starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Берег Темзы от Tilbury power station до CoalHouse Fort

Продолжим мою экскурсию по задворкам и великим помойкам Лондона.
Осмотрев по мере возможности Tilbury power station и ДОТ на бичевнике Темзы рядом с ней я продолжил свой путь вниз по течению. Как я уже говорил ранее, у меня не было уверенности, что я смогу пройти вдоль берега Темзы от Tilbury Fort до CoalHouse Fort. Вспоминая российские реалии сплошной застройки береговой полосы дачами не бедных людей эта авантюра не давала мне ни малейшего шанса. Однако...


Как оказалось, в Великобритании свято чтут законодательство обеспечивающее свободный проход вдоль береговой кромки и экологические нормы. Даже такое крупное предприятие как Tilbury power station, при наличии терминала для выгрузки топлива на берегу, оставило необходимой проход специально для безумных российских туристов. Когда я осознал, что мне больше ничего не преграждает путь, то решил проскочить оставшиеся без малого две мили унылого берега быстрым шагом за кратчайшее время, ибо впереди меня ждали жемчужины британской фортификации. Однако, и этот ничем не примечательный отрезок на задворках Лондона оказался богат на неожиданные достопримечательности и приключения.

Когда защитная бетонная стена по левую руку закончилась, то моя туристическая тропа превратилась в пыльную грунтовку посереди каких-то пустырей и помоек. Ну прямо как в России.
Я торопился и на бегу делал кадры того, что мне на первый взгляд казалось заслуживающим внимания. Какие-то каменные блоки в полосе прибоя и высовывающийся из-за берегового обрыва нос баржи.


Вот так выглядит туристическая тропа в этом месте. Машины здесь не ездят, а следы оставлены велосипедами, детскими колясками и еще какой-то не идентифицированной фигней. Вдали виднеется какая-то промплощадка неясного назначения.


В мутных водах Темзы торчит какой-то бетонный блок с остатками причального приспособления


Баржа крупнее. Почему-то на ней написано GPS. Ее я не снимал в деталях. Британское право частной собственности и не развитая по тем временам хорошая наглость блогера не позволили мне это сделать. Эта баржа каким-то образом связана с промплощадкой. То ли с нее на берег, то ли с берега на баржу зачем-то перемещают грунт.


А недалеко от нее в полосе берегового прибоя затоплена старая баржа меньших размеров объемом с десяток КАМАЗов. Ее и другие затопленные баржи рядом хорошо видно на Google Earth


Мне кажется она не совсем старая, такие и сейчас можно на Каме увидеть


CITY DUMP
Однако, рядом с баржой я нашел полузатянутые илом остатки еще одного судна. Кто-то пытался их раскапывать и наружу торчали какие-то клепанные конструкции, напоминающие паровой котел. Тут я стал внимательнее смотреть под ноги на подозрительно черный грунт...


Рядом с брошенными железяками какие-то бичи разбили палатку и ловили рыбу. Все один к одному как в России - берег, костер, мусор, пустые бутылки... Только у бичей приличная палатка и не самые дешевые удочки.


И тут я опять посмотрел под ноги. Валяющиеся повсюду пустые бутылки показались мне подозрительными. Их было слишком много и выглядели они как-то странно, не свежо что ли


Местами они лежали небольшими кучками, местами по отдельности. Бутылки были самого разного размера и формы и покрывала их тонкая радужная оболочка - патина. Помимо бутылок в изобилии попадались всякие целые мелкие стеклянные, фарфоровые и фаянсовые изделия. В основном типа солонок, перечниц и сосусниц.


Помните ту странную компанию: мамаша с татуировками и коляской и много детей рядом, я их обогнал у Tilbury power station? Пока я фотографировал ДОТ, они меня обошли и мы опять встретились на этой помойке. Ее дети были заняты тем, что собирали и били пустые бутылки. На плохом английском я попросил их это больше не делать. Попросил два раза, но это не возымело никакого эффекта. После этого, вспомнив нашу старую добрую преподавательницу английского в школе я сказал им, что они несколько туповаты (You are very stupid!). В ответ дети прекратили бить бутылки и побежали жаловаться маме, а потом всем семейством, бросая на меня косые взгляды, удалились.
И только тут до меня дошло, что те бутылки, которые били дети, явно не этого, и даже не прошлого века...
Я лихорадочно собрал несколько артефактов и побежал к берегу помыть их, чтобы рассмотреть получше. Лучше бы я этого не делал. Весь пляж оказался усеян обломками посуды и даже целыми предметами. Я хватался то за один предмет, то за другой. Пока их мыл, приходилось постоянно удирать от наступавшей воды прилива. В конечном итоге я одумался.... Зачем не это сокровище? Ведь я же все равно не смогу его перевезти через таможню.


В итоге я отобрал пару стеклянных солонок или перечниц (их почему-то было больше всего) и несколько небольших фрагментов фаянса с клеймами. Надо было как-то вырываться из под власти азарта, планы на день у меня были совсем другие. Сжав зубы и стараясь не смотреть под ноги я продолжил свой путь вниз по течению Темзы...
Немного погодя меня нагнал вот этот странный велосипедист с привязанной к раме лопатой. Допрос с пристрастием показал, что это "черный археолог", который каждый день приезжает сюда и копается в грунте отбирая наиболее ценные артефакты на продажу. Почти заполненный ими рюкзак он вез за спиной. Именно он и подтвердил мои первоначальные догадки. Этот огромный участок на берегу Темзы представлял собой грандиозную свалку мусора викторианского Лондона. В те времена отходы мегаполиса собирались с его улиц и вывозился на баржах на пустынный берег. Органика за более чем 100 лет перегнила и сейчас свалка представляет собой смешанные с почвой остатки повседневной жизни лондонцев. Причем, если бы не дети и строительная техника, перемещающая грунт в некоторых местах, эти хрупкие стеклянные предметы дошли бы до нас в большинстве случаев в целости и сохранности.
Не знаю, что с этим все делать. Место действительно уникальное. Если в других городах и столицах городские свалки постепенно поглощал город, они ушли под застройку и не сохранились до наших дней, то в Лондоне этого не случилось и овеществленная городская история лежит буквально на поверхности земли. К сожалению, властям до этого Эльдорадо явно нет дела, хотя на побережьи Темзы действует ограничение на использование металлодетекторов. Здесь они и не нужны. Уже когда я подходил к CoalHouse Fort мне на встречу попал еще один старатель на велосипеде с небольшой собачонкой. На этот раз к раме его велосипеда были приторочены вилы и заступ, ну прямо как с российских 6-ти соток.
Вот в этом репортаже сообщается несколько любопытных данных о свалке. Например, в отличии от Франции, в Лондоне вопрос старых кладбищ в Викторианскую эпоху решался проще. Останки не выкапывали и складывали в катакомбы, а просто вывозили на свалку. То-то я думаю, что попадавшиеся мне кости поразительно напоминали человеческие.
На фото за спиной у "Индианы Джонса" видно огромное пространство до электростанции, которое когда-то было свалкой.
Кстати, солонки и викторианский фаянс я все-таки с собой привез ;-)
UPD: Сейчас, судя по космосъемке, в этом месте ведутся обширные земляные работы. Мне повезло и я увидел эту свалку почти не тронутой


Но оставим помойку времен расцвета империи и продолжим наш путь. На берегу торчало какое-то гидротехническое сооружение и были видны следы берегоукрепительных работ - выложенные плиткой откосы


Какие-то металлические конструкции. Уже позже я узнал, что чуть левее них расположен еще один ДОТ береговой обороны. Его с тропы было не видно.


Еще немного и на смену пыльной тропинке пришла асфальтированная дорожка и изображением голой негритянки


На встречу мне стали попадаться туристы, на берегу многочисленные рыбаки и все говорило о том, что цивилизация близко. Вот такие странные металлические конструкции должны были по замыслу авторов ограничивать движение на велосипедах и мотоциклах. Подозреваю, что и те и другие их легко бы объехали


Вдали на подступах к CoalHouse Fort виднелась странная башня


Слева на место свалки пришли обработанные поля с мелиоративными канавами


Знак запрещающий якорную стоянку с каким-то уголковым отражателем сверху. Это специально так сделано, чтобы он отражался на радарах судов?


THE HENRICIAN BLOCKHOUSE 1540
Наконец я подошел к весьма примечательному месту под названием CoalHouse Point. Видите справа от башни из воды торчат сваи? Это место размещения еще одного оборонительного блокгауза времен Генриха VIII. От него сейчас ничего не осталось за исключением свай и нескольких камней. Немного странно видеть на сваях скрепляющие их металлические детали, но при взгляде из Google Earth сверху сваи и камни в плане сгруппированы в характерное D-образное пятно, сопоставимое с размерами блокгауза. UPD: Есть авторитетное мнение, что сваи это остатки более позднего причала.


В 1539 году король Генрих VIII начал строительство для защиты Темзы, а, следовательно, и пути в Лондон, пяти прибрежных блокгаузов (блок-постов). Один из этих блокгаузов был построен на на левом берегу Темзы на мысу в последствии получившем название CoalHouse Point.  Это одно из 27 ранних оборонительных сооружений, построенных специально для применения артиллерии. На строительство блокгауза пошли камни из разобранной часовни Святой Маргариты в Tilbury. Стоимость строительства оценивалсь в 506 фунтов. Блокгауз имел D-образную в плане форму и два этажа с орудийными амбразурами. Изображений не сохранилось. вероятно, он был аналогичен блокгаузу в на месте Tilbury Fort. После окончания строительства в 1540 году блокгауз был вооружен пятнадцатью железными и медными орудиями различных типов и калибров. В 1547-48 годах орудий было уже 27. Блокгауз имел небольшой постоянный гарнизон, который возглавлял капитан Байфилд, получавший жалование в размере один шиллинг в день. Кроме него в гарнизоне числилось еще восемь военнослужащих: заместитель  командира, носильщик, два солдата и четыре пушкаря. Постепенно, в связи со строительством новых оборонительных сооружений, надобность в блокгаузе отпала и он прекратил свое существование. К 1735 году блокгауз лежал в руинах и был затоплен водами Темзы. Новое укрепление строится в 1799 году в полумиле к северу от блокгауза в том месте, где в последствии будет возведен CoalHause Fort. Но это уже другая история.
В CoalHouse Fort представлена художественная реконструкция того, как мог выглядеть блокгауз в CoalHouse Point  в 1540 году



Схема расположения фортификационных объектов в окрестностях CoalHouse Fort. Откуда она у меня, я не помню, но на сайте CoalHouse Fort есть аналогичная, правда в худшем разрешении


RADAR TOWER 1941
Мое внимание, как и внимание любого проходящего здесь туриста привлекла расположенная на береговой кромке башня. В Википедии ее считают водонапорной башней, этой версии придерживается и местное население. Этому способствует отсутствие башни в базе данных фортификационных сооружений Битвы за Британию и обозначение ее на топоосновах как водонапорной башни. Тем не менее это непосредственный участник Битвы за Британию - башня берегового радара.
Построена башня была к 1 апреля 1941 года по решению Адмиралтейства и предназначалась для размещения 50-ти сантиметрового радара Type 287 RDFs. Радар был нужен для наблюдения за минными заграждениями на Темзе в период тумана, ночного времени, но основное его использование предусматривалось при обнаружении попытки прорыва крупных сил противника вверх по Темзе. Радар помогал локализовать суда противника и выдавал информацию посту управления на подрыв той или иной группы минных заграждений. Работал радар в связке с постом управления минными заграждениями у CoalHouse Fort и двумя прожекторными станциями западнее башни. Это заблуждение думать, что локатор был постоянно включен и отслеживал обстановку на Темзе. Особенностью данного типа радара был сравнительно узкий пучок излучения, который подходил как раз для поставленных задач контроля минных заграждений в русле Темзы. На нижнем этаже башни помимо оборудования размещался обслуживающий локатор персонал, относящийся к военно-морскому флоту, в количестве 6-8 человек. В середине 1943 года когда опасность вторжения миновала минные заграждения и радар демонтировали. Споры о назначении башни не утихают и по сей день. К сожалению, я не нашел картинки как выглядел этот радар. Более подробную информацию можно посмотреть здесь.


Сделав несколько кадров я стал раздумывать как бы попасть на верхнюю площадку


Взобраться с блоков к дверному проему было не так то просто - не за что уцепиться.


Еще один вид на место расположения блокпоста Генриха VIII. Предположительно, в период Второй Мировой войны в этом месте размещалось два бетонных сооружения с прожекторами. В случае, если радар замечал что-то подозрительное, прожектора включались и освещали минное заграждение. До наших дней эти объекты не сохранились.


Тем не менее, исхитрившись, я, под недоуменные взгляды прогуливавшихся, все-таки забрался во внутрь первого этажа. Моему разочарованию не было предела. Лестница наверх была срезана и без веревки нечего было и думать продолжать восхождение. Мне оставалось только осмотреть вполне изящную кирпичную кладку в помещениях первого этажа, остатки крепления оборудования и граффити на стенах. Когда-то здесь помимо генератора и прочего оборудования с экраном обзора локатора размещался расчет этого объекта.


В некоторых оконных проемах сохранились традиционно открывающиеся переворотом оконные рамы


А за окном тем временем проходило очередное грузовое судно. Предположительно контейнеровоз Rio Bravo компании Hamburg Sud под флагом либерии 2009 года постройки.


Еще один вид наверх в люк перекрытия и я отправляюсь дальше. Но тут меня подстерегало одно затруднение. Одно дело карабкаться вверх, а совсем другое спускаться. Тем более, что прилив затопил и без того скользкие камни у подножия башни. Как бы то ни было, я по взглядами гуляющих смог повторить обратный путь.


Еще один вид на башню с другого ракурса


Начало тропы с предупреждением об опасности быть застигнутым приливом и запретом карабкаться на постройки. Но я про это не знал


HARRY'S BENCH
В самом конце тропы по берегу Темзы, находясь в лихорадочном возбуждении от уже увиденного и в предвкушении дальнейших приключений, я наткнулся на эту скамью в оформленной бетоном нише. Тогда я не понял, что это такое и не заметил маленькой таблички с портретом мальчика на ее спинке. Странные игрушки рядом отвлекли мое внимание и я сделал несколько кадров в надежде потом разобраться с этим объектом.


Оказалось, что эта скамья установлена в память безвремено ушедшего мальчика. В Интернете мне удалось найти всего одно упоминание о ней. Как пишет один из британских блогеров, когда-то прогуливавшихся в этом месте, правда в противоположном моему направлении, скамья посвящена жизни Гарри, "очень специфического мальчика - 28.02.1997 - 29.08.2003". Что с ним случилось - не известно, возможно он погиб недалеко от этого места во время прилива. У неизвестного блогера есть крупное фото памятной таблички на спинке скамейки. UPD: Как пишут в Инете, мальчик погиб (убит краном) во время несчастного случая в доках, куда он пришел с отцом. После этого детей перестали пускать в доки.


А я же, не заметив таблички, фотографировал игрушки


И стихи о маленьком ангеле на небольшой табличке рядом со скамьей


На этой грустной ноте я пока закончу свой рассказ. В следующий раз я расскажу в нескольких сериях об укреплениях CoallHouse Fort и его современном использовании. Это будет несколько другой, но от того не менее ценный, опыт в сравнении с Tilbury Fort.


Другие мои репортажи о поездке в Великобританию: http://starcom68.livejournal.com/236081.html
Tags: Археология, Береговая оборона, Великобритания, Стажировка, Туризм, Флот, Фортификация, Форты, Эссекс
Subscribe

Posts from This Journal “Эссекс” Tag

  • Стажировка в Великобритании. Навигация по материалам

    Этот пост является ключом к различным материалам, написанным мной и моими коллегами за время стажировки в Великобритании по программе…

  • Bowater Farm HАА battery

    Тяжелая зенитная батарея Bowater Farm в East Tilbury была последним пунктом программы моего рискового забега от Западного до Восточного Тилбери.…

  • East Tilbury battery

    И так, в моих странствиях по Великобритании я добрался до очередного места, куда ни разу не ступала нога русского человека. Объект называется…

  • East Tilbury. St. Catherine`s Church. Церковь Святой Катерины в Восточном Тилбери

    После осмотра CoalHouse Fort снаружи и изнутри я отправился в East Tilbury. Практически сразу как заходишь в деревню по правую руку обращаешь…

  • CoalHouse Fort. Что спрятано внутри?

    Итак, осмотрев снаружи Coalhouse Fort и познакомившись с его историей, попытаемся проникнуть на территорию укрепления и узнать, какие сокровища…

  • CoalHouse Fort. Минная станция

    Когда я в предыдущем репортаже из East Tilbury обходил вокруг форта, то, чтобы не перегружать пост, проигнорировал пару объектов времен Битвы за…

  • Coalhouse Fort. История и прогулка вокруг

    Эти форты известны как "глупости Пальмерстоуна" и ни один из них не выстрелил во врага вплоть до Второй мировой войны. Стандартный…

  • Coalhouse Quick Fire Gun Battery

    После большого перерыва продолжу свой рассказ об укреплениях на левом берегу Темзы в округе Thurrock (East Tilbury). А то скоро один из читателей…

  • ДОТ у Tilbury power station

    Проходя по узкой полоске суши между Tilbury power station и мутными водами Темзы я не мог не заметить одиноко торчащего на топком берегу молчаливого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments