starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Нижняя Салда

Узы разрушены...
Порваны цепи..
Слава погибшим героям!

Нижнюю Салду мы в тот день проехали дважды. Утром, по пути к очень вкусному объекту, где провели весь день, и вечером, на обратном пути. У нас осталось немного свободного времени чтобы остановиться в центре города и на скорую руку оглядеть исторические достопримечательности.

Нижняя Салда расположена в 205 км от Екатеринбурга и 54 км от Нижнего Тагила на берегу реки Салды. С 1938 года поселение является городом. Население на январь 2016 года 17387 чел. Примечательно, что достигнув максима в 22 тыс. чел. в 1967 году население постепенно сокращалось, но в последние годы остается неизменным или даже имеет незначительный прирост.
Город до сих пор сохранил черты демидовского посёлка: большая часть домов деревянная. Своеобразие городу придаёт Нижнесалдинский пруд и кедровая роща (около 500 кедров), старые тополя и липы.

В 1760 году Никита Демидов основал на реке Салде железоделательный завод по переработке чугуна в железо кричным методом. За первый год работы предприятия было выплавлено 22189,5 пудов железа. Чугун-сырец поставлялся из Нижнего Тагила, поэтому в 1878 году было решено построить новый завод со своим доменным производством в кратчайшем расстоянии от Нижней Салды (16 вёрст). Новый завод получил название Верхнесалдинского.
Со временем Нижнесалдинский завод стал наиболее крупным передельным предприятием в Нижнетагильской группе Демидовых.Технологический процесс завода усовершенствовался. В 1840 году был применён новый метод выплавки металла — пудлингование, для проката железа были внедрены катальные машины. В 1851—1858 годах управляющий Нижнесалдинским заводом Яким Семёнович Колногоров впервые на Урале осуществил производство железнодорожных рельсов. Первые рельсы производились из пудлингового железа. На строительстве первой в России железной дороги — Николаевской, укладывались демидовские Нижнесалдинские рельсы. В 1871 году на предприятии начала работу первая домна на высокогорской руде из Нижнего Тагила. Совершенствовались способы производства стальных железнодорожных рельсов. Демидовские рельсы были признаны лучшими в России. Выдающийся русский металлург К. П. Поленов впервые в России создал новые доменные печи, в которые осуществлялась подача горячего воздуха с температурой до 500 °С. Этому способствовало использование воздухонагревателя «Каупер». Инновация позволила увеличить выплавку чугуна на предприятии П. П. Демидова более чем в полтоpa раза.


Первое, что мы осмотрели в Нижней Салде - монумент в честь погибших в годы Гражданской войны. Судя по тому? сколько фамилий высечено на плитах события здесь развивались не шуточные. Подозреваю, что во время перехода Перми из рук в руки у нас погибло ничуть не меньше народу, но всего на двух известных мне монументах высечено куда меньше фамилий. Монумент выполнен в стилисте 20-30-х годов. На лицевой стороне надпись: "Узы разрушены. Порваны цепи.. СЛАВА ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ". Чуть выше звезда, лавровая ветвь и даты 1917 и 1921.


Интересна ориентация монумента. Он обращен своим главным фасадом к небольшой площади перед красивым кирпичныс зданием. Сейчас в этом здании находится городская администрация, а, возможно, когда-то было заводоуправление.


Его тыльная часть, обращенная к главной улице города, выглядит проще. Надписи отсутствуют, а парапет украшен нишей и небольшой аркой.


На 12 плитах по бокам парапета размещены фамилии без малого 200 человек нижне-салдинцев, погибших в годы Гражанской войный (1918-1920). Из них половина расстреляна белыми в 1918 году.


Здание администрации города




На противоположном конце площади расположен еще один монумент на могиле трех партизан и одного безымянного командира Красной Армии, погибших в годы Гражданской войны. На надгробии повторяется надпись: СЛАВА ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ. Кто-нибудь знает историю их гибели?


Вернемся к истории демидовского завода
Другим важным событием в российской металлургии стало строительство в 1875 году первого бессемеровского цеха на металлургическом заводе в Нижней Салде. К. П. Поленов выяснил, что при определённых условиях бессемеровский процесс идёт гораздо интенсивнее, для этого чугун необходимо не только расплавлять, но и сверх этого дополнительно перегреваать, и тогда сталь выплавляется более высококачественной, что, в свою очередь, и позволяет избежать её застывания в конверторе. Так называемый «Русский способ бессемерования» по методу К. П. Поленова теоретический обосновал учёный-металлург В. Е. Грум-Гржимайло, также работавший на заводах Демидова, в том числе и на Нижнесалдинском заводе.
В первом бессемеровском цехе были размещены два конвертора весом по 5 тонн. Всё оборудование — конверторы, подъёмные краны, ковш, воздуходувные машины работали на гидравлической тяге. Чугун раскалялся в печах ёмкостью 5-6 тонн производства «Siemens». В отражательную немецкую печь расплавленный чугун поступал из доменной печи, после чего в плавку вносилась специальная железная присадка до 25 % от общего веса. Перегревание до t 1250 °С длилось до трёх часов. В 1870-е годы К. П. Поленов внедрил новые методы рельсового производства с использованием термообработки рельсов. Нововведение позволило значительно продлить срок эксплуатации стальных рельсов. Нижнесалдинские демидовские рельсы были востребованы даже за границей. Петербурго-Варшавская дорога также построена из демидовских рельсов. Первые трамвайные пути в Санкт-Петербурге в 1903 году создавались с применением рельсов с Нижнесалдинского завода.



В 1880-е годы выпуск пудлинговых рельсов был прекращён, но производство рельсов из бессемеровской стали становится массовым. В 1896—1901 гг. инженеры К. П. Поленов и В. Е. Грум-Гржимайло становятся инициаторами строительства на Салдинском металлургическом заводе современного прокатного стана, самого крупного к тому времени в России. Он получил название «Стан — 800» по размеру прокатных валков в 800 мм. Стан приводился в движение паровой реверсивной машиной в 6 тысяч л. с. Отныне прокат рельсов осуществлялся за 7 пропусков вместо 9—11 пропусков на других аналогичных предприятиях. Нижнесалдинский завод по производственным мощностям уступал на Урале лишь Надеждинскому металлургическому заводу, построенному в 1896 в Надеждинске (ныне Серов) для обеспечения рельсами строительства Транссибирской магистрали.
В 1915—1916 гг. доменные печи были переоборудованы на работу на доменном газе. По-прежнему основной выпускаемой продукцией были железнодорожные рельсы, в годы Первой мировой войны к ним добавилась снарядная сталь. В общей сложности в эти годы выплавлялось до 42 тыс. тонн стали в год. Война вынудила реконструировать производство бессемеровской стали, завод обзавёлся более мощными доменными печами и двумя конверторами весом по 6,5 тонн. Работа конверторов обеспечивалась гидроприводом, воздух для продува подавался от турбокомпрессора. В цехах завода были смонтированы два современных электрических тридцатитонных мостовых крана. Такая реконструкция позволила повысить производительность прокатного цеха до 65 тысяч тонн стали в год.

Видите, за магазином "Людмила" виднеется сохранившаяся домна Нижнесалдинского завода


В 1918 году декретом Советской власти Нижнесалдинский завод Демидовых был национализирован. В следующем году выпуск бессемеровской стали на заводе был прекращён. В качающуюся мартеновскую 50-тонную печь был переделан прежний 100-тонный миксер жидкого чугуна. Все годы Гражданской войны завод преимущественно бездействовал, а в 1922-1923 гг. был законсервирован по причине нехватки сырья для производства и топлива. В начале 1924 года на предприятии проведена частичная модернизация, в результате которой завод был переведён с древесного угля на кузбасский кокс. На домне № 6 в июне месяце осуществились первые опытные плавки чугуна. К 1928 году было запущено производство рельсовых скреплений — подкладки и накладки. Осваивается прокат двутавровых балок, швеллера и т.д. Но прокат рельсов на заводе прекратился. В 1938 году была построена машина по разливу жидкого чугуна и ликвидирована профессия чугунщика, в чьи обязанности входило трудоёмкое разбивание разливочной чугунной формы.

Напротив монументу жертвам Гражданской войны расположен решенный в стиле конструктивизма городской Дворец культуры им. В.И.Ленина и вход на стадион "Металлург".


Сранное сооружение на стадионе из гофрированного металла я не понял


Одной из достопримечательностей города является площадь Свободы. Тут возникают вполне очевидные параллели с многочисленными площадями Свободы в украинских городах, усугбляемые парой надписей "Слава героям" на  постаментах монументов. Площадь замечательна сохранившейся брусчаткой, выложенной еще пленными немцами. Состояние брусчатки не ахти, но я очень надеюсь, что она будет отремонтирована и не уйдет под асфальт


Памятник вождю мирового пролетариата перед входом во дворец его имени


В нижней части площади, на границе с парком Металлургов расположен памятник погибшим в период Великой Отечественной войны


По брусчатке выходим к плотине Нижнесалдинского пруда. Созданный как городской он является украшением города


По плотине сейчас идет основной трафик в сторону Алапаевска


Идем по плотине


Вид на реку Салда с плотины. Вдалеке еще один мостовой переход через реку, но, кажется, он закрыт


На шлюзовых постройках плотины размещена мемориальная достка о проведенной реконструкции в 1956 году


Вот так выглядит система шлюзов


Шлюз плотины на видео Снежаны Карпович


В 1941—1945 годы производство Нижнесалдинского завода было переориентировано на оборонные нужды. Мартеновский цех наладил производство никелевых спецсталей. В эти годы предприятие оснащается ленточными транспортёрами, появляются рудничные электровозы, экскаваторы. В 1944 году возводится вторая мартеновская 100-тонная печь, а первая качающаяся 50-тонная мартеновская печь вновь переоборудуется в 100-тонную стационарную печь. В 1943 году успехи предприятия были отмечены переходящим Красным знаменем Государственного Комитета обороны.
В 1956 году доменная печь № 1 подверглась значительной реконструкции, в результате которой объём печи достиг 349 м. куб. Загрузка шихты в печь стала автоматизированной. Но самое крупное изменение на предприятии произошло в 1958 году, когда Нижне-Салдинский завод был объединён с Верхне-Салдинским металлургическим заводом. Новое предприятие получило название «Салдинский металлургический завод». Тогда же была ликвидирована доменная печь № 2.



В 1964 году продолжается реконструкция доменного цеха № 1 (монтаж припечного оборудования по грануляции верхнего шлака). Но упор в эти годы делается на развитие мартеновского производства. В 1960—1974 годах за счёт увеличения садки мартеновской печи до 175 тонн, освоения автоматизации теплового режима и комплекса иных инноваций производство стали увеличилось в 2,5 раза. В состав объединённого Салдинского металлургического завода в 1965 году входит Металлзавод по производству штампованной алюминиевой посуды и по кузнечно-прессовому производству топоров. На участке алюминиевой посуды производство было прекращено в 1982 году, зато выпуск топоров с маркой "Три кедра" в 1984 году насчитывал 1,8 миллионов штук в год. В 1975 году осуществлена реконструкция стана—800 в прокатном цехе № 1. Паровой двигатель заменил электродвигатель мощностью 5200 КВт. В 1980 году на стане—800 внедрили производство профиля зубчатой рейки для кремальерных передач рукояти экскаваторов.
В 1983 году одна за другой были остановлены мартеновские печи № 2 и № 1 и прекратилось производство мартеновской стали. Предприятие работало в структуре Уралчермета. В этом же году начал свою работу новый цех рельсовых скреплений мощностью 147 тысяч тонн подкладок и 17 тысяч тонн клемм в год.
С апреля 1992 года производство было преобразовано в акционерное общество открытого типа ОАО «Салдинский металлургический завод». Сейчас Нижнесалдинский завод является самостоятельным предприятием и занимается производством рельсовых скреплений.


Новое здание заводоуправления на правом берегу Салды. Перед входом памятник выдающимся металлургам К.П.Поленову и В.Е. Грум-Гржимайло


Идем по плотине обратно, осматривая шлюзы с другой стороны


Водомерная рейка


С 1958 года Нижняя Салда становится участником освоения космического пространства. Научно-исследовательский институт машиностроения (НИИмаш) является одним из ведущих предприятий по созданию ракетных двигателей малой тяги, используемых для ориентации космических объектов в пространстве. В 1971 году первая в мире космическая станция «Салют» с 32 двигателями, изготовленными в НИИмаш, была выведена на орбиту. Созданными в Нижней Салде ракетными двигателями малой тяги оборудованы более 800 космических аппаратов, в том числе все пилотируемые и грузовые корабли, модули орбитальных станций. В составе НИИ машиностроения имеется кислородный завод, продукция которого востребована по всей России. Завод расположен в лесу в нескольких километрах к северу от города



Еще одно интересное предприятие под сокращенным название "Химемкость" так же расположено в лесу к северу от города. ФКП "Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей" был построен и введен в действие как филиал НПО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (Свердловск) в конце 1980 года. На завод возлагалась задача выполнения сборочно-снаряжательных работ и окончательной сдачи представителям Минобороны СССР осваиваемых оборонной промышленностью принципиально новых твердотопливных ракет для объектовых и корабельных систем ПВО С-300ПС, С-300Ф, для системы ПВО Сухопутных войск С-300В, для системы ПРО Москвы А-135. Завод н ебыл развернут в полноценный производственный комплекс, хотя и освоил вышеприведенную номенклатуру изделий. В настоящее время сборочно-снаряжательная база интенсивно восстанавливает изначальный производственный потенциал, осваивает выпуск новейшей ракетной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выезжаем из Нижней Салды в сторону этих двух режимных предприятий. Нас провожаетхрам Николая Чудотворца, построенный в 1810-1834 годах.


Фотографии мои, Дмитрия Шелехова и Снежаны Карпович

Использованы материалы:
1. Статья Нижнесалдинский завод в Wikipedia
2. Материалы сайта Нижняя Салда

Другие материалы о Второй международной экспедиции Мемориального музея Н.Г.Славянова "Индустриальное наследие Урала" можно посмотреть здесь http://starcom68.livejournal.com/1941602.html
Tags: Архитектура, Памятники, Свердловская область, Техноген, Урал
Subscribe

Posts from This Journal “Урал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments