starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Выставка "На маяк" в Музее современного искусства PERMM

Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо
Товарищ Артем

Вчера вечером завернул на огонек в Музей современного искусства PERMM на открытие новой выставки " На маяк: форма и политика света".


К столетию Октябрьской революции Музей современного искусства PERMM совместно с Гёте – Институтом (г. Москва) представляют выставку «На маяк», посвященную электричеству и свету. Отталкиваясь от знаменитой фразы Ленина «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны», экспозиция выстраивается как диалог художников разных стран и поколений о том, как повлияла на жизнь и искусство стремительная модернизация России в двадцатом веке. Нужды модернизации, сначала революционной, затем индустриальной и военной, оплачены грандиозными проектами, радикально поменявшими общество, множеством человеческих жертв, тоталитарным контролем над личностью.

Как всегда простая и скромная официальная часть открытия выставки


Кураторы и художники


Название выставки позаимствовано у романа британской писательницы Вирджинии Вульф - шедевра модернистской психологической прозы. Действие романа разворачивается до и после Первой Мировой войны. Семья интеллектуалов пытается организовать прогулку на маяк, но удается это только через десять лет, когда война и несчастные случаи проредили семейные ряды. Вирджиния Вульф помещает малейшие душевные движения персонажей в центр внимания, делая геополитические катастрофы фоном для тщательно прописанных психологических портретов. Так и искусство на выставке - частный, продуманный жест художника, открывающий широкую панораму эпохи и ее истории. Световые объекты Петра Стабровского устанавливают базовые, самые простые отношения света и пространства, подчеркивая окружающее нас повсюду разнообразие фактур.



Первый этаж выставки посвящен модернизации и электрификации как катастрофе, форсированной отмене традиционных укладов. Скульптура-аквариум пермской художницы Анны Андржиевской представляет собой трехмерную метафору затопления территорий вокруг Камской ГЭС - крупнейшего инфраструктурного проекта советского времени на территории Пермского края. Архивные материалы - фотографии освещенной электричеством Москвы 1930-40-х годов из коллекции Московского Дома фотографии, материалы из архивов Перми - углубляют понимание значимости электрического освещения и его цены для человека. Инсталляция Агентства Сингулярных Исследований (Анна Титова, Стас Шурипа) «Парк «Дистопия» повествует о фантастической подмене целого города развлекательным парком. Прошлое оборачивается призрачным настоящим, не готовым до конца принять и пережить исторические травмы.

Инсталяция "Камское море". Здесь явно не хватает живых карпов Олега Кулика (Купить можно в гипермаркете "Семья").


Ору


Оборудование Верхне-Камской ЭС. Не слышал про такую...
UPD: Ага разобрался. Есть такая электростанция в городе Кирс Верхнекамского района Кировской области.
Фанерки с фотографиями можно было вытягивать из книжной полки с прорезями. Случайно или намеряно прорези были сделаны с минимальными допусками и посадками, поэтому картинки с трудом вытаскивались, а обратно практически не вставлялись на штатное место.
Все фанерки конечно перебрать не получилось, но очень надеюсь, что среди них есть фотографии электростанции построенной Славяновым на Пермских пушечных заводах и фото или чертежи установленных в заводских цехах (впервые на Урале) электродуговых ламп с регулятором конструкции Славянова. Ведь тема выставки все-таки свет и электричество, а не два притопа три прихлопа как обычно бывает у нас в сфере культуры.


Кажется вот эта улитка из стола и называется "Парк Дистопия"




На столах закреплены различные странные и не очень фотографии в числе которых фото затерялось изображение уникального произведения социалистического реализма - 27-ми метрового памятника большевику Артему (революционер, советский государственный и партийный деятель, основатель Донецко-Криворожской Советской Республики, председатель Донецкого губисполкома). Памятник был сооружен в 1927 году скульптором И. П. Кавалеридзе по собственному проекту из бетона и сохранился до сих пор.






Валентин Дьяконов, куратор выставки, искусствовед, арт-критик:
«Меня всегда интересовали взаимоотношения электричества и искусства. От самых банальных, типа опускания монетки в специальные ящики в итальянских церквях, чтобы лампочка зажглась и Караваджо стало видно. До сложных, типа циркуляции цифровых изображений по сетям. Вообще искусство обязано электричеству по гроб жизни, но ничего взамен не дает. Так что хотелось восстановить справедливость. Выставка посвящена тому, как электричество непосредственно становится художественным средством или используется как вспомогательная метафора для описания крупных исторических и политических процессов. Не забывая о том, что нажимают на выключатель частные лица - художники и зрители».




Информация и человеческое тело - темы второго этажа. Знаменитый немецкий художник Миша Кубалль в масштабной инсталляции «spacespeechspeed» («пространство-речь-скорость»), своей первой работе, показанной в России, имитирует восторг информационного потока. Инсталляция Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева «КоМутация» ставит под вопрос неизменность человека в эпоху электричества. Информация и тело находятся в сложнейших взаимоотношениях в инсталляции Комара и Меламида, являющейся одновременно и проектом реорганизации Мавзолея Ленина. Вечное тело вождя противопоставляется требованиям новой информационной эры, а его гробница становится всего лишь очередным рекламным носителем. Тонкие кубистические рельефы Анны Паркиной подчеркивают роль электрического света в нашем ощущении окружающего мира как набора выступающих из тьмы фрагментов.





Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея PERMM:
«Одна из самых серьезных проблем векового юбилея революции для музея современного искусства - невозможность представить объективную оценку, мы колеблемся между критическим и романтическим отношением, колеблемся вместе с авторами и их произведениями. Подготовленная нами выставка - попытка осмыслить революцию через более широкие контексты, освободить историческое событие от тисков фактов и дать новые горизонты интерпретаций, осмыслить прошлое через настоящее, показать контуры будущего».




Пожалуй самое интересное место в музее вот эта комната с движущимися звездами на стенах. Когда в нее попадаешь, то немного теряешь ориентацию, но стоит привыкнуть и начинаешь получать удовольствие от игры света и тьмы


Вот так комната выглядит при свете


А вот так если свет "выключить"




Галина Янковская, руководитель Отдела по научным исследованиям и музейной педагогике музея PERMM, доктор исторических наук, профессор Пермского университета:
«Радикальная суть вторжения электричества в жизнь человека и общества проявила себя задолго до 1917 г. Приход к власти большевиков словно повторял сценарий захвата электричеством транспорта, средств информации, промышленности и других рычагов управления. Локомотив прогресса на электрической тяге сметал прежний уклад и символический мир, поворачивал реки и мчался к прочим эпическим целям. Но прогресс - не индульгенция, а, очень часто - хождение по мукам. Исследовательская часть проекта "На маяк" была сфокусирована на поисках свидетельств о начальных страницах электрификации в Перми, о том, как проходила реализация больших "светоносных" проектов советской модернизации в Пермском крае и ее побочных эффектах. Нас также интересовали материалы об отношениях иерархии и политических действиях, так или иначе связанных с проблематикой света. В экспозиции будут представлены документы из фондов Пермского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Пермского края и Пермского краеведческого музея. Часть источников будет опубликована впервые».






Астрид Веге, руководитель отдела Культурных программ Гёте-Института:
В рамках групповой выставки «На Маяк» в Музее современного искусства PERMM будет представлена работа немецкого художника Миши Кубалля (1959 г. р.), с которым Гёте-Институт сотрудничает с давних пор. Отмечу, что работа Кубалля впервые будет показана в Перми. Он использует свет как средство для изучения архитектурных пространств, а также социально-политических дискуссий и размышляет над целым рядом аспектов от социокультурных структур до архитектурных вмешательств, подчеркивая или переосмысливая их монументальную природу в контексте истории архитектуры. Общественное и частное пространство сливаются в неразделимое целое, создавая платформу для общения между аудиторией, художником, самим произведением и общественным пространством. Это также относится к световой инсталляции “пространство речи скорость”, которая при поддержке Гёте-Института будет представлена на выставке: слова и фрагменты фраз, такие как “пространство -скорость—речь” или “материальное—нематериальное” проецируются в пространство, делая движение зрителей важной составляющей инсталляции.
С 2007 года Миша Кубалль является профессором публичного искусства в Академии медиа искусств в Кёльне, профессором медиа искусств в Высшей школе дизайна в Карлсруэ. С 2015 года является членом Северной Рейн-Вестфальской Академии наук, гуманитарных наук и искусств в Дюссельдорфе. В 2016 году Кубалль был удостоен награды «German Light Award».




Пара видео из темной комнаты (к сожалению, склеить их не получилось по причине отмены YouTube такой опции):




Миша Кубалль, художник, фотограф (Германия):
«Пермь-это удивительный, оживленный город, и я с удовольствием возвращаюсь в этот город после последнего посещения, чтобы реализовать свой проект в музее современного искусства PERMM. Я работаю с пространством света на протяжении 40 лет – это невероятно интересно и сложно – теперь мы можем стать участниками – это гораздо более демократично с точки зрения доступа к технологиям. На выставке будет представлена инсталляция «Пространство – скорость – речь», которая предлагает зрителям окунуться в невероятный мир искусства света, где вам не нужно быть экспертом, чтобы насладиться современным искусством.




Очень странный агрегат. Какой-то видеокоммутатор. Если коммутационные провода вставлять в различные гнезда, то фигуры на экране приходят в движение


Некоторых этот процесс приводит в экстаз


Наконец, на третьем этаже собраны работы о свете и политической истории - кураторский проект Арсения Жиляева «Спаси свет», полотна живого классика андеграунда Ивана Чуйкова, объект Зинаиды Исуповой. Эти работы, очень разные по форме и смыслу, объединяет принцип столкновения разных изобразительных систем прошлого с электричеством - советской и американской абстракции у Жиляева, пейзажной живописи у Чуйкова, тематической картины у Исуповой. Есть здесь и маяк - модель, придуманная специально для Перми Валерием Кошляковым, но так и не реализованная. Его органические, текучие очертания как будто следуют волновой природе света, заканчивая выставку на лирической ноте.


Маяк Кошлякова


Лично мне третий этаж показался каким-то незаконченным. Впечатление усугубила досадная ошибка в биографии художника Василия Бойко.
Город Херсон к Крымскому полустрову никакого отношения не имеет, если это конечно не византийский город, но Бойко жил в XX веке.
Да и не назовешь никак Херсон "небольшим городком" - это крупный промышленный и административный центр Херсонской области с населением в 300 тыс. чел.


Выставка продлится до 28 января 2018 г.
Дополнительная информация: 254-35-73, +7(963) 015 -80- 51.
Тексты предоставлены музеем PERMM

Tags: Актуальное искусство, Выставки, Музеи, Пермь
Subscribe

Posts from This Journal “Выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments