starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Австро-венгерский монстр под Севастополем

Третьего дня на одном из севастопольских форумов всплыла любопытная фотография, датированная 1942 годом. Глядя на нее по неволе вспомнишь попаданцев только из Второй мировой в Первую или наоборот. На фото два тягача времен Первой мировой тянут что-то огромное на фоне захваченного артиллерийского ДОТа Севастопольского оборонительного района. Тянут или на боевую позицию или уже с нее после падения Севастополя.


Михаил Гриф подсказал примерно в каком направлении рыть и выяснилась прелюбопытная история орудия, попавшего в кадр.

27 июля 1913 года на заводском полигоне австро-венгерского концерна "Шкода" успешно прошла финальная серия испытательных стрельб 420-мм гаубицы, открывшая орудию путь к принятию на вооружение. Орудие разрабатывалось для береговой обороны адриатического побережья империи.

Военные заказали восемь гаубиц, присвоив им обозначение 42 cm L/15 Küstenhaubitze (применялось также обозначение 42 cm Küstenhaubitze М 14). Всю историю этих гаубиц времен Первой мировой войны можно прочитать здесь. Примечательно, что в береговой обороне использовали только одну из них, а остальные отправились на сухопутный фронт.

Единственная стационарная установка 420-мм гаубицы. На крыше купола башни установлено зенитное орудие (Chorzępa J. Największy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1)

Это оказалось непростой задачей – ведь М 14 проектировалась как стационарная установка. Для ее перемещения требовалось 39 железнодорожных вагонов и платформ. Даже в облегченном варианте орудие весило 117 т (в боевом положении). Большая масса отдельных узлов исключала их транспортировку безрельсовым транспортом, а для монтажа орудия на позиции требовался козловый кран. Поэтому из восьми заказанных 42 cm L/15 Küstenhaubitze в мобильный вариант переделали только три. Остальные четыре ствола, предназначавшиеся для береговой батареи в Которе, использовали в новых гаубицах 42 cm Autohaubitze М 16, перевозившихся бензоэлектрическими тягачами «Даймлер» и не требовавших подъемного оборудования.


Транспортировка ствола 42-см тяжелой гаубицы при помощи бензоэлектрического самоходного генератора C-Zug и специального прицепа. Такие системы предназначались только для перевозки 38-см и 42-см тяжелых гаубиц.

Теперь орудие можно было перемещать в разобранном состоянии, в количестве шести единиц повозок, перемещаемых тяжелыми тракторами (типа M.12 или M.17). Это была версия 42 см Autohaubitze M 16. (Autohaubitze означает, что это была гаубица, перевозимая автомобилями.) В 1917 году был заказан еще один редизайн с целью уменьшения размера лафета, в результате чего орудие стало возможным перевозить всего в четырех частях. Эта версия получила название 42 см Autohaubitze M.17. Тем не менее боевой расчет для каждой гаубицы насчитывал более 200 человек. Максимальная дальность стрельбы 14,6 км. Повоевать этой гаубице так и не удалось.

После окончания Первой мировой войны сохранилось два экземпляра орудия в версии 42 см Autohaubitze M.17. Одно после венгеро-румынского конфликта в качестве трофея попало в музей в Бухаресте, а второе осталось на службе в Чехословакии, где и было захвачено Вермахтом. Немцы нашли эту гаубицу вполне пригодной для использования в качестве осадного орудия. Первоначально она проявила себя во французской компании, а затем отправилась под Севастополь.

Ниже представлена серия фотографий по военной службе 42 см Autohaubitze M.17 в Вермахте. К этим фото нужно относится внимательно, в выборку вполне могла попасть французская история 1940 года.

Крым? Думаю, что наличие елок говорит в пользу Франции


На теле орудия надпись "Der Maginot - Brecher". Дословный перевод - "Дробилка Мажино". Это постфактум надпись или учитывая домики на горизонте все-таки Франция?


Надпись "Der Maginot - Brecher" ("Дробилка Мажино") с другой стороны ствола


Монтаж орудия на позиции. Франция?


Франция?


Вот это фото точно привязано. Франция, 1940 год




Вот тут уже отчасти похоже на Крым


Еще одна позиция в каком-то карьере или за насыпью железной дороги?

Сборка или разборка?








Транспортировка


42 см Autohaubitze M.17 под Севастополем


42 см Autohaubitze M.17 ведет огонь по Севастополю


Как видим с привязкой к Севастополю большей части фотографий с 42 см Autohaubitze M.17 возникли определенные сложности, чего не скажешь о том фото, с которого все началось. Любопытно здесь две вещи. Судя по капоту на фото попали те самые бензоэлектрические самоходные генераторы C-Zug и специальные прицепы приехавшие в Севастополь почти прямиком с Первой мировой войны.


Вторая примечательная вещь - визитная карточка СОРа на дальнем плане, артиллерийский ДОТ. Но вот какой?

Про севастопольские ДОТ №№ 1 и 2 у меня были репортажи здесь. Но тот что на рассматриваемом фото с ходу привязать не получилось. Учитывая сочетание ДОТа в кадре с транспортируемой гаубицей, могу предположить, что снято это где-то в районе железнодорожной ветки на Севастополь и станции Бельбек. Если конечно гаубицу не тащили из Бахчисарая. Дуванкойский опорный пункт? Вариантов тут масса. Вполне возможно, что это уже сделавшее свое дело орудие отправляется под Ленинград.

Пока все, если кто-то поправит или дополнит буду рад.

UPD: Я оказался прав, на заднем плане ДОТ № 5 у современной автомобильной развязки Симферопольского и Качинского шоссе рядом с с.Фруктовое (Бельбек). Гаубицу волокут на станцию Бельбек или в Бахчисарай после взятия Севастополя. Получается, что ее последняя позиция была практически рядом с 30-ей батареей.


ДОТ № 5 построен в сентябре-октябре 1941 года под 100-мм орудие Б24ПЛ. В 1950-х годах перестроен под магазин, потом под музей, долгое время там была автобусная остановка. В 1980-х установлена памятная табличка, правда с неверным номером (№4). В настоящее время открытого доступа не имеет. Источник

По данным Александра Неменко артиллерией ДОТ вооружен не был. Однако в своей книге Первый штурм Севастополя, он со ссылкой на ЖБД 22 ID отмечает эпизод штурма ДОТа № 5: "22-м пионерным батальоном был захвачен ДОТ с длинноствольным 10,5 см орудием. В составе гарнизона ДОТа погибли 1 комиссар и 10 солдат".

Вот как-то так, больше добавить нечего.
Tags: Артиллерия, Береговая артиллерия, ВОВ, ДОТы, Немецкие фото, Севастополь
Subscribe

Posts from This Journal “Севастополь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments