starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Порнография страданий

Статья Наума Ваймана о Литве, Холокосте и кино.

Посмотрел фильм Чухрая-младшего "Холодное танго". Картина о Холокосте. Место действия – Литва, маленькая страна, переходившая из рук в руки и всеми, кто брал ее в свои руки, изнасилованная. Сюжет? Как говаривал покойный Саша Гольдштейн: пожар в сумасшедшем доме во время наводнения. Война всех против всех: евреи, литовцы, русские (немцы даны общим фоном и дальним планом), кругом жестокость и страдания. Много страданий. Я бы назвал все это "порнографией страданий". Современное кино вообще становится порнографическим. Я не имею в виду специфический жанр, а общий характер обнажения чувств, некий "новый натурализьм". В рамках этого общего тренда можно выделить сексуальную порнографию, порнографию ужасов, порнографию жестокости, или вот порнографию страданий. В этом фильме представлен широкий спектр порнографических жанров, в нем с большой плотностью утрамбованы и секс с обнаженкой, и драки с кровью, и истошные крики матерей, у которых вырывают детей, и изнасилованные девочки, и сироты, и трупы, трупы, трупы. И все этак по-взрослому, жестко, натурально – молодец Чухрай, вписался в мировые тренды.

История героев фильма заковыристая (пересказывать не буду), но сценарий слабенький: поведение героев, мягко говоря, не вполне оправдано, диалоги не совсем естественные, игра актеров не очень убедительная. На всем печать "театральности": банальные сцены с истертыми приемами возбуждения требуемых эмоций, декорации с довоенной обстановкой, старой военной формой и техникой, дамские прически и детские костюмчики – будто из пыльных сундуков театральных реквизитов. Скажут: не в том суть, да и давно было дело. Так-то оно так, но вот Герман-старший, или Григорий Чухрай как-то умели самый "исторический", или фантастический кадр так построить, что им веришь. А тут… не жизнь перед тобой, а ее театрализированное изображение. Думаю потому, что нет живого чувства или живой мысли. Но зато – есть доктрина! И фильм выглядит ее иллюстрацией, в той или иной степени "художественной". И доктрина эта, "главная идея" дается в дополнение к "картинке" (видимо, не рассчитывая на понятливость) в лоб, прямым текстом, который проговаривается и даже пишется на экране крупными буквами. В чем же главная идея Павла Чухрая о Холокосте? Ее излагает один из главных персонажей фильма, литовец-мародер, который поселился в доме убитых евреев и торгует вещами убитых. Откровенно, как на духу (перед смертью), он исповедуется главному герою (еврею) , "объясняя" ему всю суть "литовского-еврейского конфликта": "когда настал трудный час для Литвы, когда русские напали на нас перед войной вы все стали прислуживать москалям, когда они нас вагонами в Сибирь загоняли. Мы, конечно, при немцах много лишнего натворили, но это был наш счет к вам, предателям". Эта "идея" предательства евреев подкрепляется (иллюстрируется) всей рассказанной в фильме историей: чудом спасшийся еврейский мальчик прибегает в свой дом, где уже живет литовская семья того самого мародера, его оставляют (откуда вдруг такие "нежности" и такая смелость?, ну да ладно), а у мародера дочка такого же возраста (лет 14), у них начинается любовь, и вот однажды, когда родителей нет дома, приходит немецкий солдат и насилует девочку, а еврейчик при этом трясется от страха в своем углу, а когда солдат уходит, и он вылезает из укрытия, то девочка бросает ему: "предатель". И потом всю взрослую жизнь, уже после войны, он пытается соединиться со своей отроческой любовью, и она вроде как тоже его любит, но "не дается", даже когда "по интересу" выходит за него замуж. Явная аллегория, означающая, что отношения с литовцами непоправимо испорчены из-за предательства евреев (герой еще участвует в "антитеррористических операциях" против литовских националистов). В конце героиню-литовку, как дочь пособника нацистов ссылают в Сибирь, а героя-еврея убивают литовские националисты за пособничество русским оккупантам. Причем убивают ножом, режут, как свинью: собаке-предателю – собачья смерть. То есть, на самом деле это фильм о предательстве евреев.
А их тотальное уничтожение – справедливая плата за предательство. И чтобы главная идея была совсем уж ясна, в конце фильма идут такие титры: "Во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 тыс. евреев", и далее: "В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 тыс. литовцев". Тем самым два преступления "уравниваются в правах", и даже в численности, чем подчеркивается справедливость гнева литовского народа против евреев-предателей, пособников оккупантов. Оригинально? А вот и нет. Наоборот, Павел Чухрай тут очень точно и ловко вписался, можно сказать, в тренд. Совсем недавно, например, я слышал по радиостанции "Свобода", в передаче Якова Кротова "С христианской точки зрения" дискуссию о нашумевшей книге Рут Ваганайте "Наши", где она "своих" литовцев не пожалела и рассказала о прямом, без всякого непосредственного участия немцев, уничтожении еврейского населения Литвы самими литовцами, причем с очень простой и понятной целью безнаказанного грабежа. Никакого "исторического открытия" тут нет, только смелость: не каждый решится ткнуть "своих же" в зияющие массовые могилы их жертв. (Кстати, литовец-мародер, исповедуясь перед евреем в том, что "при немцах много лишнего натворили", но "это был наш счет вам, предателям", проговаривается: "работал я у одного еврея и все время думал: почему он богаче меня?" – вот что бедняге покоя не давало.) Конечно, такой подход к Холокосту литовцам сильно не понравился, и пошли разговоры о "литовском холокосте" (пишу с маленькой буквы), и именно эти слова Яков Кротов дважды произнес в своей передаче. Я написал ему и в результате небольшой полемики (она есть на его странице в ФБ) выяснили, что у нас нет разногласий, то есть: не было никакого "литовского холокоста". И на том спасибо. Кстати, такое впечатление, что многие народы буквально в очередь встали за своим собственным Холокостом: тут тебе и литовский, и польский, и украинский, и русский, и армянский, и уже пол-Африки в этой очереди – налетай, ребята, холокосты подешевели! И в самом деле, глянь-ка какие евреям за их Холокост преференции пошли, а какой респект! И мы тоже хотим, у нас не меньше поубивали! Так и хочется им сказать: не волнуйтесь, не толкайтесь, холокостов на всех хватит.

В этой моде на "холокосты" есть естественное желание обелить собственное поведение, отбить всякие "жидовские наскоки" насчет того, что, мол, не только немцы в Холокосте замазаны, но и еще кое-кто. Так вот пусть жиды свои страдания не выпячивают, а из нас (литовцев, поляков, украинцев и т.д.) не лепят пособников, организаторов или исполнителей массовых убийств. Мы тоже пострадали, мы тоже жертвы (выгодно, оказывается, быть жертвой!), и у нас свои холокосты были! Эта "мысль" нынче – настоящий тренд, особо популярный именно среди народов Восточной Европы, где, собственно, означенный Холокост и происходил. Так поляки недавно приняли целый закон, суть которого сводится к тому, что неча нас, поляков, обвинять в Холокосте. В Израиле кое-кто возмутился, мол, искажаете историю: разве поляки не принимали участия в массовых убийствах, причем даже после войны, когда евреи стали возвращаться в свои дома? Возмущенным ответил лично премьер-министр Польши (во на каком уровне вопросы истории решаются!), заявив, что если отдельные поляки и совершали всякие преступления, то евреи их тоже совершали, и тоже пособничали немцам в уничтожении самих себя, например, всякие капо в лагерях уничтожения и т.п.

Ладно, придется, видно, все-таки поговорить о Холокосте, хотя я не люблю говорить на эту тему и терпеть не могу, когда евреи выставляют на публичное обозрение свои муки, фактически ими торгуя… Но с другой стороны, надо ж как-то бороться с ложью и искажением истории, а потупив глаза в скорбном молчании много в этой борьбе не добьешься… Разберем хотя бы завалы вокруг слова "Холокост". И не случайно ведь такое туманное иностранное (и потому "отчужденное") словечко подхватили. А речь-то о простых и известных вещах: о тотальном уничтожении евреев, всех без исключения, не тех или иных индивидуумов, тех или иных групп, а полностью всего народа. Такова была программа немецких нацистов, принятая в 1942 года на совещании в Ванзее. Для этого был создан аппарат, назначены люди, разработаны планы, отпущены средства - никаких спонтанных возмущений "отдельных представителей". Это было (и пока осталось) совершенно уникальным явлением в истории человечества. Конечно, в истории человечества было немало массовых убийств мирного населения, но во всех случаях такие убийства, какими бы массовыми они ни были, имели политическую, идеологическую, военную, экономическую, демографическую или еще какую цель и не ставилась задача уничтожить всех. Украинцы, например, считают голодомор своим "холокостом", но сталинский режим не ставил себе задачу уничтожения украинцев. Поляки называют "холокостом" массовые убийства поляков на Западной Украине, или расстрел двадцати тысяч поляков войсками НКВД в Катыни, но украинские националисты, совершившие эти преступления, не ставили перед собой задачу убить всех поляков – "только" тех, кто проживал в Западной Украине, что давало основания полякам претендовать на заселенные ими земли; а сталинский режим (скажем так, ибо в его преступлениях участвовали представители многих народов и невозможно в них обвинить конкретно русских, или евреев, или узбеков), расстреляв в Катыне польскую интеллигенцию, тоже не ставил целью уничтожить всех поляков – цель была уменьшить "человеческий капитал" этого народа, дабы потом было легче им управлять. Турки, уничтожив полтора миллиона армян, тоже не ставили перед собой целью уничтожить всех армян, они хотели "только" "отуречить" определенные земли, на которых традиционно веками проживали армяне. Этнические чистки в виде "только" массовых переселений на этом фоне можно считать гуманизмом. Ну и т.д., хватит примеров. Все эти "цели", которые ставили перед собой убийцы, никак не уменьшают тяжести их преступлений, и уж тем более их не оправдывают. Все народы страдали, и ни у кого из них нельзя "отнять" или умалить его страдания. Я просто хочу сказать, что тотальное уничтожение ВСЕХ евреев (всех не уничтожили только потому, что не смогли или не успели) – это явление совершенно особой категории, не случайно его и выделили "в особое производство", назвали Холокостом, и поставили музей Холокоста почти в каждой, уважающей себя столице. Почему такая задача была поставлена именно по отношению к евреям, и только по отношению к ним, за что такая честь – это отдельный вопрос и о нем следует говорить отдельно. Но в двух словах все же скажу, что причина кроется в истории евреев и в их влиянии на культурную историю (а это и есть История) народов Европы и Передней Азии, которые приняли религии (христианство и ислам), возникшие из иудаизма, христиане фактически и живут в еврейской истории, они ее приняли и объявили себя "новыми" и "истинными" иудеями. И идея тотального уничтожения евреев родилась именно в христианских странах, потому что евреи, к которым пришел Иисус Христос, его, как Бога, не приняли, более того, они его распяли – так учила христианская Церковь – , из чего следовало, что эти "старые евреи" должны "уйти", эта сухая, мертвая шелуха кокона должна быть отброшена, и миру явится прекрасная бабочка "нового еврейства", то есть христианства. Христианская церковь тысячелетиями внушала своей пастве, что евреи – дети Сатаны и враги человечества, распявшие Бога нашего, попросту говоря, внушала ненависть к ним. Именно поэтому католическая церковь в лице Папы не вступилась за евреев во время Холокоста хотя бы словесно. И именно все эти факты привели к полному пересмотру политики католической церкви по отношению к евреям – смотри декларацию Nostra Aetate. Что касается православной церкви, то она проблемой Холокоста вообще не заморачивалась, более того, она и сегодня считает, что евреи "Христа убили", а католические "заигрывания" с иудаизмом считает "Иудаизацией католического лжехристианства – на пути к антихристу" (см. например, статью О.Н. Четвериковой https://ms-vozdyx.livejournal.com/278969.html). В общем, украинцы, поляки, литовцы, и многие другие, активно и массово участвуя в уничтожении евреев, в основном ради наживы, имели "для спокойствия души" отпущение грехов как со стороны немецких властей, так и со стороны церкви.

Но какой народ признается в своих преступлениях! Нет такого народа! Немцы не в счет – их разгромили в войне и без покаяния не вернули бы в семью народов. Кстати, им это лицемерное покаяние уже давно, мягко говоря, надоело, но это другая тема. Нелегко, практически невозможно, нести на себе чувство вины. Легче обвинить обвиняющих. Распятие Христа – дела дано минувших дней, и сегодня в дехристианизированной Европе этот "лозунг" уже не работает. А вот то, что Израиль "обижает арабов" – эта идея на Западе, особенно в Германии, очень популярна и активно поддерживается мусульманами. В Восточной Европе больше в ходу другая "тема": активное участие евреев-ассимилянтов в коммунистическом движении, в коммунистических переворотах и революциях, а в дальнейшем – в руководстве и карательных органах новых коммунистических государств. Это было недавно и всем памятно: коммунисты немало помучили людей и целые народы. Отсюда и требования к евреям покаяться. Мне лично предлагали покаяться люди, мне в общем-то симпатичные и коих я никак не могу причислить к антисемитам. Что ж, выскажусь заодно и на этот счет.

Отдельные евреи, будучи чиновниками тех или иных имперских государств (зачастую враждебно относящихся и к евреям), например, бывшего Советского Союза, творят политику этих государств на свой личный страх и риск, даже и против собственного народа. Кроме того, евреи-коммунисты (социалисты, анархисты, интернационалисты, нужное подчеркнуть) самим своим вступлением в эти ряды от своего еврейства отказались, многие публично, и в своих преследованиях врагов коммунизма и прогресса они особенно рьяно преследовали именно евреев. Это была – и она продолжается до сих пор! – внутренняя еврейская гражданская война: еврейства, как народа, против евреев-предателей, требующих растворить еврейство в мировом "человечестве". Так что еврейский народ не может нести какой-то "ответственности" за их действия, как, например, он не должен отвечать за преступления Церкви (а таковые были!) на основании того, что многие руководители Церкви были еврейского происхождения (я не говорю об Иисусе и апостолах). Более того, он и не должен за них заступаться, как за евреев, когда "местное население" предъявлеет им счет.

Литва – частный случай всего этого "расклада". Может ли тот факт, что "лица еврейской национальности" были широко представлены в компартии Литвы, в руководстве Советской Литвы и в ее карательных органах, служить оправданием массовых убийств стариков, женщин и детей, тем более, что в подавляющем большинстве случаев жертвы никакого отношения к коммунистам не имели? С другой стороны, массовые ссылки литовцев были не по национальному, а по социальному признаку и среди сосланных в Сибирь граждан Литвы были тысячи "богатых" евреев, которые, кстати, только таким образом и пережили Холокост. Поэтому сравнение высылки в Сибирь 260 тысяч граждан Литвы, что составляло меньше 10 процентов ее населения с убийством "более 200 тысяч евреев", что состаляло более 90 процентов еврейского населения Литвы, и приравнивание этой высылки к Холокосту нелепо по фактам и возмутительно по совести. Хотя, конечно, все возмущения тут бессмысленны: если кто-то считает, что евреи, именно как народ, виноваты в несчастьях Украины, Польши, Литвы и прочих, а значит, должны за это "платить", или хотя бы покаяться, мне их не переубедить.

В заключение отмечу еще "роль России", как она видится Павлу Чухраю. Россию в фильме представляет комендант городка майор НКВД Таратута, любящий крепко выпить, поющий украинские песни, ужасный добряк и чесняга, в исполнении популярного актера Сергея Гармаша. В конце фильма, после всяких жутких трагедий, он выходит к морю (помутилось синее море) и кричит, воздев руки к небу: "Эх, родина! Подруга ты моя суровая! Что ж ты такая строгая, не пожалеешь не простишь!" В ответ ревут волны и играет трагическая музыка. Спрашивается, это он про какую Родину? Не про Литву же – она ему не родина, не про Украину – не о ней речь, хоть он, похоже, украинец. Очевидно, это он к России обращается, она да, суровая, строгая. Но причем тут Россия? И кого она должна простить? В "нарисованном" еврейско-литовском конфликте она вообще с боку-припеку, в качестве т. ск. имперской оккупационной власти, за порядком смотрит, чтоб литовцы с евреями не расшалились, а то ведь дай им панимаш волю, так этим тут же – независимость подавай, а те – в ИзраИль смотаются. А, может, Чухрай считает, что евреи – предатели и по отношению к России - в трудную для Родины минуту ноги сделали - и просит их простить? Бедный павлушин дедушка Наум Зиновьевич Рубанов – то-то в гробу ворочается…
Источник
Tags: Кино, Литва, Холокост
Subscribe

Posts from This Journal “Холокост” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments