starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Бельгийская бронированная блоха на немецких фото

Легкий артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor

В процессе модернизации бельгийской армии возник вопрос о повышения уровня механизации артиллерийских частей. Помимо автомашин различного типа зарубежная закупочная комиссия обратила внимание на гусеничные тягачи Dragon Light производившиеся фирмой Vickers-Armstrong. Бельгийцы заказали в 1934 году небольшую партию Dragon Light Mk.I, а затем купили лицензию на их сборку. Этого оказалось мало, поскольку данный тягач обладал несколько избыточной мощностью для транспортировки 47-мм противотанковой пушки образца 1931 г. Так было принято решено приобрести в Великобритании более легкий и небронированный тягач, более известный сейчас под обозначением Vickers-Carden-Loyd light artillery tractor или Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor.

Захваченный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год.

Легкий артиллерийский тягач был создан на базе коммерческого трактора и первоначально предназначался для британской армии, которая в начале 1930-х гг. активно переходила с конной тяги на механизированную. В 1932 году на оснащение пехотных и кавалерийских подразделений поступило несколько таких машин, однако большой серией VCL Utility Tractor не строились.

Тягач мог свободно буксировать 8-фунтовую пушку вместе с расчетом, хотя как показывала практика в перегрузочном варианте он мог потянуть и 13-фунтовое орудие. Выпускалось две версии, официально обозначавшиеся как Tractor, Light, GS Mk.I и Tractor, Light, GS Mk.Ia (HS). В данном случае аббревиатура HS расшифровывалась как High Speed и имела отношение к кавалерии. Для Бельгии эти варианты были также оставлены, но именовались они как Model 1 (Type A) и Model 2 (Type B). Кроме того, к ним прибавилась третья небронированная модель.

Легкий тягач VCL Utility Tractor в бельгийской армии

Конструктивно тягач напоминал Dragon Light Mk.I, отличаясь от него меньшими размерами и более компактным двигателем. Ходовая часть состояла (применительно на каждый борт) из двух опорных катков сблокированных в одну тележку с амортизацией на листовых рессорах, переднего ведущего и заднего направляющего колеса, опущенного на землю.

Легкий тягач VCL Utility Tractor в бельгийской (?) армии
Бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor.

Корпус по конфигурации также был близок к Dragon Light Mk.I, сохранив предельно простые формы с верхним наклонным листом. Поскольку места внутри транспортного отсека сильно поубавилось конструкторы предусмотрели откидные борта с сидениями на стенках, где мог свободно разместиться орудийный расчет из 4-6 человек. Поздне откидные борта были упразднены. Экипаж Utility Tractor состоял только из механика-водителя, кресло которого находилось в передней части корпуса по его продольной оси.
Тягач оснащался бензиновым 4-цилиндровым двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Трансмиссия включала механическую коробку переключение передач, обеспечивающей 4 скорости движения вперед и 1 назад.

Захваченный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год.

Первый заказ, размещенный в 1935 году, включал постройку 262 тягачей: 177 в "пехотном" варианте, 85 - в "кавалерийском" и ещё 15 машин были заказаны в небронированной модификации. Поставки начались в следующем году, когда был подписан договор о начале серийного производства на предприятии SA des Ateliers de Construction de et a Familleureux (ACF). Далее бельгийская армия сделала дополнительный заказ на 553 тягача, выполнение которого состоялось в течении 1936-1937 гг. Последний контракт был заключен в сентябре 1939 года, когда появилась угроза немецкого вторжения.



В Бельгии серийно строились модели только для кавалерии и пехоты. Различия между ними заключались в том, что “пехотная” модификация (иногда обозначаемая как Vickers Utility Tractor B) была более тихоходной и не имела двух задних сидений - вместо них установили ящики для бекомплекта. Несколько тягачей также было оснащено более широкими гусеничными траками. Кроме того, "кавалерийская" модификация могла комплектоваться откидными бронелистами, защищавшими сверху место водителя.

Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год.

Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год.

Согласно зарубежным источникам бельгийская промышленность к весне 1940 года включительно собрала порядка 1000 Utility Tractor, что позволило оснастить ими 60 пехотных подразделений включая 12 противотанковых рот. Согласно организационной структуре от 1935 года противотанковой батареи ей полагалось иметь 22 тягача, однако в 1936 году количество Utility Tractor решили довести до 31. Батарея состояла из трех взводов с двумя отделениями в каждом. На самом деле, к 10 мая 1940 года тягачи поступили на оснащение нескольких пехотных полков и резервной дивизии. Надо отметить, что постройка Utility Tractor "съела" значительную долю финансовых средств, выделенных на модернизацию армии, даже в ущерб танкам и бронемашинам. Как оказалось - овчинка выделки не стоила.

Брошенный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год


В ходе блицкрига на Западном фронте большая часть Utility Tractor стала немецкими трофеями. Медлительные тягачи, особенно это касалось "пехотной" модификации, не успевали за быстро передвигавшимися войсками и нередко бросались экипажами вместе с орудиями. Большой пользы от них получить так и не удалось. Единственными преимуществами тягачей были только небольшие размеры и малый вес.

Захваченный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Захваченное немцами оружие бельгийской армии.

Тем не менее, бывшие бельгийские Utility Tractor, в основном пехотной модели, ещё несколько лет использовались по прямому назначению в вермахте. Здесь они получили обозначение Gepanzerter Vollkettenschlepper Vickers-Armstrong VA 601(b). Несколько тягачей, ранее принадлежавших бельгийской армии (включая вариант с широкими гусеницами), попали на Восточный фронт – их использовали для буксировки 37-мм и 50-мм противотанковых пушек летом-осенью 1941 г.

Захваченный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 год
Захваченный бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor. 1940 г.



Бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor на службе в Вермахте


Другой страной, где эксплуатировались Utility Tractor, стала Голландская Ост-Индия. Как и в случае с Бельгией, колониальным войскам (KNIL) понадобился гусеничный тягач, который имел бы лучшие ходовые качества, чем машины колесного типа.
В октябре 1939 года был подписан контракт на поставку 50 тягачей в варианте с откидными бортами, что больше соответствовало британскому GS Mk.I. Первые 20 машин прибыли в Ост-Индию в апреле 1940 г., а остальные должны были доставить в мае. Постоврный заказ на 30 тягачей голландская сторона сделала в декабре 1939 г., но всего успели получить только 20 из них. Оставшиеся в Бельгии 60 машин конфисковали немцы в качестве трофеев.

Бельгийский легкий тягач VCL Utility Tractor на службе в Вермахте


Голландцы довольно продолжительное время использовали Utility Tractor для транспортировки легких противотанковых пушек и 20-мм зенитных орудий, а также для обучения танковых экипажей. Почти все эти тягачи были уничтожены в феврале-марте 1942 года во время оккупации индонезийских островов японскими войсками. Впрочем, единичным экземелярам удалось пережить войну в конце 1940-х гг. их снова использовали колониальные войска против индонезийских повстанцев.

Давид и Голиаф


До нашего времени сохранилось по меньшей мере пять тягачей Utility Tractor. Один из них, в варианте KNIL с 20-мм зениткой, выставляется в экспозиции Museum Bronbeek города Арнем (Нидерланды). Три других - в военных музеях Брюселля, Парижа (Samur) и Триеста (Museo di guerra per la pace Diego de Henriquez).



Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
Цитировано по Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor

Большая часть фото взята из тематического альбома jsokoloff


Tags: e-bay, Бельгия, Немецкие фото, Танки
Subscribe

Posts from This Journal “Танки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments