starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Что ждет СМИ и блогосферу в будущем на примере Китая

Как монетизировать блоги? Почему в Китае медиа не конфликтуют с технологическими платформами



Путешествие в Китай – всегда выход из зоны комфорта. Кажется, что для человека европейской культуры это что-то вроде полета на Марс или Венеру. Люди, язык, еда – все вызывает то удивление, то восхищение, то отвращение.

Можно долго спорить, действительно ли у России особый путь. Но у Китая он очевидно абсолютно свой. В том числе в области технологий и медиа. Китай – та страна, которая за последние несколько десятилетий смогла поставить в технологическую зависимость весь цивилизованный мир. Где производятся практически почти все смартфоны, компьютеры, камеры, да вообще все устройства, одежда? Эта экономика стала настолько влиятельной, что страны вроде США всерьез задумались о возвращении технологических производств обратно.

Китай разрешил иностранцам собирать технику у себя, позаимствовал их технологии и построил самые крупные в мире производственные мощности. Но в информационной сфере китайцы действуют ровно наоборот – никаких иностранцев. Как известно, в стране царит политическая цензура, запрещены Facebook, Google, Twitter и другие зарубежные интернет-сервисы. Получить лицензию на СМИ может только китайская компания.

Запрет иностранных сервисов и бурное развитие мобильного интернета привели к расцвету местных интернет компаний, а также, как ни странно, медиа.

У этого процесса есть по крайней мере две особенности. Во-первых, из-за цензурных ограничений в стране расцвели исключительно развлекательные медиа. Во-вторых, в отличие от всего остального мира, в Китае нет явного конфликта между медиа и технологическими компаниями. Почему?

Сайт не нужен. Как платформы заменили интернет
Интернет в Китае развивался очень быстро. По данным China Internet Network Information Center (CNNIC), в стране с населением 1,4 млрд человек уже больше 730 млн пользователей сети. И что интересно, почти все они (695 млн) выходят в интернет с мобильных устройств.

Интернет в Китае практически сразу стал мобильным, и классический веб, по сути, не успел сформироваться. Удивительно, но то же произошло и с мобильным вебом: его место заняли крупные платформы вроде WeChat, QQ, Toutiao, Youku, Sina Weibo.

В результате экономика медиа, выстроенная вокруг собственного сайта, в Китае так и не сформировалась. У сотен миллионов пользователей первым компьютером стал смартфон, а первыми сервисами – мобильные приложения, включая крупнейшие социальные сети и мессенджеры.

Так что медиа просто не было смысла вкладываться в развитие сайта, так как вся аудитория уже сосредоточена на платформах. Например, у WeChat больше 700 млн пользователей, а это практически весь китайский интернет. У сервиса микроблогов Sina Weibo их 340 млн.

WeChat: все в одном. Изначально мессенджер и социальная сеть, теперь еще и медийная платформа со своим news feed, сервисом платежей, знакомствами, заказом такси, покупкой билетов, интернет-торговлей и т.п. Владеет WeChat Tencent, также развивающая другой мессенджер – QQ.
Sina Weibo: аналог Twitter. Его еще называют гибридом Twitter и Facebook, так как Sina Weibo расширила функциональность и отказалась от лимита в 140 символов в одном сообщении. Есть два вида news feed: новостной (hot news) и личный (подписки).
Toutiao: рекомендательная лента и блог-платформа. Это news feed, основанный на анализе интересов пользователей. Сначала Toutiao был агрегатором контента, сейчас почти весь контент производится внутри платформы.
Youku: китайский Youtube. Крупнейший в Китае видеопортал.


WeMedia: как блогеры массово занялись контентным бизнесом
Этим летом китайская блогер Беки Ли (黎贝卡) за пять минут продала через свой аккаунт в WeChat 100 автомобилей Mini Cooper по цене $42 000 за штуку. Это было неожиданно даже для WeChat, чья платежная система не рассчитана на покупки такого размера: желающие оставили депозит на $300, а сами машины оплатили у дилера. Это был первый случай продажи блогером автомобилей через мессенджер. В этом же году модный бренд Givenchy продал в WeChat 80 сумок по $2 000 за 12 минут.


Блогер Беки Ли

Те, кого у нас называют блогерами, в Китае называются WeMedia. Это слово – английский вариант китайского термина zi meiti или «self media». Это самостоятельные блогеры и небольшие коллективы, которые, в отличие от журналистов, могут быть частными лицами, никак не связанными с государством. В Китае сейчас настоящий бум WeMedia.

Несмотря на то, что в стране сотни разных платформ, двигателем медийной революции можно назвать WeChat. Только на этой платформе больше 12 млн публичных аккаунтов, а к концу 2017 года их число превысит 14 млн. Эти аккаунты и есть медиа, именно их контент транслируется в новостных лентах миллионов пользователей WeChat. Такие аккаунты есть и у традиционных медиа, и у государственных организаций, и у обычных людей. Причем просто блогеров среди владельцев публичных аккаунтов больше всего.

По прогнозам GroupM, в 2017 году 57% всех бюджетов рекламодателей уйдут в интернет при общем объеме рекламного рынка в $84,4 млрд. По данным Statista, объем рекламы в социальных медиа составит по итогам этого года около $4,2 млрд.

По данным WeChat, некоторые WeMedia обогнали обычные медиа по выручке от рекламы. Но как показывает пример с Беки Ли, прямые продажи – еще одна бизнес-модель.

Вообще Global Media Journal насчитал у китайских WeMedia целых шесть моделей монетизации:

– Реклама

– Платный контент (китайцы стали покупать контент, но все еще неохотно)

– Продажа членства в паблик-аккаунтах (члены получают приоритетный доступ к контенту, эксклюзивы и т.п.),

– Субсидирование платформами вроде Toutiao, Tencent, Baidu

– Электронная коммерция (прямые продажи через публичные аккаунты)

– Производные услуги (заработок на лекциях, семинарах и т.п.)

Хороший пример – развлекательное ток-шоу Luoji Thinking, одно из самых популярных WeMedia в Китае. У него нет своего сайта, оно распространяется только на платформах вроде Youku и WeChat: там у шоу больше 10 млн фанатов. Любопытно, что основные деньги Luoji Thinking приносит не реклама и даже не продажа членства, а электронная коммерция: только на продажах книг авторы шоу заработали в этом году 100 млн юаней ($15,1 млн).

По данным The New List, в 2016 году из 5269 китайских WeMedia 718 продавали что-то через свои публичные аккаунты. Около 24% пользователей в Китае регулярно делают покупки внутри WeMedia.
Что у традиционных медиа?

Традиционные медиа в Китае прочно связаны с государством. А само государство имеет свои аккаунты внутри любой онлайн-платформы – будь то WeChat, Weibo или Youku. У таких медиа нет конфликта с платформами, так как они получают на них гарантированные показы. Например, публичные аккаунты WeChat могут просто размещать новости государственных ведомств и СМИ в топе своей ленты.

Интересно, что среди авторов WeMedia очень много журналистов традиционных СМИ. Возможно, цензура вытолкнула часть авторов из сферы официальных медиа сначала в гражданскую журналистику, а потом – в контентный бизнес:

Блогинг развивался в Китае в три этапа, следует из отчета Global Media Journal. Все начиналось с обычных интернет-дневников, а в 2010 году после запуска Weibo расцвела гражданская журналистика с акцентом на социальных проблемах и коррупции. Третья волна связана с развитием WeChat. Особенность третьей волны в том, что авторы WeMedia начали уходить от политических и социальных тем и сосредоточились на зарабатывании денег на контентном бизнесе.
Правда, и WeMedia, как и весь китайский интернет, не избавлены от цензуры. Так, в 2014 году китайские власти приняли специальный закон, запрещающий публичным аккаунтам WeChat писать о политике без одобрения правительства. А у популярной девушки-блогера Папи Цзян начались проблемы с властями даже не из-за политики: в своих шоу она иногда выражается нецензурно. И после критики государственного цензора, часть ее роликов исчезла с крупных онлайн-платформ. Ей пришлось пообещать, что впредь она будет аккуратнее в выражениях.

WeMedia – объект венчурных инвестиций
Иллюстратор Цай Юдун стал миллионером после того, как за $31 млн продал медиахолдингу Meisheng Culture основную часть своего бизнеса. Он публиковал в WeChat астрологические комиксы Uncle Tongdao. Инвестор не пожалел о покупке: вскоре после сделки оценка Uncle Tongdao выросла до $43 млн.

Блогеры – новые стартапы

Всего за несколько лет WeMedia обрели внутри платформ огромную аудиторию. А где аудитория, там и деньги. Но в случае с Китаем это не только рекламные, но и венчурные деньги – WeMedia вдруг стали самым модным объектом для инвестиций. Этот процесс начался в 2015 году, а сейчас инвестиции в такие проекты стали нормой: в WeMedia крупные фонды вкладывают средства как в обычные стартапы.

Ток-шоу Luoji Thinking стало одним из первых и получило венчурные деньги еще в 2015 году: уже тогда проект был оценен в 1,3 млрд юаней ($196,8 млн). Позже сами авторы Luoji Thinking вместе с Tencent и несколькими фондами инвестировали 12 млн юаней ($1,85 млн) в сатирическое шоу Papi Girl блогера Папи Цзян (оно было оценено в 300 млн юаней, или $45,4 млн). А в этом году $23 млн от фонда Trustbridge Partners получило шоу Shanghai Bajiulin, созданное китайским финансовым журналистом Ву Шибао.

За пределы Китая

Бум WeMedia может выйти за границы Китая, причем при помощи в том числе китайских компаний. Так, принадлежащая Alibaba Group компания UCWeb (разработчик UC-браузера и медиа платформы UC News) объявила целую программу по субсидированию авторов и дистрибуторов контента. Эта программа нацелена, в том числе, на две страны – Индию и Индонезию.

Вообще практически вся Юго-Восточная Азия "перескочила" через десктопный веб и погрузилась сразу в мобильную среду. Так что Китай в этом смысле не единственный, но самый яркий и передовой пример.

Западные медиа и платформы

Удивительно, но факт: западный мир, придумавший интернет, настолько хорошо закрепился в вебе, что чуть не проспал мобильную революцию. В свое время даже основателю Facebook Марку Цукербергу пришлось оправдываться перед инвесторами за потерю мобильной аудитории. Марк исправился, и теперь у Facebook все в порядке: она развивает свое приложение и владеет рядом сугубо мобильных сервисов – Instagram, WhatsApp и др.

Чего не скажешь о медиа, привыкших распространять свой контент через собственные сайты. Последние годы крупные медиахолдинги активно конфликтуют с платформами. Это происходит и в США, и в Европе, и в России.

Самые первые скандалы начались больше десяти лет назад и касались распространения новостей через агрегатор Google News. Издатели обвиняли Google в том, что тот забирает у них аудиторию и ничего не дает взамен. В Испании даже приняли специальный закон, который обязал новостные агрегаторы платить издателям. В итоге Google предпочел закрыть свой сервис в этой стране.

Второй этап этого конфликта связан с Facebook. Медиа обвинили соцсеть, что она уводит у них читателей, заставляя издателей публиковать тексты в Instant Articles – системе прямой публикации материалов. Издатели до сих пор жалуются, что их статьи в Instant Articles монетизируются хуже, чем на собственном сайте. А пользователи все чаще предпочитают получать информацию, не выходя за пределы Facebook.

Этой весной некоторые крупные медиа вообще отказались пользоваться Instant Articles: такие заявления сделали, в частности, американская The New York Times и британская The Guardian. Конфликт достиг такой остроты, что Facebook пришлось пойти наперекор своим принципам: соцсеть пообещала ввести для издателей платную подписку.

Очевидно, что западные и российские медиа придут к многоплатформенности так же, как и китайские. Просто потому, что пользователям удобнее получать информацию на одной-двух платформах, а не ходить на сайты отдельных СМИ. Только этот процесс будет более сложным и болезненным. Медиа уже давно экспериментируют в соцмедиа: еще в 2014 году та же The New York Times огласила новый для медиа принцип: "забудьте о домашней странице и активнее делитесь публикациями в социальных сетях".

Сейчас медиа продвигают свой контент в Facebook, делают Stories в Instagram и создают контент специально для Snapchat Discovery. Однако говорить о полном переходе медиа на платформы пока рано.

Возможно, в этом отчасти есть и вина платформ, которые не дают медиа достаточно способов монетизации контента. Например, секрет успеха медиа в WeChat – это сочетание социальных функций с разными способами платежей, считает консультант WeChat Мэтью Брэннан. Ни одна платформа в мире, по его мнению, не дает таких возможностей авторам контента. При этом блогеры – западные WeMedia – прекрасно осваивают платформы, так как в большинстве своем не зациклены на развитии собственных сайтов.

Автор – Анастасия Голицына
Оригинальный текст
Сокращенная версия текста вышла в журнале Inc
Tags: Инет, Китай, СМИ, Соцсети
Subscribe

Posts from This Journal “Соцсети” Tag

  • Карма съежилась

    По итогам прошедшей недели карма сжалась до размера мозга питекантропа. Как гласит объявление в правом верхнем углу, это произошло по причине…

  • Пасхальные яички для друга

    Скажите, я один на столько старомоден, что под словом яички понимаю парные мужские половые железы и ничего более? Сижу весь красный... Мне тут…

  • Яндекс.Дзен. Итоги марта 2018

    В лидерах марта застрявшие во льдах российские подводные лодки, фотографии солдат Вермахта и загадочная урна. Март для меня стал провальным месяцем…

  • Яндекс.Фотки закрываются... Что делать?

    Сегодня 8 марта Яндекс "обрадовал" своих клиентов вот таким объявлением. 27 апреля Яндекс.Фотки начинают сворачиваться по причине…

  • Яндекс.Дзен. Итоги февраля 2018

    В лидерах февраля полет Фалкона Илона Маска и какое-то облезлое ружьишко. Ну его то за что? Разгадывать принципы работы алгоритма Дзена дело…

  • ДзенПоиск

    Сегодня просто праздник какой-то. Вначале я случайно обратил внимание что поисковики Google и Яндекс видят один мой пост в Дзене. Причем другие…

  • Дзен тестирует поисковую систему?

    Вот как такое может быть? Обратите вниманием на последний абзац результата поиска в Google по запросу "Масленица в Изборске. Но ведь мы все…

  • Яндекс.Дзен. Итоги января 2018

    Я практически бросил пытаться разгадать алгоритм Дзена, тем не менее январь 2018 года приподнес некоторые сюрпризы достойные отдельного поста.…

  • Что это было счас? Я не понял

    Очередная загадка неонового разума Дзена. Весь день я никому не был нужен. Клиент шел вяло и это не смотря на интереснейший пост о РТБ 52 РД. Кривая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment