starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Из Заполярья с гарантией

Оригинал взят у nortwolf_sam в Из Заполярья с гарантией
Если отжать воду - то госконтракта ждать не в этом году, а в следующем и назначенный срок продления службы после ремонта 10 лет, а не 25 как писали некоторые СМИ. Представитель завода как адекватный человек не говорит о двухлетнем сроке ремонта. Я в отличии от многих представителей публики вообще не вижу смысла углубляться в рассуждения контракт на 20 млрд. или на 45 подпишут. Куда важнее, что заговорят через года два-три после начала работ и во что это выльется тогда.


Оригинал взят у zvezdochka_ru в Из Заполярья с гарантией
Где, когда и в какие сроки будет модернизирован и возвращен ВМФ единственный в России авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в материале "Российской газеты". ссылка на публикацию

Современные корабли и суда сложны в проектировании, требуют больших затрат на постройку и должны служить долго. Что может и должно этому условию способствовать? О проблемах и перспективах российского судоремонта как суботрасли в беседе с нашими корреспондентами размышляет заместитель генерального директора - начальник управления технического надзора и сервисного обслуживания Центра судоремонта "Звездочка" Олег Антушев.

Так повелось, что судоремонт остается в тени судостроения. Понятно, что конструкторы и строители заинтересованы в новых заказах. Поэтому призывают концентрировать внимание и ресурсы на новострое. А если посмотреть на ситуацию глазами тех, кто эксплуатирует корабли и гражданские суда? Где тут золотая середина?

Олег Антушев: В жизненном цикле корабля - а именно такой, комплексный, подход сейчас утверждается - разные виды ремонта являются строго обязательными плановыми операциями. Наряду с боевой или просто службой это такие же естественные этапы. Периодичность, виды и порядок выполнения ремонтов закладываются конструкторами еще на стадии проектирования. Для боевого корабля ремонт - это в первую очередь поддержание технических и боевых качеств на современном уровне.

Иначе он не способен решать задачи, для которых создан - противостояние противнику и обеспечение собственной живучести?

Олег Антушев: Разумеется. Скажу больше: из заводского ремонта корабль, как правило, выходит с такими показателями по основным характеристикам, которые превышают построечные. Применение новых материалов, новой техники, устранение недочетов проектирования и постройки без замены основной платформы - корпуса, силовой установки, общекорабельных систем - существенно экономит государственные средства, отпущенные ВМФ на решение его задач. Плюс - экономия времени. Строительство - существенно более продолжительный процесс.

Однако все ли, что держится на плаву, надо ремонтировать?

Олег Антушев: Речь о кораблях, которые имеют запас ресурса, являются ремонтопригодными и могут быть модернизированы. Второй нюанс в том, что при планировании ремонтов надо учитывать темпы ввода в строй кораблей следующих поколений. Если эти темпы не обеспечивают сбалансированный корабельный состав, то решать эту проблему возможно только за счет ремонтов и модернизаций.

Баланс между строительством и ремонтом должен строиться исходя из задач сохранения и развития научного и промышленного потенциала обоих направлений -главным образом путем долговременного планирования работ. К этому нужно стремиться, учитывать это в основных доктринальных документах.

Какие решения сегодня могут поддержать на необходимом уровне и обеспечить развитие судоремонта как суботрасли?

Олег Антушев: Самое очевидное решение состоит в строгом следовании предписаниям регламентов по ремонту кораблей - и по срокам, и по объемам. Однако такое "идеальное" решение сегодня малодостижимо в силу ограниченности ресурсов - материальных, финансовых, производственных...

Следует искать равновесную золотую середину. Например, выполнять заводские и средние ремонты с модернизацией для кораблей 1-го ранга, имеющих запас ресурса. В остальных случаях выполнять ремонты по техническому состоянию, либо сервисное обслуживание с продлением срока службы. При этом решения по объемам работ должны основываться на результатах мониторинга технического состояния наиболее ответственного корабельного оборудования, проводимого с достаточной частотой, в идеале - непрерывно. При этом надо шире использовать для подобного мониторинга средства диагностики и компьютерного анализа.

Что это дает на практике?

Олег Антушев: К примеру, внедрение такого подхода на стратегических АПЛ проектов 667БДР и 667БДРМ позволяет устранить львиную долю организационных и технических проблем при продлении сроков службы. Этот опыт НИПТБ "Онега" и "Звездочки" должен применяться и на надводных кораблях. Такой подход позволит планово готовить производство и сами верфи к ожидаемому ремонту. Необходим механизм, при котором поставка заменяемого оборудования, комплектующих и материалов, разработка ремонтной документации, изготовление технологической оснастки будут производиться до постановки корабля в завод. Это особенно важно для больших кораблей, для ремонта которых приходится осуществлять значительные закупки.
Срок службы авианосцу "Адмирал Кузнецов" после ремонта и модернизации продлят на десять лет

В качестве примера можно привести авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", ремонт которого потребует в сжатые сроки изготовить и поставить большое количество оборудования и комплектующих. Номенклатура специфичная, и с учетом состояния многих машиностроительных предприятий может изготавливаться в очень ограниченных объемах.

Официальными лицами было заявлено, что "Адмирал Кузнецов" по завершении похода встанет в ремонт. Какое-то понимание сроков и объемов работ уже есть?

Олег Антушев: Напомню, что "Адмирал Кузнецов" построен в 1991 году. В эксплуатации находится более 25 лет. Заводских ремонтов за весь срок службы не проходил. Износ комплексов и систем - как технический, так и моральный - более чем значительный. Кроме "Кузнецова" кораблей подобного класса у нас в стране нет. Перспективный авианосец находится на стадии подготовки к техническому проектированию. Наличие в составе флота такого корабля - это в первую очередь вопрос сохранения и развития палубной авиации. Поэтому правительством было принято решение о проведении его заводского ремонта с выполнением модернизации основных комплексов и систем. "Звездочка" определена головным исполнителем работ.

А где именно, на какой верфи, будет производиться ремонт?

Олег Антушев: Таким местом предварительно спланирован наш филиал СРЗ-35. В настоящее время проводятся организационно-технические мероприятия по определению объемов ремонта и модернизации корабля, сроков их выполнения. До конца года должен быть подготовлен проект госконтракта, определяющий основные параметры и условия работ. После ремонта корабль должен будет прослужить еще минимум 10 лет. Для "Звездочки" корабль новым заказом не является - ежегодно СРЗ-35, в рамках контрактов на сервисное обслуживание, выполняет на нем ремонтные работы. Накоплен значительный опыт выполнения средних ремонтов кораблей ВМФ различных поколений, есть специалисты, производственная база, налажено взаимодействие с органами военного управления, научными и специализированными организациями промышленности. Уверен, мы сможем выполнить ремонт "Адмирала Кузнецова".

Какие трудности прогнозируете?

Олег Антушев: Корабль, как уже сказано, построен советской промышленностью четверть века назад. Часть оборудования находится в состоянии, требующем агрегатной замены. Производство большей части такого оборудования за 25 лет утрачено, а его складские запасы отсутствуют. Потребуется проектная проработка по замене такого оборудования на современные отечественные аналоги. Значительная часть подлежащих модернизации комплексов потребует проектирования, приемо-сдаточных испытаний. Большую часть испытаний придется выполнять, совмещая с корабельными, вопреки сложившейся практике.

Отдельный большой вопрос - это решение задач обеспечения технического взаимодействия корабельных систем с летательными аппаратами. Проведенный в 2016 году ремонт показал, что следует ожидать проблем, связанных с рассогласованием техзаданий, формируемых по специализации ВМФ и ВКС. Неминуемо будет возникать необходимость в проведении дополнительных разработок, выявляемых уже на стадии ремонта, а возможно, и испытаний.

Если нам удастся организовать межведомственное взаимодействие на том же уровне, что и во время подготовки корабля к участию в антитеррористической операции у берегов Сирии, то это станет важным фактором ритмичности работ и гарантией их своевременного завершения.

"Звездочка" ежегодно сдает по два-три корабля из ремонтов и модернизации, причем разных проектов. Какие общие подходы следует применять в судоремонте?

Олег Антушев: Необходимо переходить от контрактов на конкретные работы к контрактам обеспечения всего жизненного цикла корабля. Долгосрочное планирование - это понимание сроков, объемов и стоимости не только самих ремонтных работ, но и мероприятий по подготовке производства. Это возможность опережающего решения вопросов планирования и распределения конструкторских, технологических и производственных ресурсов, а также межведомственных согласований - всего того, что сегодня является главным препятствием к поддержанию сроковой и ценовой дисциплины.

"Звездочка" - крупнейшее судоремонтное предприятие России. Что помогает сохранять лидерские позиции?

Олег Антушев: Заводу удалось пройти через сложные времена, избежав крупных сокращений, сохранив преемственность поколений. А в судоремонте очень важен фактор профессионализма. Ведь ремонт - это творческая, чаще всего несерийная работа, которая дает рабочим, инженерам и руководителям не только богатый опыт, но и широкий технический кругозор. Мы видим, как утрата такой преемственности подкосила потенциал других судоремонтников.

Безусловно, в достижении лидерства сыграло свою роль и то обстоятельство, что сохранялась стабильность управления. За шестьдесят с лишним лет работы завода сменилось всего пять генеральных директоров. Григорий Просянкин, к примеру, руководил "Звездочкой" 16 лет, а после еще четырнадцать - "Севмашем".

Лидерство в нашем случае - это не столько почетный статус, сколько целый комплекс обязанностей. У нас нет права воротить нос от кораблей, которые размещаются в ремонт, какими бы проблемными и низкорентабельными эти контракты ни были. У нас нет права ждать, пока новые подходы и методики будут отработаны на других верфях. Мы в силу нашего положения обязаны творить, применять, учить, тащить за собой и вытаскивать не только других судоремонтников, но и машиностроителей.
Тем временем

Ремонт тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" начнется в 2018 году на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта "Звездочка") - как о вопросе, уже решенном, сообщил РИА Новости источник в оборонно-промышленном комплексе. "В начале следующего года авианесущий крейсер будет там", - цитирует агентство своего собеседника. Сейчас у корабелов и минобороны как заказчика ответственный момент согласования объемов, срока и стоимости предстоящих работ. Стремление военных понятно - уплотнить, насколько возможно, сроки ремонта и вернуть обновленный крейсер вместе с авиакрылом в боевой состав ВМФ России. Но в таком деле чудес не бывает, а малоприятных сюрпризов - на каждом шагу, что наглядно показал опыт модернизации на "Севмаше" аналогичного корабля для ВМС Индии. При нынешнем состоянии крейсера "Адмирал Кузнецов" и задач по его ремонту с обновлением госконтракт может быть заключен на срок не менее 3,5 лет - на это указывают собственные источники "РГ". А с учетом дополнительных работ, заявленных флотом, уйдут и все четыре года.

Как это было
На время ремонта экипаж и корабелы стали одной командой

"Адмирал Кузнецов", как известно, впервые в истории российского флота применялся в боевой операции. Вы лично руководили проектом восстановления технической готовности крейсера и подготовки его к походу. Как эта работа выполнялась?

Олег Антушев: "Адмирал Кузнецов" - первостепенный, но не единственный корабль, участвовавший в походе к берегам Сирии, на котором "Звёздочка" в первой половине 2016 года выполняла восстановительные работы. К походу были подготовлены все корабли авианосной группы, в том числе боевые корабли охраны и суда обеспечения. Конечно, наиболее сложной задачей по срокам и объемам было восстановление технической готовности авианосца.

Эти работы в соответствии с поручением президента России выполнялись на базе нашего мурманского филиала "35 СРЗ". На корабле был проведен ремонт электромеханического оборудования и систем, модернизированы отдельные радиотехнические комплексы, связанные в первую очередь с обеспечением полетов новых летательных аппаратов МиГ-29К и Ка-52К. Полностью переоборудованы корабельные погреба для размещения нового авиационного боезапаса.

Мало кто знает, что во время этого ремонта корабль не выводился из эксплуатации...

Олег Антушев: Это так. Экипаж во время ремонтных работ не прекращал свою ежедневную деятельность - жил на корабле, нес службу, занимался боевой подготовкой. Дважды корабль выходил в море на продолжительные испытания новых комплексов и новых самолетов, отрабатывал учебные задачи. Нам приходилось не просто синхронизировать график ремонта с ритмом боевой подготовки, но и прилагать огромные усилия, чтобы эта синхронность поддерживалась - причем не в масштабе суток, а в масштабе часов. Такая же жесткая дисциплина по срокам требовалась и от поставщиков комплектующих и оборудования, всех соисполнителей работ.

Работы на корабле проводились круглосуточно в трехсменном режиме. В них были задействованы более трех десятков предприятий. Выполнение работ курировал лично вице-премьер Дмитрий Рогозин. Для эффективного межведомственного взаимодействия промышленности, органов военного управления ВМФ и ВКС под началом Военно-промышленной комиссии была создана рабочая группа. Благодаря ее работе нам удалось в необычайно короткие сроки решать массу сложнейших вопросов по самым разным аспектам - от выработки и согласования технических решений до принуждения поставщиков к жесткому соблюдению графиков.

В результате всех этих усилий корабль фактически приобрел назначение ударного авианосца, способного наносить удары палубной авиацией по наземным целям.
Был момент, когда с палубы "Кузнецова" любовались вышедшим на испытания авианосцем "Викрамадитья", как стал называться после модернизации для индийских ВМС наш крейсер "Адмирал Горшков". Хочется верить, "адмиралы" еще встретятся в море. И неизвестно, кто кому тогда позавидует...

Но был повод и для язвительных комментариев. Мы имеем в виду черный дым из трубы "Кузнецова"...

Олег Антушев: Да, повышенное дымление главной энергоустановки взбудоражило общественность. Правда, мало кто акцентировал внимание на эпизодичности такого дымления. Появление густого дыма проявлялось только на "переходных" режимах при наборе скорости до 20 узлов и более. А все дело в том, что полномасштабный ремонт установки не вписывался в директивные сроки, поэтому было принято решение выполнить поддерживающий ремонт главных котлов, провести обследование и замену отдельных элементов. Не надо забывать, что эта ГЭУ служит уже 25 лет, при этом промышленность и экипаж обеспечили ее надежную и безопасную работу.

Ирония по поводу дыма так и осталась иронией. Объективная реальность состоит в том, что "Кузнецов" поставленные перед ним задачи выполнил.

Вы сами довольны результатом работы?

Олег Антушев: Такие объемы модернизации и ремонта в столь сжатые сроки при нахождении корабля в боевом составе в нашей истории выполнялись впервые. Был получен опыт проведения масштабных работ без вывода крейсера из эксплуатации в удалении от головного предприятия. И "Кузнецов", как уже сказано, свои задачи выполнил. Получается, что опосредованно и мы приняли участие в борьбе с мировым терроризмом. Наша работа была отмечена правительством и командованием ВМФ. И это, согласитесь, не может не приносить удовлетворения.
Tags: ВМФ, ВПК
Subscribe

Posts from This Journal “ВПК” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments