starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Грузовик ГАЗ-51 на постаменте в Перми

На днях я оказался в промзоне на юге Перми. Не спрашивайте что я там делал в первый день палящего зноя лета, пешком и с грузом странной жидкости зеленого цвета объемом в 10 литров. Одно могу сказать, что утверждение "к хорошему быстро привыкаешь" верно. Я уже больше 20 лет особо не заморачивался на счет общественного транспорта и всегда думал, что он работает также как при советской власти. Вот и сейчас, оставшись без железного коня, решил воспользоваться трамваем № 2, что идет от Ипподрома до ПНОС. Как оказалось, трамвайное кольцо перенесли практически в Верхние Муллы и мне пришлось до него топать добрый километр по жаре. Далее выяснилось, что рельсы в сторону ПНОСа слегка ржавые, что как бы намекает на не совсем интенсивное движение. На остановке, при наличии новых табличек, нет номеров маршрутов, а редкие встреченные мне по пути люди не могли ничего внятного рассказать как мне уехать в сторону ПНОСа. Пошел далее пешком по рельсам. Еще через пару остановок на мосту через Муллянку мне на встречу наконец-то попался трамвай, но я даже забыл посмотреть его номер. Попутный трамвай меня так и не догнал и я свернул на улицу Верхнемуллинскую в конце которой была конечная точка моего маршрута - автоцентр "МАЗ".



Но нет худа без добра. практически сразу я наткнулся на вот такой относительно свежий "памятник" грузовику ГАЗ-51 у ворот предприятия "Спецнефтетранс". на постаменте закреплена мемориальная доска: "Мемориальный памятник автомобилю ГАЗ-51 установлен в честь создания 7 мая 1951 года Главной автотранспортной конторы приказом по управлению строительства Молотовского МВД СССР".

ГАЗ-51 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 1950—1970-х годов.
Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-51[1] были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. Было выпущено 3 481 033 экземпляра всех модификаций.
По советской документации ГАЗ-51 производили в Польше на заводе FSC (г. Люблин) как Люблин-51 (польск. GAZ Lublin-51), Северной Корее (г. Токчхон) как Сынри-58 (Sungri-58 — «Победа-58») и Китае (г. Нанкин) в несколько изменённом виде как Юцзинь NJ130 (Yuejin NJ130).




Проектирование базового автомобиля ГАЗ-51, началось в феврале 1937 года. Концепция машины формулировалась предельно чётко и ясно: простой и надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших по тому времени, хорошо отработанных и проверенных мировой практикой агрегатов.
В июне 1938 началось изготовление узлов, в январе 1939 года — сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1940 года. Летом 1940 опытный экземпляр ГАЗ-51 (с новой кабиной и облицовкой) экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения.
Успешно прошедшие испытания позволили заводу в 1941 году начать подготовку серийного производства ГАЗ-51, но началась Великая Отечественная война. Ряд агрегатов ГАЗ-51 (двигатель, сцепление с центробежными грузиками, усиливающими прижатие нажимного диска, коробка передач, карданные шарниры на игольчатых подшипниках) были к тому времени освоены заводом и нашли широкое применение в других выпускавшихся в те годы машинах.




Работы над перспективными автомобилями возобновились в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло свои неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирнин радикально перекомпоновал и доработал машину, и от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название. Накопленный опыт эксплуатации на боевых машинах шестицилиндровых моторов позволил значительно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. В проект заложили хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике гидравлический тормозной привод, спроектировали более современную и удобную кабину и облицовку. Были увеличены размеры шин, возросла грузоподъёмность автомобиля — до оптимальных 2,5 т, удалось достигнуть ещё большей (до 80 %) унификации с полноприводным вариантом грузовика — ГАЗ-63, проектировавшимся параллельно на соседних компоновочных щитах, а по двигателю — с четырёхцилиндровым мотором будущей «Победы».



В мае и сентябре 1944 года построили два новых образца ГАЗ-51 (с различными вариантами оформления капота), а в июне 1945 года — ещё два, окончательно отработанные (предсерийные). Уверенность в высоком качестве новой конструкции грузовика позволила заводу незамедлительно начать подготовку его производства. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам правительства и получил полное одобрение.



Рациональное оформление передней части грузовика (облицовка, крылья с фарами, капот, бампер) в стиле ленд-лизовских грузовиков «ДжиЭмСи» и «Студебеккер» стало традиционным для ряда последующих машин Горьковского автозавода, сделалось как бы его визитной карточкой. Дизайн ГАЗ-51 повлиял на дизайн других грузовых автомобилей — кутаисского КАЗ-150 и уральского УралЗИС-355М. Но с 1960-х ГАЗ в угоду быстротечной моде отошёл от данного удачного стилистического решения, хотя в какой-то мере оно было возрождено в оформлении кабин грузовиков семейства ГАЗ-3307.  Источник.



Вид заднего моста


Так что не плохо я прогулялся на 3,5 км. Но обратно с грузом зеленой жидкости уехал на такси за 120 рублей. Хотя можно было пройти на прямую через Андроновский лес, но я не был уверен, что мостик через Муллянку жив.


Tags: Авто, Памятники, Пермь
Subscribe

Posts from This Journal “Авто” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments