starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Как устроены нормальные памятники

Увлекательный текст с картинками от френда shakko_kitsune про современную российскую скульптуру и скульпторов.
очень советую к прочтению.
******************************************************
Из всех искусств для нас важнейшим является монументальная скульптура, судя по всплескам общественного гнева при новостях об установке очередного памятника. Ну действительно -- кинематограф и книги давно уже перешли в разряд кулинарии, эдаких развлекательных ремесел, поэтому их обсуждение -- уже сплошное потребительство. А вот у скульптуры такой полезной цели, как "убить время" нет, она просто так существует, типа для услаждения взоров. И поэтому народные споры об ее эстетических достоинствах вселяют в меня особенную гордость за это вот общество, которому не все равно.

Для усложнения уровня грядущих дискуссий по поводу неотвратимо грядущих на нашу голову памятников попробую сформулировать несколько принципов, по которым нормальный памятник должен быть сделан. Подчеркну -- в первую очередь принципов эстетических, ибо идеологические проблемы я программно стараюсь в этом своем уютном искусствоведческом бложике избегать, ибо я эскапист в башне из слоновой кости, если кто не заметил.

Итак, памятник -- это скульптура, монумент, который устанавливается в городе на видном месте с целью (кстати, с какой? отдельный интересный вопрос) -- ну для начала скажем, просто украсить этот самый город и распилить всем причастным бабла.
Для облегчения разговора делаем вид, что после Родена, с конца XIX века, ничего не изобрели, все реалистичненько и консервативно, никакого модернизма и не дай бог контемпорари-арт, православная же страна у нас. И именно этот "классический реалистичный" тип скульптуры пользуется особенной популярностью среди тех, кто распределяет госзаказы, и это not so bad, потому что вполне соответствует целомудренным и "классическим" эстетическим установкам большинства жителей Российской Федерации, выросшим на консервативном искусстве СССР.

Итак, как устроены нормальные памятники?
На заметку юному скульптору, который (ха-ха-ха) надеюсь, еще при моей жизни, украсит наши города и веси истинными шедеврами.

Пункт 1.
Автор нормального "реалистического" памятника, созданного в наше время, закончил высшее учебное заведение (художественное!), то есть в течении 5+n лет каждый божий день минимум 1 академический час (а лучше 8-12-24) рисовал/лепил живого голого человека всякого пола.

То есть он ВЫУЧИЛ АНАТОМИЮ.

Микеланджело. "Давид", 1501-1504 (Флоренция, Пьяцца делла Синьория - реплика скульптуры)



Выучил анатомию так, что может нарисовать скелет в правдоподобном танце, тело без кожи, но с обнаженными мускулами (см. старый клип Робби Уильямса Rock DJ) в правдоподобном беге. Нарисовать / изваять обнаженного человека точно, пропорционально и анатомически верно, будто его скальпелем препарировал (а в былые времена мастера на вскрытия и пытки ходили зарисовывать, да).

Ну и наконец изобразить человека в одежде так, чтобы ощущалось, что под одеждой человеческое тело, а не бревно, не шарнирная кукла, не пластилиновый человечек.

Вера Мухина. "Вечная молодость науки" (скульптура перед главным зданием МГУ)


Сделать он это должен уметь в любом состоянии, в три часа ночи его разбуди, в похмелье отлови или в процессе собственно алкогольного опьянения, сними с девки. В любом. И двадцать лет спустя после окончания академии, и тридцать.

Не умеешь так, не знаешь анатомию? Вон из профессии.
Потому что, сцуко, если ты претендуешь на то, чтобы работать в "классическом реалистическом" жанре, в том же, в каком работали все старые мастера, пытайся хотя бы вполовину, хоть вчетверть, сделать также хорошо, как они! А они рисовали как боги, знали анатомию, как азбуку, все знали, даже самые мелкие вонючие ученики учеников, подмастерья подмастерьев.
И сделать ошибку в мускулатуре было также неприлично, как музыканту в консерватории издать фальшивую ноту.

Бенвенуто Челлини. "Персей". 1545-1554 (Флоренция, Пьяцца делла Синьория, Лоджия Ланци)


Не умеешь анатомию, не знаешь реализму, драпировки до скрежета зубовного не рисовал? Считаешь, что ты выше этого, на дворе же 21-й век? "Современная" же скульптура вообще -- сплошь обобщения, и кто-то каменные бублики как скульптуру в парках ставит, так что тебе париться с анатомией, это такой стиль, такая манера?
Не, не катит.
Во-первых, чтобы делать по-настоящему великие обобщения, надо на зубок знать, что именно обобщаешь.  Чтобы креативить, как Пикассо, надо в юношеские годы академической школы наесться так, чтобы из ушей лезло.

Во-вторых, раз уж сидишь на госзаказах, то есть избрал как ключевой жанр "классику", уж изволь работать в классике. Соблюдай законы жанра. На конкурс "Мистер Вселенная" девушек не берут, на конкурс пения среди детей не берут бабушек, "старомодная" хорошая скульптура должна быть анатомически верная, пропорциональная, со скелетом и мускулами внутри. Руки и ноги должны соединяться между собой как в реальности, а не как в театре марионеток. Человеческое тело должно быть изображено живым, а не застывшей колодой, не чугунными болванчиками.



ЖАНР ЖАНР ЖАНР
СОБЛЮДАЙ ТВОЮ МАТЬ ЗАКОНЫ ЖАНРА
Скульптура -- это крайне консервативный вид искусства.
Не надо в ней свою безграмотность выдавать за свою фишку.
***
Итак, требованием "знать анатомию" мы сурово так отсекли сразу процентов 85 нынеживущих российских скульпторов, таперича едем дальше:

Пункт 2.

Автор нормального "реалистического" памятника, созданного в наше время, закончил высшее учебное заведение, то есть в течении некоторого количества лет ему объясняли, что существует такая штука, как "история искусства". То есть он знает, что уже почти 7 000 (семь тысяч) лет человеческий род занимается тем, что ваяет (лепит, высекает и режет).

Древнеегипетский бог Гор, ок. 1700 г. до н.э. Египетский музей, Каир


Автор в курсе, ему на наглядных примерах преподаватели за зарплату объяснили, что все велосипеды давно уже изобретены. Что все списки лайфхаков "как сделать красивую реалистичную скульптуру" давно уже составлены. Канон Поликлета, хиазм, золотое сечение, S-образная линия красоты, все вот эти рецептики по списку.
Автора НЕ ШОКИРУЕТ, что до него уже кто-то творил.  Для него это не является неожиданным открытием на третьем-четвертом десятке жизни. Более того, после окончания профобучения, он продолжает читать книжки, изучать фотографии, ездить смотреть чужие знаменитые работы в реале (фотографировать их и особенно зарисовывать, чтобы лучше понять).

Карло-Бартоломео Растрелли. "Императрица Анна Иоанновна с арапчонком", 1742.
Обратите внимание, как виртуозно выполнены несколько разных фактур тканей, кружев и драгоценностей. Тоже никому ныне это нафиг мастерство не сдалось.



Автор знает, что до него уже кто-то творил. И этот факт не вызывает у него ненависть и зависть, а наоборот, благодарность за уроки и открытия. Он не пытается соревноваться с ними и их переплюнуть, не пытается "сделать лучше".

Дурашка, ты же никогда не сделаешь лучше Микеланджело, Бернини, Кановы или Родена.

Причин этого "никогда" много. Если по марксистской теории, то вот например такая причина: все эти товарищи творили, когда жанр скульптуры находился на максимальном взлете; соответственно, он и получал лучших авторов. Ныне жанр монументальной реалистичной скульптуры во всем мире еле дышит под капельницей. Гении в него давно не заходят (их вообще мало рождается). Если скульптор XXI века гений, то он наверняка сбежал в нереалистичную скульптуру, потому что там намного больше свободы для экспериментов, а именно это сейчас потребное топливо гениям. Но вряд ли вообще среди любых скульпторов XXI века есть гении. Таланты -- быть может, но это надо еще доказать. Неустанным трудом. И знанием анатомии!

1. К.Б. Растрелли. "Петр I", 1723-1729
2. Н.Ф. Жилле. "Павел I", 1765. Посмотрите, как передан контраст блестящей муаровой ленты и мягкой горностаевой мантии.



Кстати, существует такая старинная секретная техника, как "найм живого натурщика" за деньги. Очень способствует тому, чтобы пропорции и жестикуляция выходили правдоподобными. А если старомодные камзолы/платья на заказ пошить из тяжелых тканей (или взять в аренду в театре) и посмотреть, как оно драпируется, то тоже можно всякое неожиданное в фактуре бронзы открыть.

Пункт 3.

Автор не считает, что он конкурирует с великими, поэтому с большой благодарностью пользуется их наработками и открытиями, не пытаясь придумать зачем-то все сам. (Хочешь придумывать сам -- ступай в контемпорари-арт, в эксперименты; здесь же надо откатывать обязательную программу).

При этом автор знает разницу между оммажем и плагиатом.

1. "Селевкидский царь", 180-160 гг. до н.э.
2. Иван Шадр. "Девушка с веслом". 1936



И помнит, что те зрители, которые будут на скульптуру его работы смотреть, те самые обычные люди, которые ножками будут вокруг его статуи ходить, вообще не в теме, что такое "оммаж". И скорей всего обзовут его "плагиатом".

Поэтому уж если почтительно цитируешь, поклоняешься великим старым мастерам, надо либо, чтобы было откровенно заметно, подчеркнуто -- что это "почтительное цитирование", игра, жест. Или чтобы совсем не было заметно, откуда ты черпаешь, чтобы ни хрена не было понятно, только очень образованным людям.

1. Скульпторы Критий и Несиот. "Тираноборцы".  477—476 годы до н. э. (римская копия II века)
2. Вера Мухина. "Рабочий и колхозница". 1937


Да, кстати, а допустить реальный плагиат и думать, что никто не заметит -- это детский сад какой-то.


(с) фото отсюда

Пункт 4.
Ой! Одну из самых важных штук забыла!
Вот это вот вообще никто не умеет теперь у нас.
СКОРОСТЬ
Мы помним, что по условиям нашей задачи (культурно закуклившейся Российской Федерации) весь ХХ век в скульптуре мы как бы игнорируем, потому что произведения скульпторов-модернистов "некрасивые" и "непохожие на жизнь".

Но, несмотря на это наш сферический в вакууме идеальный автор идеальной нормальной скульптуры помнит, что на дворе все-таки уже XXI век. И каким бы ты ни был консерватором -- это не повод пренебречь полезными новинками.
И совершенно не повод вообще забыть о старинках -- о том, в чем есть смысл скульптуры.
Что делает великие скульптуры великими? Знаете?
Жизнь.
Движение, скорость.
Хорошая скульптура -- это не языческий идол, вытесанный из бревна. Все великие скульпторы преодолевают материал, побеждают тот тяжелый материал, из которого они сделаны. Создают волшебство.
Поэтому так много легенд про ожившие статуи.
Великие скульптуры выглядят так, как будто еще секунда -- и они пошевелятся.
Талант их автора заключался в том, чтобы взять глыбу мрамора весом в три тонны, сорок пудов железа или вагон алюминия -- и заставить нас почувствовать эту магию, это мгновение.

Бернини. "Аполлон и Дафна". 1622-1625.


М. Козловский. Фонтан «Самсон», 1802, Петродворец, Большой каскад (реконструкция)


Фредерик Огюст Бартольди. "Статуя Свободы", 1876—1886


Е. В. Вучетич, Н. В. Никитин, "Родина-мать", 1959


П. И. Бондаренко. Памятник Гагарину. 1980.


И даже те скульптуры, в которых тема движения не настолько явно выражена, не является главной, обязательно -- если они красивы, имеют вот этот элемент дыхания, миг застывшего движения. Это достигается продуманной системой ассиметрии, плеч, колен, наклоном тела, складками тканей и т.п.

Ута фон Балленштедт с супругом Эккехардом II, маркграфом Мейсена, фигуры на фасаде Наумбургского собора, ок.1250-60


Ф. Щедрин. «Морские нимфы» на южном фасаде Адмиралтейства, 1812


Список лайфхаков "как оживить материал" уже миллион лет как придуман. Две -- две с половиной тысячи лет примерно, если точнее.
Но они им пользоваться не умеют! Это же надо иметь и высокий технический уровень, и уважение к предшественникам, и отсутствие мании величии одновременно!
Не умеют.

И из раза в раз плодят неподвижных болванчиков, которые стоят на постаменте, как черный король на шахматной доске -- бессильно, неинтересно и всегда одинаково, из раза в раз.

Если вот эти статуи оживут -- то станет очень страшно.

38_636.jpg



Вот почему у них все такое одинаковое получается?
Армия бронзовых зомби. Ни у кого ни мимики в лице, ни характера, ни души, ни осмысленного хоть какого-нибудь выражения глаз.
Пустые мертвые глаза в произведении искусства -- это очень неприятно.
Мне страшно, я нервная.
Глиняная армия китайского императора и та какая-то более разная и живая. А они, между прочим, из 3 века до нашей эры.
В этой "Терракотовой армии" вообще восемь тысяч скульптур, их конвеерным методом китайцы штамповали,
и все равно помнили, что душа должна быть у истукана. И как-то успевали ее вложить.


Вот зачем они, упыри, современные российские скульпторы, так делают?
(И тут внимательный читатель может задуматься над вопросом, который я задавала вначале: зачем эти статуи в таком количестве устанавливаются по всей стране, если совершенно точно не для красоты?)

/уфф, попила водички, чтобы отдышаться, а лучше бы вискаря, конечно/

Пункт 5.

Наш вымышленный идеальный талантливый и образованный автор красивой реалистической скульптуры знает о существовании в этой реальности трех измерений. Для него не будет открытием, что

У СТАТУЙ БЫВАЕТ ПОПА

После изготовления  скульптуры для него не становится неожиданностью тот факт, что задница у статуи получилась, и получилась объемная. И люди будут смотреть на эту статую не как картину -- строго спереди, а обходя с разных сторон.

Монумент, как Ким Кардашьян, обязан выглядеть идеально со всех ракурсов! Безупречно! Не вызывать ржач!

1. Этьен Фальконе. "Медный всадник", 1768-1770
2. Памятник маршалу Жукову, Москва, 1995


Иван Шадр. "Булыжник - орудие пролетариата" 1927/1947


Еще наш предусмотрительный автор сразу, на начальной стадии, в режиме подготовительной модели в своей студии посмотрит на свою работу с разных ракурсов, подпрыгнув, присев на корточки, и т.п.
И еще он заранее представит, как она будет выглядеть  с соседних гор или домов.

И отовсюду должно быть красиво, понимаете, вот подстава какая!
Куда бы сволочь-фотограф не залез, отовсюду должно быть красиво.
И должно вписываться в городскую среду.  (Внимание архитектору).

У Варламова было наглядно про Триумфальную площадь, как в советское время с помощью картонного макета "примеряли" местоположение памятника Маяковскому.


И хорошо бы, если памятник было интересно разглядывать со всех сторон.
Это ж не надгробный камень, чтобы только фронтально на него взирать и цветочки возлагать.

П.К. Клодт. "Памятник Крылову", 1848-1855

фото отсюда

Кстати, к вопросу  о гармоничном силуэте: Микеланджело, по слухам, говорил, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть". Это, конечно, уже извращенство перфекционизма, но огромные заусенцы по разные стороны статуи все-таки не должны торчать, глаз царапается. А должен гулять и наслаждаться. Всяких вот конструкций вокруг не надо ляпать.



Пункт 6.
.....
Продолжение читать в оригинале

Tags: Скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “Скульптура” Tag

  • Бронтозаврик за решеткой

    Достоверно никто не знает, почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Есть только догадки. Одно из самых ярких…

  • И такие снеговики бывают

    Кажется, у меня появилась идея снеговика pic.twitter.com/93yZ1g7b56— Пьяный Твиттер (@drunktwi) 27 февраля 2018 г.

  • Гордость за своих

    Нью-йоркская студия разрешила лепить что угодно на скульптуру Кэти Перри. Там появилась надпись ХУЙ, прям на лбу ГОРДОСТЬ…

  • Пермский скульптор создал Венеру Мотовилихинскую из 3700 гаек

    В Перми появилась своя Венера. Только автор назвал ее не Милосской, а Мотовилихинской. Скульптуру из гаек создал 31-летний Артур Шелепаев. Он…

  • Маленький Володя Ульянов в Осинской больнице

    Фотография скульптуры маленького Володи Ульянова, чудом сохранившейся у детского садика в поселке Шумихинский, публиковалась мной ранее в репортаже…

  • Деревянные слоны, уходящие в море...

    Замечательные скульптуры уходящих в Северное море слонов, сделаных из отбросов древесины (мне кажется из плавника), изготовлены скульптором Andries…

  • Скульптура из старого пня

    Бережно подошел, траву брезентом закрыл, щепки и стружки на него. Оригинал взят у lukilukii в Румынский художник превратил старый пень в…

  • Металл-арт Пьера Маттера

    Вот как-то так должен выглядеть металл-арт, все остальное гаражный китч Оригинал взят у tanjand в Пьер Маттер, металлолом и красота…

  • Истукан с автоматом

    Опять Щербаков отличился. А Калашников это кто? Браток из 90-х? На кладбищах часто такие скульптуры попадаются. И еще один момент. В дискуссии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments