starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Бронтозаврик за решеткой

Достоверно никто не знает,
почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках
и зачем он был возведен. Есть только догадки.

Одно из самых ярких воспоминаний детства о первых поездках в Крым у меня связано с Саками. И в 1975 году и в 1976 мы по разу приезжали из Евпатории в Саки погулять по тенистым аллеям в парке, полюбоваться на гигантских лягуш в прудах и конечно же увидеть его - главную местную достопримечательность, бетонного динозавра, терзаемого тремя собратьями.
Саму историю этой скульптуры я узнал всего пару лет тому назад и был немало удивлен, что это не просто курортная скульптура 70-х,а значительно более ранний не имеющий аналогов образец советской скульптуры 30-х годов прошлого века, переживший войну.


Как не удивительно это звучит, но в СССР первый памятник динозаврам был установлен еще в 1932 году в курортном городке Саки. Скульптура под названием «Борьба бронтозавра с цератозаврами» находится на территории Курортного парка, недалеко от корпусов санаториев им. Бурденко и «Саки». Автор этого произведения Сергей Лихошерстов — сотрудник Евпаторийского краеведческого музея, художник и скульптор.




По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал местный смотритель курорта Константин Водзинский: «Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было просто интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову по началу дали задание — соорудить памятник «Рабочий на постаменте». Что он и сделал быстро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений».

1935 год. Источник


Лихошерстов и Водзинский без помощников работали и днём и ночью. «Они очень хотели поскорее его закончить. Видимо, боялись, что запретят. Возможно, по этой же причине он не поставил его в Евпатории. Вообще, достоверно никто не знает, почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Есть только догадки», — говорит хранитель фонда музея Анастасия Хорошутина.



Одной из самых достоверных версий предыстории появления этого памятника является сильный шторм, который в своё время разрушил берег Николаевки. При этом обнажились слои древних отложений, содержащие кости ископаемых животных. К моменту приезда учёных часть костей уже успели растащить местные жители, но всё удалось вернуть. Специалисты определили кости как принадлежащие мамонту. После этого в городе было решено провести публичную лекцию о доисторической жизни, из которой многие люди фактически впервые узнали о животных, населявших Землю в доисторические времена. Возможно, это и вдохновило Лихошерстова на создание подобной скульптуры». Также полагают, что до этого события Лихошерстов создавал скульптуры для Парижской выставки скульптур доисторических животных, и затем решил сделать большого бронтозавра. Источник

Открытка 1935 года. Источник




Из письма друга скульптора – Николая Сикорского к первому директору Сакского краеведческого музея Анне Федоровне Косовской, написанному в 1973 году (хранится в Сакском краеведческом музее), известно, что Сергей Александрович Лихошерстов родился в 1894 году в Евпатории. Он окончил университет - естественник по образованию, был изобретателем, при этом писал сценарии, делал объемные макеты из папье-маше в Евпаторийском краеведческом музее, где с 1925 года он работал научным сотрудником; увлекался лепкой скульптур и барельефов. Умер в 1940-м, в Севастополе в возрасте 46 лет. На старом евпаторийском кладбище найдены могилы его отца и деда.



Сакский бронтозавр создан из ксилолита (смесь древесных опилок и особого цемента), а сверху просто покрашен.
В своей книге «Исцеление на курорте Саки» историк и краевед Людмила Юдина уточняет, что изваяние было выполнено из ксилолита - древесных опилок, смешанных с магнезиальным цементом, который тогда выпускал Сакский химзавод. Эта пластическая смесь при добавлении раствора хлорида магния быстро превращалась в белую твердую, но в то же время легко полируемую массу.
«Эту смесь придумал сам Лихошерстов, - в своих воспоминаниях рассказывал сын Водзинского – Виктор Константинович. – Мне было тогда шесть лет, но я помню, что он часто приезжал к нам. Они с отцом рассматривали эскизы и макеты. Предполагалось делать скульптуру из ксилолита. У нас в семье хранился медвежонок, сделанный из того же материала. Помню, когда Сергей Александрович его принес, то с размаху бросил на пол, я испугался, думая, что он разобьется, а медведю все нипочем.
До войны в Саках стояла еще одна скульптура Лихошерстова - «Рабочий на постаменте», находившаяся недалеко от грязелечебницы». Источник


Фото 1940 года. Евпаторийские школьники на экскурсии возле динозавров. Из архива сакского музея. Источник
Наверное это одно из последних фото довоенной скульптуры.


Во время войны скульптура Лихошерстова "Рабочий на постаменте" была уничтожена. Досталось и бронтозавру. По одной из версий в период оккупации или после его "случайно взорвали". Как можно случайно взорвать скульптуру я плохо представляют. Но так или иначе, она была повреждена, но после войны восстановлена, правда без третьего цератозавра, стоящего спереди скульптурной группы.






1966 год. Источник Примерно таким я увидел бронтозавра спустя 10 лет




В следующий раз я посетил Саки в 2013 году. Сам город, парки, старые санатории и курортную архитектуру XIX-XX веков можно осматривать долго, но у меня на это не было времени. Цель визита была одна - посмотреть скульптуру бронтозавра с которой у меня были связаны воспоминания сороколетней давности. Глядя на скульптуру можно с уверенностью сказать, что тема динозавров была популярна в Советском Союзе еще задолго до блокбастера "Парк юрского периода". А может быть здесь хотели создать нечто похожее?
Не уверен, что бронтозавры когда-то обитали в районе Сак и не слышал, чтобы в этом месте находили их останки. Хотя одна странность присутствует. В 1976 году в прудах Сакского курортного парка водились гигансткие лягушки. Ну просто очень большие. В этот раз изучать животный мир паркового хозяйства у меня не было времени. Как видно на фото пруд еще окончательно не пересох.


Честно говоря, я думал, что от скульптуры остались "рожки да ножки", но к моему величайшему удивлению она сохранилась почти в первозданном виде. По прежнему могучее тело бронтозавра рвут свирепые хищники. На попе бронтозавра видно большое серое пятно. Я не совсем понял по поводу метода изготовления последней версии скульптуры.

Говорят, в 1982 году по инициативе главврача объединения санаторно-курортных учреждений А.Н. Пилецкого было решено провести реставрацию скульптурной композиции. Работа была поручена мастерам Крымского художественного комбината ваятелю Нине Петровой и чеканщикам Черкасову и Шевчуку, которые, немного подправив пропорции, изготовили динозавров из бетона, "одев" их в кованую медь. Таким он сейчас и предстает перед нами в центре декоративного пруда в курортном парке. Об этом Нина Петровна рассказывала: «Прежде чем приступить к реставрации, мы тщательно изучили имеющуюся литературу, где даны описания бронтозавров, ознакомились с фотографиями и материалами, имеющимися в местном музее. Было решено, сохранив в основном прежнюю композицию, в деталях несколько изменить ее с целью максимального приближения к натуре».
- К тому времени у бронтозавра были сильно повреждены хвост, голова и бок, - говорит директор музея Марина Задорожная. – Симферопольцы во главе с Петровой вернули скульптурную композицию к жизни, сделав ее реалистичнее. До этого фигуры из ксилолита красили каждый год - как сейчас помню, к Пасхе краску обновляли. И бронтозавр был ярко-зеленого цвета, а на шее красная полоска — стекающая кровь.Источник

Эту кровь я хорошо помню, в мае она еще не выцвела.

Как я понял из вышеприведенного текста, в 1982 году оригинальная скульптура была окончательно уничтожена и заменена версией из бетона. Но меня несколько смущает способ ее покрытия - чеканка и медные листы. Хотя пятно на скульптуре наталкивает на мысль, что медь все-таки имела место быть и ее похоже слегка содрали со скульптуры. Тем не менее, мы видим на фото что скульптура сильно отличается от оригинала.


На дальнем плане расположен один из многочисленных бюветов для приема минеральной воды, но он в 2013 году не действовал и что внутри него для меня осталось загадкой. Я его даже за какое-то бывшее кафе принял.


Еще один ракурс. Как видно, композиция сохранила свое традиционное расположение на острове посереди пруда, возвышаясь, по замыслу авторов, над его зеленой гладью. Правда откосы оформлены не крупными блоками известняка, а щебнем на бетоне.
На дальнем плане Сакское озеро. Прощаюсь с динозаврами и иду к нему на запах рапы.


На сегодняшний день ни один из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов есть исполин мезозойской эры – самое большое из известных обитателей Земли. Мифических драконов на гербах много, но бронтозавр — только у крымчан. Официальный герб города Саки с изображением динозавр на геральдическом щите, был утвержден решением горсовета от 29 апреля 2005 года.




Тыдымс...
Переносимся в 2016 год.
И что мы видим? Наш бронтозаврик, символ города, переживший войну и реинкарнировавшийся в новом обличии в 80-е, как раз в этом году отправился за решетку частных владений.
Сейчас это территория развлекательного комплекса "Саксония". Где-то с другой стороны огороженной территории есть вход во внутрь огражденного периметра. По некоторым данным кратковременное пребывание внутри может быть бесплатным, а может и не быть.


Решетки мы отметили, но при ближайшем рассмотрении все оказалось намного печальнее. Новых хозяева жизни полностью уничтожили замысел автора скульптуры Сергея Лихошерстова и советских ландшафтных дизанеров. Как мы видели на фото выше, скульптурная группа была изначально установлена на островке посереди пруда, что с одной стороны подчеркивало естественную среду обитания ящеров, а с другой придавало скульптуре величественность и уберегало от вандалов. Правда был случай когда они пробрались к скульптуре по льду и уронили ящера у хвоста бронтозавра.
Сейчас пруд полностью уничтожен (засыпан) и скульптура стоит на ровной лужайке, ни как не выраженно в рельефе, олицетворяя собой полное вырождение современного российского дизайна.


Чуть в стороне за ящерами виднеется обыкновенный прямоугольный плавательный бассейн вместо паркового пруда с лягушами и лебедями.


Вот как-то так. Зато Крым наш!

Другие мои материалы по поездке в Крым в 2016 году https://starcom68.livejournal.com/2204162.html
Tags: ВК2016, Власть, История, Крым, Скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “ВК2016” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments