starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Весь Крым 2016. День девятый: от Щелкино до Феодосии

3 июля день планировался насыщенный. Нужно было пройти небольшое расстояние от Щелкино до Феодосии, но пройти его хитрым путем. Сначала по полевой дороге вдоль берега Азовского моря на Арабатскую стрелку, а уже потом в Феодосию. Хотелось приехать в город не совсем поздно, чтобы не торопясь выбрать жилье  и успеть погулять, но этим мечтам в полной мере не суждено было сбыться.
Щелкино
Проснулся я в половине пятого утра с рассветом. В предвкушении осмотра главного аттрактора дня - Крымской атомной станции, не спалось. Утро на берегу Казантипского залива выдалось теплое, но пасмурное. Солнце с трудом угадывалось за тучами. Не отказал себе в удовольствии искупаться.

Сворачиваем палатку, попутно найдя пару потерянных вчера в песке на ветру кольев. Остальные подарили этому роскошному пляжу, ставшему нам приютом на ночь.
Щелкино

Пока продирал глаза успел сделать несколько фото пляжа и вот таких вот колючек в пробивающихся из-за туч лучах солнца. Не знаю как называется это растение, но если пнуть по нему ногой в шлепке, то будет очень больно и кроваво. Мы вчера разбили бивуак как раз в окружении этих колючек. Здесь более плотный песок и меньше риск увязнуть. И как они здесь растут в песке без воды не понятно.
Щелкино

Быстро пакуемся и не завтракая едем вперед на встречу приключениям.
Первая остановка у экспериментальной солнечной электростанции СЭС-5. Вчера нам не удалось договориться и легально проникнуть на ее территорию, так что сегодня облизываемся, глядя с развилки дорог на здание турбинного зала.

Крым является уникальным регионом, в котором 5 % всех потребностей в электроэнергии покрывается за счёт солнечной энергии и ветра. Тогда как в целом по России на долю альтернативной энергетики сегодня приходится менее 1% генерации. С технической точки зрения альтернативная энергетика может полностью обеспечить потребности полуострова, но в экономическом плане это является спорным решением и требует государственной поддержки. Кроме того рост альтернативной энергетики требует увеличение манёвренной мощности на традиционном топливе для компенсации резкопеременной генерации ветряных и солнечных электростанций. Во время ограниченных перетоков электроэнергии взять всю мощность от солнечных электростанций технически невозможно, так как из-за нестабильной генерации СЭС это приведёт к разрушению энергосистемы. Источник

Сверху солнечная электростанция смотрится как большой круглый остров со зданием в центре. Да и сама станция круглая.
Щелкино

Экспериментальная установка СЭС-5 башенного типа по добыче электроэнергии из энергии солнца начала работу в 1986 году. Моя ровесница, но уже мертвая. Её мощность должна была составить 5 МВт, тогда как суммарная мощность всех солнечных электростанций в мире равнялась 21 МВт. При помощи системы зеркал солнечные лучи фокусировались на ёмкости с водой, установленной на высокой башне. Полученный таким образом пар крутил турбину и связанную с ней динамомашину.

Станция оказалась нерентабельной из-за низкого КПД и высоких расходов на обслуживание (большая часть получаемой таким способом электроэнергии уходила на питание системы корректировки зеркал, а их было около 2000!).
В рабочем СЭС состоянии дожила до перестройки. В 2005 году башню разрезали на металл, остались только обслуживающие здания и поле с опорами от зеркальных отражателей.
Источник
Сейчас территория станции используется для размещения двух ветряных генераторов Восточно-=Крымской ВЭС на 650 кВт каждый. Их хорошо видно на фото рядом с турбинным корпусом.

Огибая станцию, проезжаем пару сотен метров и с дороги за ветряками открывается вид на корпус энергоблока Крымской атомной станции. Ветряки Восточно-Крымской ВЭС  мощностью по 100 кВт каждый в количестве 15 штук расположены цепочкой на дамбе ограничивающей восточный берег соленого Акташского озера от его разливов. Если смотреть на фото, озеро расположено за дамбой (его не видно) между ветряккми и энергоблоком. Я не нашел подробной информации о Восточно-Крымской ВЭС. есть сведения, что она законсервирована. Крутились ветряки или нет. я не поню. по фото не понятно.
Щелкино

Нам предстояло разобраться в хитросплетении дамб и дорог, проложенных в котловине, занимаемоемой Акташским озером еще при строительстве СЭС-5 и АЭС, чтобы кратчайшим путем выехать к энергоблоку. На удивление, это нам легко удалось и мы ни разу не заплутав, точно проехали намеченным маршрутом вдоль берега озера, его скрывают заросли кустов. Только ветряки дают ориентир, что мы движемся в нужном направлении.
Щелкино

В районе Щелкинской аэрационной станции дорога испортилась и сошла с дамбы. Пошли колеи, лужи, кучи мусора, все это хозяйство пришлось проезжать на понижайке. Но нет худа без добра. Преодолев грязный участок решили помыть машину и попутно приготовить завтрак. Для мытья машины подошла пресная вода из луж, в Крыму с этим дефицит. Следующая остановка у развилки дороги. Сворачиваем в сторону озера и попадаем на полузаброшенную промплощадку с великолепным видом на энергоблок.
Крымская АЭС

На промплощадке помимо ангаров мое внимание привлекло вот такое непонятное устройство. Похоже что это устройство для изготовления кирпича или тротуарной плитки полукустарным образом. Или нет?
Разбирались с назначением устройства здесь. Много комментариев.


Далее делаем небольшой крюк и подъезжаем к проходной на территорию Крымской АЭС. После несложных переговоров получаем разрешение на осмотр энергоблока. Репортаж будет подробный и отдельный. А пока несколько фото для возбуждения аппетита.
Видите это маленькое белое пятнышко на крыше энергоблока? Это я ;-)
Крымская АЭС

Вид с энергоблока Крымской АЭС на ее руины и Акташское озеро
Крымская АЭС

Внутри энергоблока
Крымская АЭС

А этот зал расположен прямо под ядерным реактором. На его потолке хорошо видно усиливающее конструкцию стальное кольцо. наверное чтобы расплавленное ядерное горючее не протекло вниз ;-)
Крымская АЭС

Через пару часов возвращаюсь к КПП и делюсь впечатлениями со строжем, выясняя нюансы. Вовремя, мимо проехала машина с начальством. Начало рабочего дня. Пока болтал со сторожем, стоя в тени одинокого дерева, посереди бетонной площадки, почувствовал. что кто-то ползает по плечу. скосил глаза и.... увидел самого что ни на есть настоящего клеща! Не поверил своим глазам, снял очки. поднес к носу - точно, восемь лапок. Откуда? Ведь я только что был в реакторном зале и никуда по кустам не лазал. Вокруг меня одни бетонные плиты старой дороги. Сторож меня успокоил. сказав. что этого добра у них навалом. Отпустил зверушку.

Через промзону АЭС выезжаем на трассу Щелкино-Ленино и через пару километров сворачиваем к берегу Азовского моря и селу Заводское со странно расположенной автобусной остановкой.
Щелкино

Проскочив село насквозь выезжаем к берегу залива Краснокутский Азовского моря с живописным деревом
Щелкино

И скамейкой под ним
Щелкино

Щелкино

Недалеко виднеется какое-то странное здание. Поленился подойти и сфотографировать в деталях. Оказалось это заброшенный поселковый клуб с интересным портиком на главном фасаде. На фото только чуть выглядывает крайняя колонна.
Щелкино

Чуть проехав вдоль берега залива опять останавливаемся у очередной скамейки. Видите вдалеке береговой обрыв?  Дальше нам ехать вдоль него по полевой дороге
Щелкино

Щелкино

Красота какая, здесь просто нельзя не остановиться на фотосессию
Щелкино

Щелкино

Щелкино

Подсолнухи и море - что может быть прекраснее? Но желтое на синее не получилось загнать
Щелкино

Это район мощных оползней глинистого берега
Щелкино

Вид на восток в сторону села Заводское и мыс Красный Кут. Обратите внимание какая прозрачная вода в заливе! Как где-нибудь на Сейшелах. И это несмотря на то, что берег глинистый. Зато пляж внизу песчаный.
Щелкино

Еще один оползень. Вдалеке виднеется полуостров Казантип
Щелкино

Едем дальше по самой кромке обрыва между полем подсолнухов и морем
Щелкино

Щелкино

Полевая дорога. Мягкая и без пыли, смоченная вчерашним дождем.
Щелкино

Останавливаемся чтобы сфотографировать так называемую базу отдыха Азов. Странно, но похоже ее облюбовали не отдыхающие, а дачники типа "6 соток". Еще на этапе планирования. я почему-то хотел переночевать здесь. Но общий антураж действительности и закрытые ворота не располагали. Проехав чуть дальше увидели следующую базу отдыха без названия. Заехали на территорию, с трудом нашли хозяйку. Посмотрели с ней расположенные в шахматном порядке домики. В них немного живет отдыхающих. Пахло столовой. Сейчас уже не помню. но сочетание увиденного и цены не настроило нас менять планы на день и останавливаться здесь. А так, если бы под ночь, то самое то переночевать беспалаточникам.
Щелкино

Едем дальше и выскакиваем на изрытый окопами мыс с которого открывается вид на укромную бухточку со странным строением. Это дом рыбака "Насыр". Рассказ о нем и об урочище "Рыбное" достоин отдельного репортажа http://starcom68.livejournal.com/2461598.html


Покину бухту урочища Рыбное быстро и весело летим дальше по полевой дороге, которая чуть отдаляется от берега моря. Иногда на дороге попадаются лужи, которые мы объезжаем сходу, слегка опять измазав машину.
Ак-Монай

И тут нам начинают попадаться, сначала по одной, а потом и целыми стаями какие-то странные птицы, прыгающие по веткам в лесопосадке вдоль дороги


Эти, похожие раскраской на попугаев, птицы называются золотистые щурки. Отдельный репортаж о них смотрите по ссылке http://starcom68.livejournal.com/2443126.html
Сколько здесь на ото попугаев?


Видео с золотистыми щурками - смотрите какие они смешные и вороватые


Дорога ровная и машина бежит по ней весело, не пылит после дождя
Ак-Монай

Видео проезда по полевой дороге на Ак-Монай


При подъезде к Ак-Монаю сворачивем в право и сделав небольшой крюк попадаем на территорию Ак-Монайских каменоломен - еще одного крупнейшего и интереснейшего объекта сегодняшнего дня. Расхожее наименование этих подземных выработок - катакомбы, что не имеет ничего общего с действительностью. Тем не менее подземелья вновь и вновь влекут к себе пытливых исследователей постепенно раскрывая свои тайны.
Ак-Монайские каменоломни вынесены в отдельный репортаж http://starcom68.livejournal.com/2470859.html
Ак-Монайские каменоломни

После осмотра каменоломен сворачиваем в село Каменское (бывший Ак-Монай), что расположено у основания Арабатской стрелки, прямиком уходящей в Украину и отделяющей Азовское море от "мертвого" - Сиваша.
В Каменском, еще возбужденные после полученных впечатлений, заходим на рынок, покупаем меряем какие-то тряпочки, покупаем зелень, фрукты, овощи и конечно пиво с местной рыбкой. На продукцию огородов цены здесь оказались низкие, а на все остальное высокие. Сказывалась узость рынка.
Ак-Монай

Слегка поплутанов по улицам села выезжаем из него на трассу ведущую в Геническ (Украина). Можно было проделать это более коротким путем, но потеря времени не велика. На выезде в который раз обращаем внимание на указатель достопримечательностей, выполненный в едином для всего Крыма стиле.
У меня два абсолютно противоположных мнения по поводу этого массового отабличивания Крыма. ведь такие указатели теперь можно встретить практиячески в каждом неселенном пункте.
1. Это просто прекрасная навигация для туристов, знакомящая с местными достопримечательностями. Такого я не знаю ни в одном регионе России, да и Украины тоже. Отдельно стоит упомянуть доступную символику и дубляж на английском. Расположение этих информационных знаков в основном удачное.
2. Что откровенно плохо. Сразу видно, что проект реализован чиновниками. Т.е. не для людей, а для отчетности. Зачастую ты сбрасываешь газ у целого панноптикума из указателей и... видишь никому не нужные объекты типа места для купания (зачем это указывать, если море и так видно и в нем как бы купаются), паршивые базы отдыха, пансионаты, бары и кафе. Причем в некоторых случаях они поименованны не в общем как здесь, а предельно конкретно. Например: пансионат "Пупкин" - 5 км. И это притом, что пансионат "Попкин" расположен в 300 метрах. Вот как такое может быть? Владелец "Пупкина" хорошо заплатил? И о расстояниях. Часто есть указания на какой-нибудь Дуб или бар - 8 км. Ну нафига, когда рядом есть более интересные аттракторы, памятники природы, архитектуры и археологии? В общем логика создателей мне не понятна. Иногда закрадывается мысль, что им нужно было отчитаться количеством установленных знаков.
Я и в последующих репортажах буду вас знакомить с этим навигационным проектом.
Арабатская стрелка

Только проехали Каменское как у меня рот открылся...
Смотрю, а слева перпендикулярно дороге вытянулась вдоль старого противотанкового рва артиллерийская батарея, а может быть целый дивизион. Каждая пушка в аккуратном дворики под маскировочной сеткой. Ага, зеленая сетка на фоне выжженной степи это очень незаметно. А за каждым орудием штабеля из ящиков с боекомплектом. При боекомплекте часовой. Чуть дальше в тыл что-то тпа палаток с грузовиками. В общем рассмотрел я все плохо с перепугу. Как впился взглядом в снаряды и солдата с автоматом так и пялился, чуть с дороги не уехал. Из благоразумия решил не останавливаться и даже на ходу не снимать. Камеры спрятали. Нам еще военных в Арабатской крепости хотелось поснимать.
Подъезжаем к крепости, знаков никаких запрещающих нет, но в крепости кто-то сидит. Судя по торчащему стволу от БМП-2 направленному на дорогу в сторону Украины это не туристы.


Проезжаем крепость и метров через триста сворачиваем к пляжу. Здесь и не пахнет никакой войной.
Арабатская стрелка

Оглядевшись и осмотревшись решаю вдоль пляжа вернутся к крепости закосив под пляжников. Помня о коварстве здешнего песка (привет застрявшему здесь sergeydolya) и используя полученные знания катания в этом месте по пляжу в 2013 году (тогда обошлось без приключений) решаю ехать по травянному покрову вдоль пляжа через перекати поле и всякие колючки. Едем, хотя меня и насторожила давно не тронутая в этом месте колесами машин пустынная растительность. Едем, едем, включив понижайку, едем тихонько, и вдруг я замечаю, что вместе с нами едут и все колючки, а машина идет все труднее и труднее. Что за напасть? Сдаю назад, а вместе со мной сдают и колючки... Под взглядами недоумевающих пляжников выхожу из машины и вижу что запутался в проволочных заграждениях. Дак вот оно в чем дело и почему здесь никто не ездит! Тонкая проволока ржавая спирали Бруно, скрытая в колючках, намоталась на клыки бампера и слека порезала пластмассу. Но мы не привыкли отступать. Распутываю проволоку, подминаю ее под машину и аккуратно, чтобы не зацепить проезжаю. Проволочные заграждения благополучно преодолены, больше ни чем не зацепился. Как оказалось через спираль можно ездить не только на танке, но и на Ниве.
Паруемся и идем купаться.
А потом достаем камеру и немного фотографируем.
Пляж в сторону Каменского
Арабатская стрелка

Чайку
Арабатская стрелка

Друг друга, понимая, что за нами наблюдают из крепости
Арабатская стрелка

Опять пляж
Арабатская стрелка

И наконец, украдкой, то, за чем приехали - Арабатскую крепость


Получилось только так. И еще немного видео.
Военные на Арабатской крепости. Панорама


Все, пора сворачиваться и уезжать от греха подальше.
Впечатление жуткое, то что простояло веками и пережило несколько войн сейчас, как это не прискорбно, разрушается окопами уже российских военных. Справедливости ради стоит сказать, что еще в 2014 году здесь окопались казачки. Прокуратура Крыма как всегда безмолвствует.

Возвращаемся на трассу и едем обратно через Каменское, но там берем курс уже в сторону Феодосии. Легко добираемся до Семисотки, но в ней я допустил навигационную оплошность. Понадеявшись на память (а ведь помнил, что в Семисотке надо быть внимательнее и ехать через нее) поворачиваю не в село, а на запад, направо, и еду вдоль железной дороги. Асфальт хоть и старый но относительно ровный, отмахав километров пять понимаю, что сделал что-то не то, но продолжаю ехать дальше в надежде как-то окольными путями выбраться к Феодосии. Асфальт только укреплял меня в мысли, что все образуется. Но не образовалось. Через 8 километров оказались в Танковом. Это бывшее село Кой-Асан у которого разворачивались драматические события 1942 года связанные с катастрофой Крымского фронта. Село безлюдно, все попрятались завидев нас. Кое как на окраине находим старого татарина и спрашиваем как попасть в Феодосию. С таким же успехом можно было спросить: "Как попасть в Москву". тем не менее он терпеливо нам объяснил, как по околице, через поле и брод выехать до ж/д платформы 8-ой километр, а оттуда и до Феодосии рукой подать. Едем на поле где фотографируем эти замечательные подсолнухи и утонувшие в синеве Крымские горы приходящие на смену степному ландшафту.
Подсолнухи

На поле дорога теряется и мы едем практически по наитию по какому-то еле заметному следу от трактора. Отыскиваем брод через почти пересохший ручей и чешем дальше в сторону домиков. Все мы у платформы 8-ой километр, но яснее от этого куда ехать не становится. На наше счасть на платформе стояла девушка ждущая, как мне показалось, поезд. Они оказывается еще ходят. Иду к девушке, чтобы спросить дорогу и тут меня путаются съесть две собаки и одна кошка. Но девушка меня не съела, а терпеливо объяснила куда ехать дальше: на Владиславовку, а потом и до Феодосии рукой подать. Только она перепутала право и лево. Но это выяснилось чуть позже.
Платформа 8 км

Через километр выскакиваем на пыльную гравийку и... поворачиваем налево. Повеселевшие пылим, но почему-то на восток. Справа Северо-Крымский канал, который можно пересечь разве что по воздуху. Слева где-то за полями и кустами идет железная дорога, которую мы только что пересекли под мостом.
На одном из поворотов чуть не стоптали степных курочек. Мама, вытянув шею, япереводила через дорогу свой уже почти взрослый выводок.
Куропатки

Едем, едем и тут меня охватывает странное чувство, что мы делаем опять не то. Особой странности добавляет то, что на встречу очень часто для этой безлюдной местности попадаются машины с номерами из различных регионов РФ с отдыхающими. К чему бы это?
Вдруг вижу на встречу пылит большой черный джип и истошно сигналит нам фарами. Останавливаемся и тут уже нас спрашивают:
- Как проехать на Владиславовку?
- О!, говорю, мы как раз туда и едем!
Мужик явно смутился:
- Мне навигатор говорит, что Владиславовка там откуда вы едете.
 - Нет, говорю, Владиславовку мы там не видели. Мы с Арабата едем. А вы откуда?
- Из Керчи в Феоодосию.
Тут удивился уже я:
- И мы в Феодосию. А что по трассе разве уже нельзя?
- Нельзя, там пробка.
И он унесся в даль.
Я был сыт плутаниями и мотаниями туда сюда по непонятным дорогам и уже поняв на каких участках траектории были сделаны навигационные ошибки решил продолжить движение и выскочить на дорогу от Семисотки к трассе Керчь-Феодосия. Примерно через 8-9 километров зигзагов вдоль канала это произошло. Пересекаем по мосту канал (знакомое место с 2013 года), а еще через 3,5 км оказываемся на искомой трассе и летим в сторону Феодосии. Пробка меня не пугала. С 2013 года я знал, что в районе Берегового она имеет место быть. Но нынешня началась еще до Приморского...
В Приморсков взгруснув о потраченном зря времени, крюке в 20 км и поняв, что быстро добраться до Феодосии не получится смиряемся с обстоятельствами и начинаем медленно ползти в общем потоке машины постепенно поджариваясь в лучах садящегося солнца.
Постепенно добираемся до Берегового и чтобы развлечься начинаем фотографировать из окна машины
Береговое

Пляж. Дикие люди упаются и загорают прямо у трассы забитой потоком машин. Что-то мне подсказывает что делают они это не из-за гигиенической необходимости, а каждый день и не по одному разу. Вам такой отдых нравится?
Береговое

Справа на обочине сплошной вереницей стоят дальнобои. Эти, вероятно, пользуются моментом когда трасса проходит рядом с морем и можно немного оттдохуть с дороги. Обочечников здесь нет, т.к. вся обочина забита.
Береговое

В редких разрывах между фурами жуликоватые перекупы и агенты сдают жилье прямо у своих машин. Вероятно, еще не перевелись те лохи которые снимают "кота в мешке" через них, значительно переплачивая от реальной цены.
Береговое

Реперное место - чайхана Темур
Береговое

автобусная остановка Береговое с замазанными еще советскими барельефами
Береговое

Проезжаем мимо фирменной фуры везущей в Крым питьеву воду со странным названием. Мне как-то рассказывали историю, о том, что компания Blue Water вышла на рынок Беларуси и потом с него быстро ушла. Воду с таким названием беларусы упорно отказывались покупать. Догадываетесь почему?
Береговое

Еще немного придорожного пляжа
Береговое

Прикольный чувак в костюме инки. Как можно заметить по объявлению за его спиной вход на пляж бесплатный, лежаки платные, время работы пляжа ограничено.
Береговое

Въезжаем в Феодосию. Тут я, верный традиции дня, проскакиваю нужный поворот и иду дальше в сторону Судака. Бензин в пробке почти закончился. Как назло на АЗС где мы развернулись был только 92-ой. Покупаем полный бак по цене 38 руб. 29 коп. за литр. Дешевле чем при Украине в 2013 году. Тогда он стоил в среднем 42 рубля за литр. Но все равно это примерно на 3 рубля дороже чем на "большой земле".
Едем обратно, поворачиваем по незнакомой дороге в город и, о чудо! практически безошибочно выезжаем к автовокзалу. Нам сюда и нужно было. Догадались почему?


Правильно, чтобы снять жилье на одну ночь.
Не сразу, но находим жилье в доме 11 по улице Украинской в одном квартале от набережной. Хотелось в старом городе, но копатся было некогда, солнце садилось. Радостные вселяемся на второй этаж по вот такой, обвитой плющем лестнице. Подробно история поиска и ТТХ жилья в отдельном репортаже: http://starcom68.livejournal.com/2378671.html


Быстро приводим себя в порядок, что-то перекусываем, и отправляемся гулять по ночной курортной Феодосии. После нескольких днй проведенных в степях Восточного Крыма ночные улицы кажутся непривычными и загадочными. Это наш первый выход в ночной крымский город.
Феодосия

На площади у железнодорожного вокзала. Мне кажется, что в 2013 году народу здесь было несколько поболее
Феодосия

Памятник феодосийскому десанту
Феодосия

А это вытащенные на берег теплоходы.
Пассажирский теплоход проекта 10110, тип Евпатория «Иван Кожухарь»
Теплоход «Иван Кожухарь» носит имя героического командира боевых кораблей Черноморского флота, участника Керченско-Феодосийский десантной операции 1941 - 1942 гг., обороны Одессы. Построен в июне 1990 года. Вынесен на берег осенью 2012 года.
Проект 10110 разработан в Черноморском ЦПКБ (СССР, г.Одесса). Серия строилась на Ильичёвском СРЗ (СССР-Украина, Одесская обл., г.Ильичёвск) с 1983 по 1997 г.г.
Феодосия

На этом пока все. Пора баиньки.

Другие мои репортажи по теме "Весь Крым 2016" можно найти по тэгу ВК2016

Навигация по теме "Весь Крым 2016" вынесена в отдельный пост http://starcom68.livejournal.com/2204162.html

Если понравился репортаж, ставьте лайки, тащите ссылку к себе в соцсети, шлите жетоны. Они пойдут в конце года на благое дело.


#Crimea #photo
Tags: #crimea, #photo, ВК2016, Дороги, Животные, Крепости, Крым, Море, Нива, Памятники, Феодосия, Энергетика
Subscribe

Posts from This Journal “ВК2016” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments