starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Подлинная история Ленинского броневика

Дабы не потерять этот крайне интересный материал с захватывающей историей...
Статья Василия Бочарова «ТОТ САМЫЙ» БРОНЕВИК: ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЭКСПОНАТА[1]

Броневик «Враг капитала» много лет украшал двор Ленинградского филиала Музея Ленина (Мраморный дворец), теперь машина экспонируется в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Считалось, что именно она послужила трибуной лидеру РСДРП В. И. Ленину 16 (3 – ст.ст.) апреля 1917 г. на митинге по поводу воз-вращения видных деятелей российской социал-демократии на родину. Так броневик оказался одним из важнейших артефактов ленинского мифа вооб-ще, и краеугольным камнем сюжета о прибытии Ленина в Петроград в частности.
Вследствие этого в 1920-30-х гг. были предприняты поиски «того са-мого» броневика, некий броневик был в итоге найден и в 1940 г. установлен на постамент перед Мраморным дворцом. Рассуждения о роли этой конкретной бронемашины «Враг капитала» в истории, поиски артефакта, обнаружение, доказательство подлинности и бытование в качестве экспоната много-кратно описывались сотрудниками Музея Ленина в специальных брошюрах (последняя издана в 1986 г.) [2].
Но в последнее время такие сюжеты, как встреча Ленина, вообще проблематика 1917 г. и ранние этапы развития авто-бронетанковой техники пополнились рядом серьёзных исследований, и во многих деталях новые работы принципиально не стыкуются с официальной советской версией истории броневика. Это требует пересмотра всей легенды о «ленинском броневике», каковую задачу и ставит перед собой автор, но с особым упором на подтверждаемые документально эпизоды бытования броневика как музейного экспоната.

Фактическое начало всему сюжету положил приезд Владимира Ленина из эмиграции в Петроград на Финляндский вокзал 16 (3 – ст.ст.) апреля 1917 г. Тогда, после объявленной амнистии, на родину возвращались многие бывшие политические эмигранты. Им устраивали официальные встречи с привлечением воинских команд, военного оркестра и торжественными ми-тингами. Такой, судя по всему, была и встреча Ленина. Но в тот момент она не привлекла к себе всеобщего внимания: краткая заметка о событии появи-лась в «Правде» только спустя пару дней, чуть позже – несколько более мно-гословное сообщение в «Известиях». И всё. Перед страной и людьми стояли суровые вызовы времени и было, в общем-то, не до рефлексии по поводу ря-довых текущих событий. Потом были Октябрьская революция, Гражданская война, рождение Советского государства. И смерть Владимира Ленина в 1924 г. В это время и проявился широкий общественный интерес к тому апрель-скому дню. Складывалась лениниана, формировался и увековечивался образ вождя, в официальной печати прозвучал призыв ко всем, имевшим отноше-ние к Владимиру Ильичу, написать и поделиться воспоминаниями. Многие участники встречи Ленина составили свои мемуарные заметки. Однако очень часто их, записок, событийная канва базировалась на упомянутых сообщени-ях 1917 г. «Правды» и «Известий», по какой причине использовать эту ин-формацию нужно крайне осмотрительно.
Современный исследователь К. А. Тарасов анализирует массив таких воспоминаний – по сюжетике, времени появления, динамике трактовки, и отмечает: «Воспоминания о торжественной встрече на Финляндском вокзале являются элементом складывающегося с середины 20-х гг. культа Ленина в СССР. <…> Особенностями воспоминаний о Ленине было постепенное сбли-жение мифа и реальности. <…> В случае со встречей Ленина мы практиче-ски не имеем синхронных источников. <…> Одни мемуары оказывали влия-ние на другие, корректировали их. Те и другие влияли на массовую культуру, а она, в свою очередь, создавала новые воспоминания. <…> На этом фоне борьба за установление исторической правды перерастает в идеологическое противостояние» [4].
История не оставила точного содержания выступления Ленина с броневика у Финляндского вокзала. Не сложилось у мемуаристов и единого мнения и о количестве броневиков, выведенных большевиками на площадь перед вокзалом. По разным сообщениям, их могло быть до девяти штук [5]. Официальная версия Музея Ленина, обходя этот вопрос, фокусируется на частности – для встречи вождя из расположения мастерских Запасного броне-дивизиона на Петроградской стороне были привлечены две машины [6], их поставили по сторонам от выхода из вокзала и одна из них, в итоге, сыграла роль импровизированной ленинской трибуны. Это был бронеавтомобиль английского производства марки Остин (англ. Austin).
В 1924 г. в стране был объявлен конкурс на памятник Ленину, который предполагалось установить перед Финляндским вокзалом. В специальной брошюре с условиями для участников конкурса в качестве образца броневика было приведено изображение машины марки Остин т.н. 3-й серии с собст-венным именем «Спартак» [7]. Она же была использована 16 апреля 1924 г. при торжественной закладке памятника, созданного в итоге творческим коллек-тивом С. А. Евсеева, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. В брошюре Музея Ле-нина этот эпизод описан следующим образом: «… Ко дню закладки памятни-ка В. И. Ленина организаторы митинга хотели использовать в качестве три-буны для выступлений исторический броневик, но не нашли его. Где он на-ходился никому из причастных к делу не было известно. Поиск его никто по-настоящему не организовал. На митинге использовали подобный броневой автомобиль Остин с именем «Спартак» [8]. Т.е. подлинного ленинского броневика тогда не нашли, толком и не искали, хотя в те годы сделать это было ещё возможно.
Систематический поиск подлинной ленинской реликвии начался в 1927 г. и связан с именем Фёдора Антоновича Быкова, в 1917 г. командира авто-пулеметно-мотоциклетного бронеотряда при Исполкоме Петросовета, участ-ника встречи Ленина. Он сам так описывает побудительные мотивы к поис-кам: «В 1927 г. мне пришлось проводить беседу, посвящённую десятилетию возвращения В. И. Ленина из эмиграции в Петроград. Группа слушателей обратилась ко мне с вопросом в каком музее хранится исторический броневик, с которого выступал В. И. Ленин на площади у Финляндского вокзала 16 апреля 1917 г.? Выяснив, что в музеях этого исторического броневика нет, я решил попытаться разыскать броневик. О своём намерении я доложил Горкому партии, где получил задание принять все меры к розыску исторического броневика» [9]. Быстро сложилась инициативная группа. Помимо самого Быкова, в неё входили Сергей Иванович Дегтярёв (в 1917 г. поручик, начальник мастерских Запасного бронедивизиона), Николай Николаевич Клепиков (главный механик тех же мастерских), Михаил Борисович Фабрикант (в революционный год старший инженер Петроградской городской управы и кон-сультант Союза земств и городов по автотранспорту) и Людмила Сигизмундовна Лебель (красногвардеец, служила в бронеотряде по охране Смольного). Группа энтузиастов, заручившись поддержкой Ленинградского горкома ВКП(б), стала по крупицам собирать информацию о событиях десятилетней давности, вести широкую переписку, осматривать попадавшие в поле зрения броневики. По свидетельству Ф. А. Быкова, им было осмотрено более тридцати машин марки Остин, но ленинской среди них не было. Тем не менее, считать деятельность группы безуспешной ни в коем случае нельзя. За время работы она разрослась до нескольких десятков активистов и сотен корреспондентов; без документальных свидетельств, но судьба искомого броневика была прослежена от попадания в Россию в 1915 г. до конца 1930-х; также были сформулированы индивидуальные отличия именно ленинской бронемашины от прочих подобных.
По мнению Быкова и его помощников, ленинский броневик отличался следующими особенностями. Это была машина английской марки Остин 2-й серии (поставка 1915 г.), с двумя диагонально расположенными башнями, двумя (передним и кормовым) рулевыми постами, причём кормовое рулевое управление было смонтировано кустарно уже в России в мастерских Запасного бронедивизиона, оборудованная внешними фарами переднего света.
Наконец, в начале 1939 г. участникам поисков улыбнулась удача. По сообщению начальника Фондового отдела штаба Ленинградского военного округа И. Ф. Андреева, некий броневик, подходящий под описание, был обнаружен в лагерях ОСОАВИАХИМа в Сосновке в окрестностях Ленинграда. 1 февраля 1939 г. актив поисковиков в составе Быкова, Дегтярёва, Клепикова и Фабриканта прибыл в Сосновку, осмотрел бронемашину и предварительно признал её искомой и подлинной [10].
Таким образом, история подлинного ленинского броневика представлялась исследователям тех лет следующим образом. Бронеавтомобиль анг-лийского производства был доставлен в Россию в 1915 г., поступил на склады Главного военно-технического управления на Гутуевском острове в Пет-рограде, оттуда передан в распоряжение Запасного бронедивизиона (в столи-це располагал главным гаражом в Михайловском манеже, мастерскими на Петроградской стороне – Малая Дворянская (ныне Мичуринская) улица, 19 и рядом других помещений). Запасной бронедивизион готовил солдат и офице-ров службе на бронемашинах, осуществлял формирование бронечастей дей-ствующей армии, ведал ремонтом материальной части. Будущий ленинский броневик, оставленный в Петрограде для обучения команд, получил борто-вой номер «6», несколько позже замененный на номер «2». В начале 1917 г. в мастерских на Малой Дворянской улице на нём смонтировали заднее рулевое управление по проекту инженера Л. Е. Земмеринга. В таком виде он прини-мал участие в событиях апреля 1917 г. Было выяснено, что 4-5 июля именно эта машина стояла у особняка Кшесинской, охраняя II общегородскую кон-ференцию РСДРП(б) [11].
После июльских событий все бронемашины из мастерских на Малой Дворянской, 19 были переданы 6-му отделению запасной автомобильной роты на Гутуевском острове, а затем – в экспедицию ГВТУ, располагавшуюся на Петроградской стороне. В сентябре 1917 г. (Корнилов-ское выступление) красногвардейцы завода Лангензипен захватили броневи-ки, находившиеся в экспедиции ГВТУ, в их числе и машину с номером «2» на борту, ленинскую – так она оказалась в распоряжении Петроградского районного совета. В середине октября четыре броневика с Петроградской стороны, включая и ленинский, были переданы в отряд охраны Смольного, штаба большевиков. Эти бронемашины принимали самое активное участие в событиях октябрьского переворота в Петрограде, в том числе и в штурме Зимнего дворца. В 1922 г. после расформирования отряда охраны Смольного броневики оказались на хранении в Петропавловской крепости, откуда ле-нинский, вскоре, был передан в Высшую военную автомобильную и броне-вую школу, располагавшуюся тогда на Выборгской стороне на территории Артиллерийской академии. В 1929 г. Ленинградский военный округ передал устаревший к тому времени броневик в ячейку ОСОАВИАХИМа Ленинградского Металлического завода, откуда он к концу 1930-х гг. и переехал в Сосновку.
Прежде чем переходить к истории броневика-экспоната, необходимо вкратце остановиться на броневиках марки Остин, оказавшихся в годы пер-вой мировой войны в России. В те времена Россия обладала крайне незначи-тельными возможностями производства автомобильной техники. Моториза-ция армии была низкой. Поэтому в августе 1914 г. была сформирована и от-правилась в Англию специальная закупочная комиссия полковника, позже генерал-майора П. И. Секретёва. Среди прочей техники комиссия должна была разместить заказы на броневые автомобили, удовлетворяющие требо-ваниям ГВТУ: машины должны были обладать не только вертикальным, но также горизонтальным бронированием и иметь два пулемёта в двух незави-симых башнях. Выработать желаемый тип бронеавтомобиля вызвалась фир-ма Остин и, надо сказать, справилась с задачей стремительно. 29 сентября 1914 г. был подписан контракт на 48 бронированных автомобилей «по рус-ской схеме», к концу октября все машины были произведены и к 20 ноября поставлены в Россию [12]. Остины 1-й серии (первой заготовки) несли две пулемётные башни, но высокая крыша над шофером не позволяла вести огонь вперёд по курсу машины. Для входа-выхода экипажа машина имела води-тельскую дверь и двустворчатую дверь в корме. Недостатком оказалось сла-бое бронирование толщиной всего 4 мм, стальные листы легко пробивались винтовочной пулей калибра 7-8 мм, поэтому автомобили перебронировали листами толщиной 7 мм.


Илл. 2. Бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии


Илл. 3. Бронеавтомобиль "Остин" 2-й серии


Илл. 4. Бронеавтомобиль "Остин" 3-й серии "Спартак"

Эти остины хорошо зарекомендовали себя на фронте, поэтому 22 апреля 1915 г. последовал ещё один контракт на 50 машин по несколько изменен-ному проекту. На автомобилях требовалось нарастить толщину брони до 7 мм, усилить шасси и увеличить углы горизонтального обстрела пулемётов. Этот заказ был выполнен англичанами не так оперативно, но всё же к началу ноября все бронемашины оказались в России [13]. Характерной особенностью остинов 2-й серии (второй заготовки) являлась изменённая форма крыши над шофером – теперь она не мешала пулемётному огню на носовых курсовых углах. Для уменьшения перегрузки шасси проектировщики сократили длину бронированного корпуса относительно такового у машин первой поставки, что вынудило отказаться от задней двери.
Опыт боевого применения бронеавтомобилей на фронте требовал уст-ройства кормовых рулевых постов. Основным методом применения машин был следующий: броневики не массированно, поодиночке подъезжали к вражеским траншеям и вели по ним продольный пулемётный огонь. После, для отхода, нужно было развернуться, но перегруженные машины далеко не все-гда могли совершить такой маневр на пересеченной местности, движение же задним ходом осложнялось совершенно неудовлетворительным обзором на-зад с водительского места. Для решения проблемы вырабатывались кустар-ные решения заднего рулевого управления: рулевые тяги тросами под дни-щем соединялись с механизмом задней рулевой колонки. Переоборудование остинов 2-й серии происходило на местах, в условиях фронтовых мастер-ских; на части машин централизованно в Петрограде внедрялся проект, раз-работанный инженером Л. Е. Земмерингом.
25 августа 1916 г. с фирмой Остин был заключён новый контракт на поставку очередных 60 бронеавтомобилей [14]. Машины 3-й серии отличались от предшествующих следующим: установлен заводского изготовления зад-ний руль, использованы пуленепробиваемые стёкла, для укрытия кожухов пулемётов применены броневые щитки, в задней части предусмотрена вторая входная дверь. Эти машины были произведены и отправлены в Архангельск к июлю 1917 г., также известно, что в августе месяце в Запасной бронедиви-зион в Петрограде поступило как минимум 35 таких машин. Сведений об от-правке броневиков на фронт в 1917 г. не имеется, хотя это не исключено. Тем не менее, в основном они шли на вооружение уже автобронеотрядов Красной армии в годы гражданской войны.
Надо особо подчеркнуть: у остинов всех трёх серий пулемётные башни располагались рядом, перпендикулярно продольной оси автомобиля. Это не позволяло вести огонь из обоих пулемётов в одну сторону на всех курсовых углах, башни перекрывали друг другу значительные углы обстрела. Чтобы избавиться от этого недостатка, специалисты Броневого отдела Военной ав-томобильной школы разработали эскизный проект бронекорпуса с диаго-нальным расположением башен. Для осуществления проекта фирме Остин, помимо готовых машин, в августе 1916 г. было заказано 60 шасси с двойным рулевым управлением. Производство броневиков на базе этих шасси поручи-ли Путиловскому заводу, на основе указанного выше эскизного проекта были разработаны детальные чертежи. При своевременной поставке шасси завод обязывался произвести первые бронемашины к середине января 1917 г. Од-нако эти сроки не были выдержаны: первые шасси начали прибывать только в начале 1917 г., работы по броневикам на Путиловском заводе задержива-лись, а после февральской революции и вовсе остановились. Дело сдвину-лось с мёртвой точки только в августе, и к марту 1918 г. было забронировано два шасси, ещё три находились в полузаконченном виде. В 1919 г. брониров-ку остинов по путиловскому проекту передали Ижорскому заводу. Там, в Колпино, было изготовлено 45 «русских остинов» [15].

Илл. 5. Шасси "Остин" с кормовым постом управления перед отправкой в Россию. 1917 г. На их базе собирали "русские остины" с диагональным расположением башен. Фото из коллекции М. В. Коломийца


Илл. 6. "Остины" русской бронировки перед зданием заводоуправления Адмиралтейских Ижорских заводов. Колпино, весна 1919 г.

Применяя этот краткий обзор лучших крупносерийных броневиков русской армии времён первой мировой войны к сюжету о машине, послу-жившей трибуной Ленину, легко выявить главное несоответствие. Владимиру Ильичу должно было быть крайне неудобно выступать в апреле 1917 г. с броневика с диагональным расположением башен, первый образец которого был произведён только в марте 1918 г. Или броневик был не остин, или башни располагались не по диагонали. Но все причастные к вопросу утверждали, что броневик был именно "остин".


Илл. 8. "Ленинский" броневик - "Враг капитала", обнаруженный на базе ОСОАВИАХИМа в Сосновке под Ленинградом. Февраль 1939 г.

Примечания.
[1] Автор выражает искреннюю признательность Максиму Викторовичу Коломийцу за помощь советами и предоставленные фотоматериалы.
[2] Куликовская Л. Л. Броневик «Враг капитала». Л., 1986. Предыдущее издание: Кущий Г. С. «Враг капитала». Л., 1979.
[3] Вместе с броневиком в 1992 г. из бывшего Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина (на тот момент уже Мемориального музея В. И. Ленина) в ВИМАИВиВС был передан небольшой, но содержательный документальный фонд, включающий материалы о поисках бронемашины, доказательствах её подлинности, договоры, ведомости и акты, касающиеся реставраций экспоната, а также детальные обмерные чертежи. В Музее артиллерии это: Архив ВИМАИВиВС, Ф. 3р, Оп. 54, Д. 1–15.
[4] Тарасов К. А. Встреча В. И. Ульянова (Ленина) 3 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале в воспоминаниях // Петербургский исторический журнал. 2014. № 1. С. 152.
[5] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 4. Л. 27.
[6] Куликовская Л. Л. Указ. соч. С. 16.
[7] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 2. Л. 53, 55.
[8] Куликовская Л. Л. Указ. соч. С. 39.
[9] Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 4. Л. 14.
[10] Там же. Д. 2. Л. 51.
[11] Там же. Д. 4. Л. 35.
[12] Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. М., 2008. С. 108.
[13] Там же. С. 116.
[14] Там же. С. 127.
[15] Там же. С. 264–266.

А дальше - в один пост жж весь текст не лезет, поэтому продолжение - вот тут!

Ежели кому захочется статьи в более компактном виде - имеется пдф.
А кому нужно больше картинок броневиков - в истории и искусстве - имеется специальный тэг.
Оригинал первой части: https://vasik-catn.livejournal.com/322138.html
Tags: Бронетехника, Музеи, Памятники, Санкт-Петербург, Фальсификация истории
Subscribe

Posts from This Journal “Бронетехника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments