед-Бея


Найдя дыру в бетонном заборе я проник на территорию


Везде мерзость запустения


Вход в дюрбе наглухо заложен, по фасаду пущены новые надписи




Когда-то в этом месте была мечеть и в траве пустыря можно было угадать ее фундамент. Сейчас здесь фундамент снесенного рыночного лабаза







Торговые ряды






Вы спросите, а где крымско-татарский культурный центр? А вот он. В урочище Салачик.
И хотя победил не только бизнес, но и здравый смысл, мавзолеям Эски-Юрта в этой истории опять не повезло.
Крымско-татарский культурный центр при поддержке турецких грантов было принято решение разместить в урочище Салачик, на месте резиденции крымских ханов до возникновения Бахчисарая. Это место насыщенно архитектурными и археологическими памятниками истории Крымского ханства и расположено на туристическом потоке от ханского дворца к Чуфут-Кале. То что сделано - сделано не плохо, работы еще идут.

А что до древностей Эски-Юрта, то после закрытия рынка они в очередной раз пребывают в забвении, на этот раз в окружении руин двухтысячных. Разменяв мавзолеи в политической игре у крымско-татарской диаспоры не хватило ресурсов и желания воплощать в жизнь благие намерения по ревитализации национального наследия. Может оно и к лучшему? Целее будет.
Тем не менее общая заброшенность участка по всей видимости свидетельствует о неопределенности его статуса и в любой момент весы могут качнутся как в сторону нового рынка, так и в сторону сохранения наследия.

UPD: По состоянию на 2016 год крымско-татарский культурный центр в урочище Салачик вместе с турецкими грантами лишился гостиницы и ресторана - своей главной экономической составляющей. Здания переданы Бахчисарайскому музею.

Другие мои репортажи о поездке в Крым в 2013 году: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html
Tags: Архитектура, Бахчисарай, Крым, Политика
Subscribe

  • Печоры в период оккупации на немецких фото

    Посмотрим любопытную серию фотографий эстонского городка Печоры, ныне входит в состав Псковской области, сделанных в период оккупации немецким…

  • Конец марта в деревне

    Почему-то не опубликовал этот пост здесь, а только на Дзен. забыл наверное... *** Снега в деревне еще много, хотя за зимой нападало на удивление…

  • Середина весны в деревне

    Для весны в Прикамье характерны возвраты холодов даже в мае. Чего уж говорить про апрель. Так и сейчас получилось. После аномально теплой недели…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Печоры в период оккупации на немецких фото

    Посмотрим любопытную серию фотографий эстонского городка Печоры, ныне входит в состав Псковской области, сделанных в период оккупации немецким…

  • Конец марта в деревне

    Почему-то не опубликовал этот пост здесь, а только на Дзен. забыл наверное... *** Снега в деревне еще много, хотя за зимой нападало на удивление…

  • Середина весны в деревне

    Для весны в Прикамье характерны возвраты холодов даже в мае. Чего уж говорить про апрель. Так и сейчас получилось. После аномально теплой недели…