starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Печальный конец двух товарищей по несчастью

Она не утонула...

Богатой на флотские события выдалась вторая неделя декабря этого года. Сначала горит первый и последний авианосец независимой России "Адмирал Кузнецов", за год до этого пытавшийся утонуть вместе с плавдоком ПД-50 в Росляково. И если к удушливому дыму Отечества "Адмирала Кузнецова" мы уже привыкли, то попытка занырнуть вместе с плавдоком это было что-то новенькое в истории российского флота. Авианосец тогда остался на плаву, но получил сильный удар рухнувшим краном и многочисленный повреждения. И вот подобный трюк был проделан второй раз уже в Южной бухте Севастополя при помощи плавдока ПД-16 и дизельной подводной лодки Б-380.

Всплывшая на боку подводная лодка Б-380 внутри затонувшего плавдока ПД-16


Что любопытно, российские СМИ с утра налегали на то, что плавдок списанный и затонул он со списанной подводной лодкой (интересно, что списанное на списанном делает?), но к утру все информагенства мира облетела радостная скрепная новость - лодка не утонула, а успешно всплыла, вероятно пытаясь показать потенциальному противнику, что у нас даже списанные подводные лодки утопить не так то просто.
Как лодка всплыла мы видим на свежих фотографиях из Севастополя с форума sevastopol.info

Лодки и доки в военной гавани тонут, зато океанские яхты небедных людей у причальной стенки Морзавода радуют глаз


Жалко и док и лодку, теперь им прямая дорога на разделку в Инкерман, а ведь еще совсем недавно неоднократно делались попытки восстановить Б-380. Оба корабля с историей и могли если не продолжать служить, то стать музейными экспонатами. Тут самое время рассказать историю этих кораблей, а она весьма достойна.

Большой плавучий док "СПД-16" был заложен 05.05.1938 г. на Николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара, спущен на воду 14.11.1939 г. Достройка производилась на плаву у стенки завода. Конструктивно представляет из себя металлический плавучий док понтонного типа, оснащенный двумя портальными кранами. Его основное предназначение - доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения с водоизмещением до 5000 тонн. Длина - 113 м (стапель-палуба), ширина - 22,5 м. Экипаж: 18 чел.
С началом Великой Отечественной Войны достроечные работы на нем проводятся в ускоренном темпе. 22.07.1941 г. Государственная комиссия подписывает приёмный акт, и на доке был поднят Флаг вспомогательного флота ВМФ.
23.07.1941г. плавдок под буксирами начинает переход в Главную базу ЧФ. 26.07.1941 г. плавдок прибывает в прифронтовой город Севастополь и становится на котлован в Южной бухте.
В ноябре 1941 г., было принято решение отбуксировать его к берегам Кавказа в порт Поти. На стапель-палубу дока было погружено ремонтное оборудование и материалы Севморзавода и Судоремонтного завода №13, в каютах и других помещениях дока вместе с командой разместились командование, инженеры и рабочие, их семьи.
09.11.1941 года конвой в составе двух эскадренных миноносцев "Смышленый" и "Бойкий", танкера "Эмба", буксиров "СП-5", "СП-15", "СП-16" и плавучего дока "СПД-16" под командованием А.Н. Секирко вышел из Севастополя. Плавание конвоя в связи с разыгравшейся непогодой длилось целую неделю, за время которого корабли неоднократно подвергались атакам с воздуха. Во время одной из таких атак зенитным огнем пулеметов ДШК с плавдока был сбит немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111". Это абсолютно уникальный случай в военно-морской истории!
С 19.08.1941 г. по 07.04.1944 г. "СПД-16" были проведены доковые ремонты на 189 боевых кораблях, подводных лодках и вспомогательных судах, в том числе: 53 подводным лодкам, 13 эсминцам, 37 вспомогательным судам и двум крейсерам. Так же этот плавдок участвовал в сложнейшей операции по соединению кормы от крейсера "Фрунзе" к его однотипному проекту - крейсеру "Молотов". Было применено неполное докование, а доковая масса крейсера составила 8000 т. Корпус «Фрунзе» 3 декабря был частично заведен в док, где от него отрезали кормовую оконечность по 230-й шпангоут. затем по аналогичному принципу в док был заведен крейсер "Молотов" с обрезанной кормой и корма от "Фрунзе" несмотря на различие в размерах встала на новое место.


Восстановительный ремонт крейсера "Молотов". Источник фото


По окончанию войны было принято решение о возвращении плавдока ПД-16 опять в Севастополь. Но при переводе 17.07.1945 г. в районе Новороссийска док снова попадает в жестокий шторм, и его выбрасывает на мель. Было повреждено днище, погнуты корпусные конструкции балластных отсеков и промежуточный вал главного водяного насоса ДП-40. Восстановительные работы продлились до 10.08.1945 г. Наконец 10.09.1945 г. плавдок приходит в Севастополь. Он был раскреплен на штатную стоянку в Южной бухте у причала №69, где и утонул прошлой ночью. За время своего существования "ПД-16" произвел ремонт около 3000 кораблей и вспомогательных судов. В ходе раздела Черноморского флота 1997 г., плавдок "ПД-16" отошел российской стороне. Источник



Теперь перейдем к рассказу о товарище по несчастью.

Плавучий док "ПД-16" затонул на своём штатном месте в Южной бухте Севастополя вместе с находившейся в нём подводной лодкой "Б-380", которая при затоплении потеряла остойчивость и, подсплыв, легла на на левый борт, упершись своей рубкой в борт плавдока. Что мы и видим на фото. Лодка Б-380 не простая и тоже может быть отнесена к легендам флота.
Развитие и совершенствование дизель-электрических подводных лодок в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ века шло не только по пути создания новых проектов, но и модернизации созданных ранее и хорошо зарекомендовавших в процессе эксплуатации. Примером такой модификации может быть проект большой дизель-электрической подводной лодки, разработанный на базе ранее построенных лодок этого типа пр.641.


Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года


Модификация заключалась в повышении боевой эффективности корабля за счет установки нового радиотехнического вооружения, увеличения боезапаса торпедного и минного оружия, а также повышения уровня автоматизации управления боевыми техническими средствами. Подводная лодка пр.641Б была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" и представляла третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок.
Подводная лодка пр.641Б была признана отечественными специалистами самой малошумной по тому времени.

Энергетическая установка на новом корабле осталась прежней: три двигателя мощностью по 1900 л.с., один гребной электродвигатель мощностью 2700 л.с., два гребных электродвигателя мощностью 1350 л.с. и один двигатель экономического хода мощностью 140 л.с. Что касается аккумуляторных батарей, размещенных в четырех группах, то на пр.641Б они были заменены на более совершенные.

Дальность плавания: 450 миль в подводном положении, 14000 миль в надводном положении (РДП).
Вооружение: 6 533-мм носовых торпедных аппаратов, 24 торпеды.
Глубина погружения: рабочая 240 м.
Экипаж: 78 чел.

Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года


Подводная лодка "Б-380" была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 15.10.1981 г. (заводской №133), спущена на воду 08.1982 г. и 30 декабря 1982 года вступила в строй, явившись последней серийной подлодкой проекта 641Б. При введении в состав Черноморского флота получила наименование - "Горьковский комсомолец". Входила в состав 153 БрПЛ 14 ДиПЛ КЧФ, с базированием на Южную бухту г. Севастополя.
В 1984 году на Черном море дважды несла боевый службы.15.02.1992 г. подлодка была обратно переименована в "Б-380".

В 1992 г. была поставлена на ремонт в Севастополе, по причине прекращения финансирования затянувшегося более чем на полтора десятилетия. В связи с этим фактический личный состав лодки был сокращен до минимума. В 2000 г. Правительство России приняло решение о восстановлении ПЛ. Вновь пошло полноценное финансирование не просто ремонта, но уже и модернизации этой субмарины, проводимое ООО "Лазаревское адмиралтейство" (г. Севастополь). С 01.03.2004 г. на лодке вновь был введен полный штат личного состава. По планам командования флота подлодка должна была пройти капитальный ремонт с модернизацией в Севастополе, при этом планируемый выход из ремонта был обозначен на осень 2008 г. Однако после постановки подлодки в док в 2005 г. и начале работ по ремонту и модернизации эти планы поменялись, и работы были приостановлены на неопределенное время. Источник


Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года


Длительное время подлодка "Б-380" находилась в плавучем доке "ПД-16" в Южной бухте Севастополя, ожидая решения по своей дальнейшей судьбе. Неоднократно в открытых источниках мелькала информация то о выделении средств на ремонт и модернизацию, то объявлялись тендеры на утилизацию и вот такой печальный финал в карьере. Причем как у плавдока так и у лодки это была родная гавань.

Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380. Фото 10 января 2008 года. На лодке практически ничего не изменилось, кроме появившегося брезента на тепляке и люков на палубе. Источник фото


То что внутри Б-380 в репортаже Ланы Сатор

Эх, служили два товарища...

Дзен-вариант читайте на моем канале здесь...
Tags: ВМФ, Крым, Происшествия, Севастополь
Subscribe

Posts from This Journal “Севастополь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments