starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Женщина, которая в Хороге Як-40 сажала

К 95-летию гражданской авиации Таджикистана.

Начну с весьма далекого контекста. Будучи за это лето четыре раза в Хороге я просто не мог не сфотографировать местный аэропорт и вот почему.
Во-первых, в этом году в Таджикистане отмечается 95 лет Гражданской авиации Таджикистана. Основные мероприятия пришлись как раз на начало сентября.
Во-вторых, аэропорт Хорога является одним из самых высокогорных аэропортов мира и расположен на высоте 2080 метров. Являясь главным и самым крупным аэропортом на территории Горно-Бадахшанской области Таджикистана, аэропорт расположен прямо в черте города Хорог, вблизи берега реки Пяндж, являющейся трансграничной рекой между Таджикистаном и Афганистаном.


Белка рядом со зданием аэропорта на въезде в Хорог. Горы справа - Афганистан. Пяндж с этого ракурса не просматривается.

Аэропорт построен в советские годы. Имеет одну асфальтированную взлётно-посадочную полосу длиной 1840 метров, проходящую практически по пляжу правого берега реки Пяндж.
В настоящее время аэропорт обслуживает вертолёты, как гражданские, так и грузовые и военные. Аэропорт имеет единственное нерегулярное пассажирское воздушное сообщение через самолёт с международным аэропортом Душанбе. Аэропорт также имеет воздушное сообщение через вертолёт с некоторыми малыми аэродромами ГБАО и остальной страны.

В прошлом аэропорт принимал военно-транспортные самолеты и гражданские: Як-40, Ан-2 и Ан-28. Сейчас рядом с ВПП в основном пасутся коровы, взлетающих и садящихся вертолетов я не видел, кроме вертолета сына Ага-Хана.
Трагической страницей в истории аэропорта стала дата 28 августа 1993 года. Тогда Як-40 компании Точикистон потерпел при взлете катастрофу. Погибло 82 человека, выжило четверо.


Афганистан начинается прямо за аэродромным хозяйством на другом берегу Пянджа

И еще один не мало важный момент в истории аэропорта. Именно сюда сажала свой Як-40 в 70-е годы прошлого века моя землячка, командир воздушного судна, Галина Олеговна Смагина. Ниже привожу небольшой отрывок о ее таджикском периоде биографии из документальной повести моего отца Старкова Евгения Ивановича "Жизнь на крыльях" (2017 год) о почётном гражданине города Перми, лётчике первого класса Галине Смагиной. Будучи в Хороге по одной этой книге я подарил в областную взрослую и детские библиотеки. В интернете эта книга никак не представлена, если зайдет хорошо, буду публиковать отрывки.

****************

В аэропорту Душанбе она увидела очень симпатичные самолёты Як-40. Что-то ёкнуло в её груди. Конечно Як-40 не истребитель. На нём не сделаешь петлю Нестерова, но он чем-то был ближе к простым людям, и Галина влюбилась в этот компактный самолётик с первого взгляда. У Альбины с мужем была предварительная договорённость насчёт работы с начальством аэропорта Душанбе, а Галина Смагина высказала своё желание. Конечно, над её просьбой сначала посмеялись, но когда узнали, что она налетала на Мигах тысячу часов, сказали: – « Если Москва даст добро, мы возражать не будем».


Смагина Галина Олеговна - командир Як-40. Фото из личного архива Галины Смагиной

Смагина помчалась в Москву. Позже она сама удивлялась, как ей удалось попасть на приём к министру гражданской авиации. Её задор, настойчивость и тысяча налёта на Мигах сделали своё дело, и она тут же была направлена в Кировоград, где проходило переобучение пилотов на Як- 40. Галина с радостью отдалась новым занятиям. Но вот подошёл к концу её длительный отпуск. Отпросившись у начальства курсов, она полетела в Калугу на прежнее место работы. Там поразились её решению.

Репортаж полностью читайте на моем канале в Дзене
Tags: Авиация, Памир, Таджикистан
Subscribe

Posts from This Journal “Памир” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments