starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Советские транспортеры ТМ-3-12 захваченные финнами на Ханко

ТМ-3-12 (транспортер морской типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская систем. Было выпущены 3 экземпляра, объединённые в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. В составе дивизиона принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Подорванные установки достались в качестве трофеев Финской армии, которая произвела их восстановление с использованием однотипных орудий от линкора «Император Александр III».

После заключения перемирия с Финляндией были возвращены в Советский Союз, где из них сформировали отдельную железнодорожную батарею № 294, которая находилась на боевом дежурстве в Балтийске. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были законсервированы и находились на хранении в форту Красная Горка. До наших дней сохранилось три экземпляра артиллерийской установки ТМ-3-12, один находится в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, второй — в Музей железных дорог России, Санкт-Петербург, третий — по прежнему на форту «Красная Горка».



В 20-30 годах Советский Союз испытывал большие трудности с военно-морским флотом, поэтому основное внимание уделял созданию береговой обороны для охраны протяженной береговой линии, в том числе и орудиям, базирующимся на железнодорожных платформах. Для реализации проектов создания крупнокалиберной артиллерии на железнодорожных платформах, в 1932 году при Ленинградском металлическом заводе было создано специальное конструкторское бюро (ОКБ-3) во главе А. Г. Дукельским.
С 20 по 30 августа 1939 года все три железнодорожных транспортера с орудиями калибра 12" прошли полигонные испытания, кроме испытания стрельбой, а к 7 февраля на Ржевском полигоне прошли и все испытания стрельбами, после чего железнодорожные батареи были приняты на вооружение.



Из 3 артиллерийских установок был сформирован 9-й отдельный артиллерийский дивизион, который состоял из 5 эшелонов, 3 из которых были боевые, в состав которых входили сами артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, один эшелон со средствами ПВО и один — подвижная база.

При оставлении Ханко часть подвижного состава была сброшена в море, а вот сами транспортеры достались финнам практически неповрежденными на своих огневых позициях


Первый боевой эшелон:
контрольная платформа
контрольная платформа
Паровоз Э
Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
бронированный вагон — снарядный погреб
бронированный вагон — зарядный погреб
вагон — силовая станция
вагон с запасными частями и принадлежностями
вагон центрального поста управления стрельбой
платформа для возимого имущества
мягкий штабной вагон
вагон для личного состава
вагон для личного состава
прожекторная платформа
платформа для трактора с прицепом
платформа для кабеля ПУАО
вагон — склад
вагон — кухня

Второй боевой эшелон:
контрольная платформа
контрольная платформа
Паровоз Э
Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
бронированный вагон — снарядный погреб
бронированный вагон — зарядный погреб
вагон — силовая станция
вагон с запасными частями и принадлежностями
автотранспортная платформа
вагон для личного состава
вагон для личного состава
вагон — склад
вагон — кухня

Третий боевой эшелон:
контрольная платформа
контрольная платформа
Паровоз Э
Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
бронированный вагон — снарядный погреб
бронированный вагон — зарядный погреб
вагон — силовая станция
вагон с запасными частями и принадлежностями
автотранспортная платформа
вагон для личного состава
вагон для личного состава
вагон — склад
вагон — кухня

Четвёртый эшелон — подвижная база
Паровоз Щ или Э
Вагон — автомастерская
Вагон — клуб
автотранспортная платформа
бронированный вагон — снарядный погреб
бронированный вагон — зарядный погреб
бронированный вагон — снарядный погреб
бронированный вагон — зарядный погреб
вагон — склад
вагон — склад
вагон — амбулатория
вагон для личного состава
вагон продовольственный склад
вагон — кухня
цистерна для воды
цистерна для нефти
вагон — силовая станция
прожекторная платформа
автотранспортная платформа
вагон — баня[12]
Источник

Хозяственные финны еще в зиму 1941/42 годов начали подъем из воды локомотивов и контрольных платформ


Летом это занятие продолжили


Опаньки... Целый паровоз




Теперь давайте попробуем разобрать многочисленные финские фотографии по отдельным установкам.
Транспортер 1 "Елки". Наименование сугубо условное данное по камуфляжу. Установка была захвачена финнами на огневой позиции готовой к применению.Из отличительных особенностей масса всяких приспособлений навешанных на казенную часть орудия. Как я понял, при отступлении утопили только подвижную часть с локомотивами, а сами установки достались финнам на позициях.


Комиссия из инженеров осматривает транспортер






Орудие установлено на транспортные тележки и готово к перевозке. Рядом появились козловые опоры для каких-то такелажных работ




Орудие с лафетом опущено вниз относительно рамы для перевозки










Транспортер 2 под условным наименованием "Палки".
Одна из ранних фото лета 1942 года. Уцелел брезент закрывающий часть с устройством подачи снарядов Транспортер также установлен на стационарной позиции.


Самое раннее фото зимы 1941/42 гг. Отличительная особенность - сорванные ограждения. На середине ствола имеется характерная отметина.




Лето 1942 года. Брезент исчез, немного изменилась местность, часть сосен срублена.


Появились деревянные "леса", сзади под установкой валяется банник. Хорошо видна характерная кран-балка в задней части платформы


На фото видно, что сохранилось переговорное устройство с сидением командира (?)






Бочки в которые были натыканы сосны для маскировки позиции и расставлены вокруг, сложены в штабель




Зачем-то на теле орудия закреплена какая-то деревянная планка


Вид со стороны подачных путей боеприпасов


Переговорное устройство и командный пост с выведенным из строя прибором приема команд. Такое ощущение что переговорные трубы давно не мыли. Или они горели? Кажется при оставлении транспортера скуручены с доски над приборами шильдики, указывающие куда передает команды труба.


Транспортер на транспортной тележке. Тело орудия удалено, так же как и кран-балка


Транспортер на транспортной тележке. Хорошо видна отсутствующая кран-балка. На дальнем плане еще один транспортер с опущенным лафетом орудия относительно платформы. Возможно это транспортер 1.


Это не вероятно, но спустя какое-то время финны починили транспортер. Пробуют как работают механизмы транспортировки снарядов и зарядов из погребов к орудию. Как минимум один снаряд лежит в подъемнике, вывешенном на талях, и, похоже, он не практический






Заряжают


Проверяют механизмы вертикальной наводки






А вот тут что-то вообще непонятное. Одно из двух. Либо финны потащили куда-то транспортер, либо попробовали выстрелить прямо с железнодорожного пути, причем без установки упоров. В любом случае мне не понятно откуда дым и почему транспортер получился не резким (смазанным). Прислоненная деревянная лестница не убрана. А позы финнов выдают любопытство и даже испуг.




Транспортер 3 "В яблоках". Опять таки назвал его так из-за характерной раскраски. Первые фото транспортер на позиции. рядом валяются снаряды и заряды в тубусах


Снаряды предположительно бронебойные с баллистическим наконечником, между ними упрятан снаряд похожий на практический сталистого чугуна


На этом фото хорошо видно, как опорная плита опускается в центр стационарной площадки и закрепляется на нем болтами. даже ключ на месте. Слева люк ля доступа к кабельному хозяйству.


Еще снаряды  по всей видимости на той же позиции, а рядом сосна в кадке. Снаряд очень похож на дальнобойный фугасный обр. 1928 года с двумя взрывателями (донным и головным) и баллистическим наконечником


Подачные пути снарядов и зарядов


Кажется на фото разминирование установки


Установка закреплена на транспортных тележках и готова к перевозке




Фото не привязанные к установкам


Вагон с маскировкой из боченков с деревцами. Вокруг валяются кабельные катушки


Вагон из состава поезда. По бокам от железнодорожных путей лежат тубусы с полузарядами


Развернутая и брошенная мастерская


Вагон-мастерская




Еще брошенные вагоны


Фотографии в альбоме «Ханко- артиллерия», автор wirlin на Яндекс.Фотках
Подписывайтесь на мой канал в Дзене, там свежие репортажи появляются раньше чем здесь.
Tags: Архив, Береговая артиллерия, Финляндия
Subscribe

Posts from This Journal “Финляндия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments