starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Счастливая "чертова дюжина"

Оригинал взят у vikond65 в Счастливая "чертова дюжина"
AHW_Luftschiff_Hansa_in_Mockau.jpg

Ровно 105 лет тому назад, 19 сентября 1912 года, стартовал первый в истории международный пассажирский авиарейс. Комфортабельный лайнер авиакомпании DELAG (Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft) вылетел из Гамбурга в Стокгольм с промежуточной посадкой в Копенгагене, имея на борту 24 пассажира и шесть членов экипажа.

Правда, этот авиалайнер был не самолетом, а дирижаблем марки "Цеппелин" с серийным номером LZ-13 и собственным наименованием "Ганза". Он имел длину 148 метров, диаметр - 14 метров и объем баллона - 20 тысяч кубометров. Воздушного гиганта приводили в движение три бензиновых двигателя "Майбах" мощностью по 145 л.с.

В передней открытой гондоле размещался командный пост и один двигатель, работавший через конические передачи и длинные валы на два двухлопастных алюминиевых винта, укрепленные на кронштейнах по бокам баллона. В задней гондоле стояли два мотора, каждый из которых вращал один винт. При работе всех двигателей на максимальной мощности дирижабль в штилевую погоду развивал скорость до 76 км/ч.

Между гондолами был укреплен закрытый пассажирский салон с застекленными окнами, в котором стояли кресла и столики. Все помещения соединялись между собой галереей, проходившей под днищем баллона, правда, перемещаться по ней можно было только на четвереньках, а подниматься и спускаться - по вертикальным трапам.

Первый испытательный полет LZ-13 совершил 30 июня 1912 года. Несмотря на "несчастливый" номер, судьба была к нему на редкость благосклонной. До начала Мировой войны он успел совершить без каких-либо происшествий 399 коммерческих авиарейсов, перевезя в общем счете 6217 пассажиров. Создателям тогдашних самолетов о подобных цифрах приходилось только мечтать.

"Ганза" побывала во многих странах Европы, в том числе и в России. В 1913 году этот дирижабль совершил вояж из Лейпцига в Москву. Но из-за отсутствия спроса подобные рейсы не стали регулярными, в отличие от полетов в Голландию и Скандинавские страны.

После начала войны LZ-13, как и все остальные германские дирижабли, был мобилизлван и переоборудован в бомбардировщик. Пассажирский салон переделали в бомбовый отсек, а для защиты от вражеских аэропланов на его бортах укрепили два пулемета. В этом качестве "Ганза" успела повоевать как на Западном, так и на Восточном фронте. LZ-13 бомбил города и военные объекты во Франции и в Российской Империи, в частности - Либаву, удачно избежав снарядов вражеских зениток.

В середине 1915 года дирижабль из-за ветхости и морального устаревания переклассифицировали в учебную машину, а в сентябре 16-го - отправили на слом. Таким образом, LZ-13 стал одним из немногих тогдашних дирижаблей, прослуживших более четырех лет и не ставших жертвами стихии или вражеского огня, а "умерших естественной смертью", от старости.

На заставке - "Ганза", приземлившаяся в поле на окраине Москвы.

543818869.jpg
LZ-13 над берлинским "дирижаблепортом", откуда в 1912-14 годах совершались рейсы пассажирских воздушных кораблей.

ImageServer (2).jpg

Если в городе, куда летали дирижабли, отсутствовал эллинг, посадка и высадка пассажиров производилась прямо на летном поле.

ImageServer (3).jpg

А при наличии ангара это происходило в более комфортных условиях.

ee56a45a602d49554a07e1e1107e6d60.jpg

Передняя гондола LZ-13.

hansa-cabin.jpg

И его пассажирский салон.
Tags: Воздухоплавание, Германия
Subscribe

Posts from This Journal “Воздухоплавание” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments