starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Экспедиция "Индустриальное наследие Урала - 2015". День четвертый

Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод
Продолжаю рассказ о поездке по горонозаводскому Уралу в июле этого года под эгидой Мемориального дома-музея Н.Г.Славянова в компании коллег из ДНР и Беларуси.


Проснувшись утром четвертого дня на базе отдыха "Зеленый Ветер" мы, не дожидаясь когда в кране появится вода, отправились умываться на Усьву



Наскоро позавтракав и простившись с гостеприимными хозяевами, делаем несколько кадров поселка на выезде и движемся в Чусовой


В Чусовом мы в очередной раз побывали в офисе ЧМЗ. Убедились, что разрешения из Москвы на наше посещение предприятия получены, но не выполнены какие-то внутренние формальности. Быстро переигрываем, вынося ЧМЗ на последний день нашего путешествия и едем в Лысьву. Термометр на офисе ЧМЗ показывал 34 градуса...
В Лысьве мы ткнулись в закрытые двери краеведческого музея/ Понедельник день тяжелый и музеи не работают. Решив никого не беспокоить, припарковавшись у особняка Шувалова, "забили стрелку" принимающей нас на Кынзаводе стороне. Пока позволяло время - расползлись по ближайшим окрестностям пофотографировать.
Главная развязка города. На нее попадаешь проехав по плотине заводского пруда. Все хотел узнать, что за гостиница расположена рядом с усадьбой графа Шувалова, но не случилось. На дальнем плане Восстановленный Свято-Троицкий собор, памятник графу П. П.Шувалову и желтенькое здание краеведческого музея.


Свято-Троицкий собор


Особняк усадьбы Шувалова. Мы детально осмотрели его со всех сторон, но нам даже в голову не пришло, что внутри уже открыта часть экспозиции. Ее мне удалось посмотреть пару недель спустя.


Лысьвенский металлургический завод основан в 1785 году. Первоначально специализировался на выпуске кровельного железа и прочего листового проката. В годы войны завод был единственным производителем стальных шлемов в СССР, а сейчас единственный производитель электрически оцинковнного проката и проката с полимерным покрытием на его основе. Отдельным подразделением ЛМЗ является  Лысьвенский завод эмалированной посуды.


Благополучно решив вопросы проживания в Кынзаводе, мы отправились в Парк советского периода. В Лысьве собрана уникальная коллекция городской скульптуры времен СССР. Скульптуры размещены в небольшом сквере в окружении зданий постройки 50-х годов прошлого века.


В этом микрорайоне сохранилась аутентичная квартальная застройка без посторонних вкраплений. Однако, как заметил Владимир, уже звенят тревожные звоночки...


На этом здании появилась доска с объвлением о расселении. Что это сказать трудно. Или ожидается капитальный ремонт дома или его снос. Здание признано аварийным и переселение его жильцов по программе развития ЖКХ ожидается не позднее декабря 2016 года.


Пока мы крутились вокруг Парка советского периода к нам подошел местный житель и спросил - не помочь ли нам чем-нибудь. Тут мы обсуждаем выезд из Лысьвы по направлению к Кынзаводу


А в этот момент нас снимают...


Дорога на Кынзавод что-то около 100 км. Где-то треть - асфальт, потом грейдер, на смену которого приходят две бетонные колеи. Это самый противный участок дороги, т.к. хочется ехать по плитам, но в поворотах, если зазеваться,  колеса машины могут соскачить, а плиты выступают из грунта достаточно высоко...
Въезжаем на станцию Кын


Железнодорожная станция Кын направления Калино-Кузино-Бердяуш. Станция Кын имела ранее статус участковой, существовало оборотное паровозное (позже — тепловозное) депо (в настоящее время не действует). Сегодня часть путей демонтирована из-за малого объёма маневровой работы. Работа станции сводится к пропуску немногочисленных выводных составов (сквозного грузового движения нет с 1990-х годов) и нескольких пригородных поездов в сутки. Источник
Сохранилось недавно отремонтированное здание вокзала раскрашенное в веселенькие цвета.
В 2010 году организацией Белое дело на станционном здании закреплена доска в память погибшим в боях за станцию Кын в 1918-1919 годах солдатам и офицерам Сибирской армии и Чехословацкого корпуса


Железнодорожный мост неподалеку от станции Кын. Нам под него


Наконец достигаем села Кын, оно же Кынзавод, и заселяемся в охотничий домик на берегу Чусовой


Наскоро перекусив отправляемся на берег реки, чтобы окунутся в ее холодные воды и остыть от изнуряющей жары. Местные жители по преждему широко используют деревянные лодки. Напротив этого места на противоположному берегу расположена небольшая песчаная отмель на которой купаются детишки. Деревянные лодки снуют туда-сюда как речные трамвайчики, перевозя детей через реку.


Отец учит сына плавать, ныряя с ним с головой под воду. Мы тоже вспомнили о наших навыках и переплыли Чусовую туда и обратно. Маленько устали с непривычки. Интересно, что Владимир еще на Широковском водохранилище никак не мог понять, что за странная здесь вода такая. Потом дошло - не соленая ;-)

Фото Снежаны Карпович

Сложенная из мегалитических глыб пристань Кынзавода, единственная из сохранившихся пристаней Великого железного пути по Чусовой. Пока мы купались и фотографировали, два тела на переднем плане создавали непередаваемый местный колорит. Выходя из забытья тела жаждали общения, вяло шевелились, цепляя невнятным бормотанием проходящих мимо, но местные на них не обращали внимания.


В конечном итоге одно тело уплозло наверх и застыло в позе эмбриона на пороге ближайшего дома


А это чудеса местной рекламы. Сразу чувствуется, что Кынзавод лежит на пересечении туристических трафиков. Причем воротами в поселок является Чусовая. В этой точке у забора нашей базы начинаются или заканчиваются все маршруты сплава по Чусовой. Иногда, как в былые времена, здесь останавливаются, проходящие транзитом большие туритические караваны, обеспечивающие кэшем ближайший магазин.




А вот и один из магазинов. Их всего два в этой части села. Не отказали себе в удовольствии - зашли за мороженным и отправились осматривать остатки завода и прочие достопримечательности


Свято-Троицкий храм. Построен в 1864 года на средства графа С.Г.Строганова. Закрыт в 1937 году


Кыновской железоделательный завод был построен в 1760-х годах Н.Г.Строгановым и закрыт в 1911 году по причине нерентабельности производства, проигрывая конкурентную борьбу заводам Южной Украины, использующим на тот период время комбинировнаный способ получения металла (доменный процесс с мартеновской варкой стали) и каменный уголь вместо древесного в качестве топлива. В поздний период завод специализировался на выпуске кровельного железа. В настоящий момент это наиболее сохранившийся комплекс уральского завода 18-19 веков в Пермском крае.
Вид на место расположения бывшего Кыновского железоделательного завода с плотины пруда.


У каждого здания архитектурного ансамбля завода установлены информационные таблички. Да, практически у каждого объекта, будь то целое здание или руина, можно получить данные о его назначении и истории! Это здорово, только вот некоторые таблички повреждены вандалами, а в некоторых сооружениях завода прячутся от жары чьи-то коровки


Переходим реку Кынок на левый берег по современному мосту


Плотина заводского пруда двано разрушена, а пруд спущен


По всей видимости, сейчас на территории завода расположено какое-то производство кыновского леспромхоза


Часть старинной пилорамы (?) у входа на базу Леспромхоза. А вот что делает за ней пограничный столб я не понял. Таблички здесь напрочь отсутствуют и можно только гадать как о назначении предприятия. так и о назначении этого агрегата. Спросить было не у кого.


Карабкаемся на гору, формирующую левый борт долины реки Кынок


Земляника - она такая вкусная, когда ешь на ходу


Вид на второй мост через реку Кынок и его устье


Открывающиеся с высоты панорамы Кынзавода




Еще один вид на Свято-Троицкий собор


Излучина Чусовой у Кынзавода




Общий вид на бывший заводской пруд и верхнюю часть завода


Хорош землянику жрать - туда смотри!


Местная высокогорная саванна


Спускаемся с горы к Чусовой. Памятный знак в честь "железных караванов". На постаменте закреплен символ реки Чусовой - железный лот, выполняющий роль тормоза при сплаве барок с продукцией уральских заводов


Вечереет, на базе нас встречают настоящие беларуские собаки. Их специально привезли сюда для разведени и охоты.


Продолжение следует
Другие репортажи по этой поездке:
1. День первый: Пермь-Чусовой-Пашия-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1812465.html
2. День второй: Горнозаводск- Старый Бисер-Промысла-Горнозаводск http://starcom68.livejournal.com/1815933.html
3. День третий: Горнозаводск-Кусье-Александровский-Губаха-Широковский-Юбилейный-Усьва http://starcom68.livejournal.com/1817355.html
4. День четвертый: Усьва-Чусовой-Лысьва-Кын-Кынзавод http://starcom68.livejournal.com/1819912.html
5. День пятый: Кынзавод и Чусовая http://starcom68.livejournal.com/1824872.html
6. День шестой: Кынзавод-Лысьва-Чусовой-Пермь http://starcom68.livejournal.com/1827107.html



Tags: Деревня, Лысьва, Памятники, Пермский край, Природа, Техноген, Туризм, Храмы, Чусовая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments