starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Трактор СТЗ-15/30 в Кунгуре

Еще раз про набивший оскомину технический монумент в Кунгуре.
Про него мы знали и он был включен в обязательную программу. С утра первым делом направились на улицу Ситникова в юго-восточную часть города чтобы прикоснутся к реликвии славного прошлого индустриализации страны.
Однако, нас ждало полное разочарование в виде голого постамента стремительно убегающего в даль (умели раньше простые формы делать) перед бывшим зданием сельскохозяйственного техникума.


И где он?
На этот вопрос я попытался найти ответ в заднии, что находится за пустым постаментом.

Мне отчасти повезло. Там оказался отдел культуры Кунгурского района. Сейчас не помню, с кем из начальства я там разговаривал, но мои вопросы о судьбе трактора его весьма насторожили. Короче, там мало что знали и могли сказать только, что трактор на реставрации и лучше о его судьбе спросить у мужичков в боксах. Странно, да? Отдел культуры района не знает о судьбе памятника, что расположен у него под окнам.
Мужички в боксах тоже были не совсем в курсе, но посоветовали проехать к новому комплексу сельскохозяйственного колледжа на выезде из Кунгура по Плехановскому тракту. Это на другом конце города. мы мотанулись туда. И, о счатье! Трактор нашелся. недавно поставленный на банальные бетонный плиты (где уж современный памятникостроителям до создания нормального постамента) и свежевыкрашенный.


Детально фотографируем изделие в три фотоаппарата. Вокруг монумента свежая земля. Хорошо что не было дождя.


Колесный пахотный трактор СТЗ-15/30, иногда обозначаемый также, как СТЗ-1, стал первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере. Его появление можно считать таким же важным событием в истории индустриализации страны, как освоение производства автомобилей ГАЗ на Горьковском автозаводе.

В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в Сталинграде. Место выбрали в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки завода. Сталинградский тракторный входил в число первых промышленных объектов, возводившихся по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов.

Нет ничего удивительного в том, что в 20-е годы в стране еще не был накоплен собственный опыт проектирования недорогих массовых тракторов и, главное, создания технологии их крупносерийного выпуска. Поэтому первый трактор, как и многие другие машины тех лет, приобрели в США. Проектировала Сталинградский тракторный завод фирма Albert Kahn Inc., основанная знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. А конструкцию трактора позаимствовали у компании Mc Cormic, которая, кстати, успешно действует и в наши дни, предлагая современную сельскохозяйственную технику на рынке России XXI века. По результатам испытаний различных зарубежных тракторов, проведенных в Советском Союзе летом 1926 года, лучшей моделью был признан легкий Mc Cormic Deering 10/20. Его и рекомендовали в качестве прототипа первого сталинградского трактора. Но советские инженеры вовремя выдвинули идею, что для нашей страны нужна более мощная модель трактора, обладающая запасом прочности и надежности, увеличенным моторесурсом в тяжелых условиях эксплуатации. В результате, к серийному производству в Сталинграде приняли более мощный и тяжелый трактор из модельного ряда той же компании Mc Cormic International 15/30. У советской версии этого трактора остался американский цифровой индекс через дробь.

Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера новенького завода в Сталинграде 17 июня 1930 года в 15 часов. Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки. Между тем, в 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом СХТЗ-15/30. Согласно технической документации, первые СТЗ и СХТЗ предназначались для выполнения работы с двухкорпусными, трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для приведения в действие стационарных машин.

Как и большинство пахотных тракторов того периода, СТЗ-15/30 был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста - стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов, или как их еще называют, почвозацепов. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, а на пашне 30-х годов шины еще казались излишеством, да и исключалась необходимость освоения выпуска сложных и недешевых резино-технических изделий.

Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал, как и у других тракторов 20-30-х годов, на керосине. Он развивал мощность 30 л.с. (22 кВт). Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач. В результате, машина развивала скорость в диапазоне от 3,5 до 7,4 км/ч., а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 15 л.с. (11 кВт).

Первый трактор встающей на ноги индустрии воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения. Компоновка трактора СТЗ-15/30 была классическая, основание рамное. Литая чугунная рама трактора совмещалась с масляной ванной трансмиссии. Для повышения надежности и ресурса двигателя применялись масляный насос (передовое решение по сравнению с еще встречавшейся тогда смазкой подшипников и трущихся пар разбрызгиванием) и фильтр в системе смазки, масляный воздухоочиститель в системе питания. Система зажигания высокого напряжения работала от магнето, как у многих автомобильных и мотоциклетных моторов 30-х.

Наряду с тракторами «Фордзон-Путиловец» и более легким «Универсалом», СТЗ-15/30 активно входил в хозяйственную жизнь советской деревни. Железного коня бок-о-бок с колхозниками осваивали колхозницы.

В середине 30-х годов Научный автотракторный институт НАТИ в Москве разработал гусеничный трактор средней мощности, получивший обозначение СТЗ-НАТИ. Под его выпуск перепрофилировали сначала Сталинградский, а потом и Харьковский тракторный заводы, что поставило крест на производстве СТЗ-15/30. Официально гусеничные тракторы вытеснили своих колесных предшественников с конвейера в 1937 году. Но по некоторым данным, изготовление тракторов типа СТЗ-15/30 в небольшом количестве продолжалось в Москве на Втором авторемонтном заводе до 1948-1950 годов. В общей сложности всеми заводами было выпущено примерно 397 тысяч тракторов этого типа.


ТТХ Трактора СТЗ-15/30
Двигатель Карбюраторный, четырёхцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, работает на керосине.
Мощность 31,5 л.с.
Тяга на крюке 15 л.с.
Собственная масса 3011 кг.
Диапазон рабочих скоростей 3,5-7,4 км/ч.

Использован текст: http://gvtm.ru/traktor_stz-15/30

Детали






























И в завершении я. собственной персоной, за фотографированием артефакта. Фото Дмитрия Шелехова. В этот день нас ожидал залаз в одну из пещер Пермского края.


Другие мои репортажи о поездках по Пермскому краю в 2014 году можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/1592184.html

Tags: Кунгур, Памятники, Пермский край, Трактора
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments