Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3472
Новая модель, получившая название Char Leger T13B3 (или Т13 Type 3), и вправду получилась лучше предшественников, хотя бы потому, что имела полное бронирование (?).
Ходовая часть самоходки без изменений переходила от Dragon Medium Mk.IID. Применительно на каждый борт она состояла из двух тележек с подвеской на листовых рессорах, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и ролики оснащались резиновыми бандажами. Гусеница осталась мелкозвенчатой со стальными траками шириной 240 мм.
Захваченные бельгийские 47-мм САУ Char leger T13B3
В значительной мере был переделан корпус. За счет перекомпоновки надстройка стала заметно выше и позволила без проблем оборудовать боевое отделение. По бортам корпуса крепился шанцевый инструмент и буксировочные тросы. Экипаж самоходки теперь состоял из четырех человек: водитель, командир, наводчик и заряжающий. При необходимости состав экипажа мог быть сокращен до 3-х человек.
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
На крыше надстройки устанавливалась коническая башня, у которой лобовой и верхний бронелисты располагались под значительными углами наклона. Бронирование был усилено до 13 мм в лобовой части башни. Установленная в башне пушка 47mm FRC modele 1932 оснащалась телескопическим прицелом и имела боекомплект из 69 осколочно-фугасных и 69 бронебойных снарядов. Слева от пушки монтировался 7,65-мм пулемет FN-Browning.
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
В кормовой части корпуса находился 59-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows EPT с жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия, занимавшая носовую часть, включала однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал и ручную КПП (5 скоростей вперед и 1 назад).
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
После всех изменений боевая масса Т13В3 составила 5084 кг, но благодаря ходовой части совершенно другого типа ходовые качества не снизились. На испытаниях была показана максимальная скорость до 40 км\ч при запасе хода 400 км по шоссе. При движении по пересеченной местности динамические характеристики заметно снижались.
Брошенные бельгийские 47-мм САУ Char leger T13B3 и легкие танки Т15
Первый заказ на легкие танки Т13В3, которые по сути являлись самоходными орудиями, был оформлен в 1937 году, сразу после завершения ходовых испытаний. Всего, к сентябрю 1939 года, построили 194 машины, после чего был подписан новый контракт на 158 машин в той же комплектации. Фактически, до 10 мая 1940 года успели выпустить лишь около 12 Т13В3 второй серии. Западные историки оценивают общее количество самоходок всех моделей Т13 в 250-255 единиц. Армейские номера у машин модификации В3 начинались с цифры 3300.
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Так уж получилось, что в начале войны противотанковые самоходки оказались наиболее многочисленными боевыми машинами бельгийской армии. По войсковым подразделениям самоходки Т13 были распределены в количестве 12 ед. на пехотную дивизию. Некоторые САУ попали в укрепрайоны, велосипедные и кавалерийские подразделения. Например:
Отдельная пограничная велосипедная рота - 12 Т13В1
Рота намюрского укрепрайона (Position Fortifiee de Namur) - 12 T13
Рота льежского укрепрайона (Position Fortifiee de Liege) - 10 T13
Gendarmerie (Жандармерия) : 4 T13
Ecole mobile (Мобильная школа) : 1 T13
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Несмотря на внушительное количество достойного сопротивления Т13 оказать не смогли. А ведь поражающая способность 47-мм пушки образца 1932 года позволяла бороться им с любыми немецкими танками. К примеру, бронебойный снаряд массой 1,5 кг выстреливался со скоростью 675 м\с и мог пробить с дистанции 100 метров броневую плиту толщиной 51 мм, установленную под углом 60°. При большем расстоянии пробивная способность уменьшалась, но все-равно оставалась весьма внушительной: 500 метров – 44м, 600 метров – 40 мм, 1000 метров – 37 мм. В то же время осколочно-фугасный снаряд массой 1,655 кг обладал начальной скоростью 450 м\с и максимальной дальностью стрельбы до 3000 метров. К тому же, скорострельность пушки была невысокой – всего 5 выстрелов в минуту. Как видим, характеристики 47-мм орудия были неплохими и вполне сопоставимы с чехословацким орудием Skoda А9 того же калибра и немецким KwK 38 калибра 50-мм. Однако, война не территории Бельгии завершилась слишком быстро для полного раскрытия потенциала самоходок Т13.
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3356. Снято где-то в капонире?
Если верить бельгийским источникам за 17 дней сражения им удалось нанести “существенный урон” немецкой армии. В то же время, тактика их применения не отличалась особой гибкостью. Вместо того, чтобы действовать методом засад и внезапных “наскоков” на не развернувшегося противника, бельгийское командование (при активном “содействии” французов) бросало свои самоходки в бой небольшими группами. В ряде случаев экипажи Т13 были вынуждены атаковать противника в одиночку, без поддержки пехоты и артиллерии. Немецкие фотографии, сделанные на месте таких боёв, свидетельствую о печальной участи этих машин.
Эпизод с брошенной бельгийской 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3360
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3360
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3360
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3361
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3372
Тем не менее, 47-мм пушка хорошо зарекомендовала себя против легких немецких танков и пулеметных гнезд. При более грамотном применении результаты можно было получить вполне достойные. Например, в боях под Аденнами одиночный Т13 (модификация не указана) подбил пять “панцеров”. В общей сложности бельгийцам удалось подбить и уничтожить более 20 танков и бронемашин, в том числе несколько средних Pz.Kpfw.IV.
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3434
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3443
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3445
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3456
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3464 на ходу
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3464 на ходу
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3467
Эпизод с брошенной бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3471 (?)
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3471 (?)
Где-то в этом же месте снято? Что с бортом стало?
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3472
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3472
Капитуляция Бельгии, подписанная королем Леопольдом 26-го мая, положила конец боевым действиям на территории этой страны. Немцам достались все Т13, однако лишь несколько десятков из них были пригодны для дальнейшей эксплуатации. С точки зрения специалистов Panzerwaffe бельгийские самоходки обладали слишком слабым бронированием, чтобы их можно было использовать на фронте. Принятые вермахтом Т13 получили обозначение Selbstfahrlafettenausfurengen CL 801(b) и первое время использовались для учебных целей. Далее судьба этих машин не совсем ясна. Известно, что несколько Т13В3 было передано подразделениям SS и отправлены на Восточный фронт, где на оккупированных территориях разгорелась партизанская война. Как проходила их эксплуатация и добились ли экипажи Т13 успехов так и осталось неизвестным.
Захваченные бельгийские 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3487 и др. на службе в подразделении СС.
Захваченная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3501. Что за звезда на вывеске?
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 3538 (?)
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 355... и колесный тягач с газогенераторным двигателем ?
Брошенная бельгийская 47-мм САУ Char leger T13B3 № 355... и колесный тягач с газогенераторным двигателем ?
Фото из альбома jsokoloff
Источники:
Бронетанковые войска Бельгии
Maquetland - T13
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
Цитировано по Char leger T13B1\T13B2