starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Купало 2014. В гостях у неоязычников. Часть II


После первой части репортажа о праздновании Купало в Пермском крае у меня завязался интересный диалог с участниками мероприятия по поводу того, неоязычество это или просто язычество. Не хочу никого обидеть, но когда Б.А.Рыбаков писал о язычестве древних славян, то он писал именно о язычестве, а не о современных вариациях на тему. Здесь же, при всем моем уважении к участникам мероприятия и его организаторам, создавшим в лесном уголке удивительную атмосферу старинного русского праздника, все-таки мы имеем нечто другое. Реконструкция с той или иной степенью тщательности славянских языческих обрядов и мировоззрения в наше время и на территории где изначально в чистом виде их быть не могло подсказывает, что это всего лишь одна из форм неоязычества. Ну как если бы я стал, например, приверженцем культа Карго и выкладывал из еловых веток самолет на поле, где-нибудь под Ныробом, с целью возобновления местных авиаперевозок. Но бог с этой формальной классификацией. Главное, что собрались в лесу красивые люди и славно провели время с семьями без пьянства и табачного дыма, в обстановке доброжелательности и миролюбия. Это можно только приветствовать.
Вернемся же на поляну. После обеда там все увлеченно плетут венки для продолжения обрядов.



С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают












Колесо с берестой ждет своего часа












Лада, ей посвящена большая часть сегодняшних обрядов, хотя существование этого божества в славянской мифологии подвергается сомнению








Род - еще дно божество из славянского языческого пантеона молчаливо смотрит за происходящим












Наступила очередь таинственного обряда оборотничества


Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его...
Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Теперь до следующего года. Обряд можно проводить только два раза в году.


Потные и разгоряченные все вернулись на главную поляну, обсуждая впечатления от обряда оборотничества












Подготовка к обряду Огненного Коловрата










Зажжение колеса. Отгадайте: какую песню поют участники обряда?




Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло






Каждый думает о чем-то своем пока колесо прогорает. Постепенно сгустились тучи, погромыхивает гром, в небе зарницы. Погода подыгрывает участникам






Кульминация праздника - прыжки через костер




Гроза все ближе, уже упали первые капли






А вот и купания, хотя от начавшегося дождя все были мокрые на сквозь. Жалкая попытка сделать несколько кадров в темноте и под дождем не увенчалась успехом. Купались в специально оборудованной на ручье купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась.
Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал


Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю - наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы










Спустя какое-то время мужчины направились посмотреть, что там происходит на женской поляне. Вперед выслали лазутчиков


А происходило там вот что. Женщины украсили березку ленточками, виднеется справа сквозь ветки, и действительно водили хоровод вокруг костра


И тут вероломно налетели мужчины, задача которых была заломать березку


Те кто не решился броситься в схватку


Похороны березки, ее несут на главную поляну под народные песни


На поляне продолжаются молодетские забавы. В этом соревновании надо увернутся от меча. Специально для остроты ощущений взяли железный. Некоторым не особо проворным доставалось










Потом кто не напрыгался через костер прыгали, кто не накупался - купались, но я этого уже не видел - ушел сворачивать палатку. Надо ехать домой. В сухом остатке полторы тысячи фотографий, знакомство с новыми духовными практиками и почему-то стойкое решение бросить курить.

Для наиболее терпеливых моих читателей небольшое видео с праздника с сюжетами: Праща, Хоровод, Костер, Коловрат, Прыжки через костер


Специально для Properm.ru. Сводный репортаж можно посмотреть здесь: Properm.ru
Tags: Неоязычество, Пермский край, Праздники, Религия, Фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments