starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Здесь обслуживались тепловозы ядерных поездов номер "ноль"

И вновь на День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправимся в Пункт постоянной дисловкации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной Тарнопольско-Берлинской ракетной дивизии (в/ч 54090). Дивизия дислоцировалась в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года. В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми. Все попытки возродить БЖРК под брендом "Баргузин" начиная с 2009 года не увенчались успехом и в 2017 году было окончательно объявлено о приостановлении работ над темой. Вам это ничего не напоминает в истории с чудо-оружием наших дней? Подождем еще 5-8 лет и с удивлением узнаем, что все путинские ракеты с ядерными прямоточниками и хваленые "Цирконы" ничего кроме пустой траты денег государству не принесли. Но вернемся к нашим баранам.



Пункт постоянной дисловкации представляет собой огромную территорию с железнодорожными путями и различными техническими зданиями где жили, трудились и обслуживались ракетные поезда. Сердцем и артериями этой территории были не два самых крупных и интересных здания, где проводились регламентные работы на вооружении - ракетных комплексах 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) - туда мы еще попадем в следующих репортажах, а неприметная станция "Лесная", обеспечивающая как передвижение поездов по территории, так и обслуживание подвижного состава.

Репортаж о станционном здании, его еще называют постом электрической централизации, т.к. из него осуществлялось централизованное управление движением поездов, у меня уже был ранее. Еще в одном репортаже я затронул пристанционные технические сооружения, в том числе и "водонапорную башню", которая на поверку оказалась башней для сушки и подачи песка в тепловозы. Тем не менее, несмотря на такой прозаический функционал и она имела на свой макушке огневую точку. Обратите внимание, видите слева большое серое двухэтажное здание? Сегодня нам туда. Именно здесь осуществлялось техническое обслуживание и ремонт локомотивов.



Вот так выглядит тепловозоремонтное депо с высоты башни. К основному объему корпуса, принимающего вовнутрь себя тепловозы, с обоих сторон пристроены крылья с производственными помещениями, в некоторых местах в два этажа.


Северо-западный фасад тепловозоремонтного депо в более благостное время года


Вот по этому пути мы пришли сюда со стороны станционного здания. Чисто теоретически можно было и проехать, но обилие острых железячек и многочисленные канавы от выкопанных кабелей заставили нас бросить машину на перезде у станции.


Фрагмент фасада. Обратите внимание на будку часового на крыше. Это особенность всех сооружений, связанных с РВСН


Металлические створки ворот, через которые въезжали в здание тепловозы дополнительно к петлям укреплены цепями. После попытки сковырнуть ворота они на них и повисли.


Сейчас мне эти ворота кажутся узковатыми, но именно через них проходили железнодорожные пути. Одна пара с этого фасада и две пары с противоположного торца здания


Обходим корпус с востока мимо двухэтажного крыла и устремляемся к юго-восточному фасаду


Здесь хорошо видно, что у двух основных въездов в депо возведено по "курятнику"


Путевое хозяйство еще прослеживается, но уже полностью утратило рельсы


Вход в здание депо для обслуживающего персонала


Проникаем вовнутрь и начинаем осматриваться


Не забываем и отселвится в огромных воротах депо


Внутренне пространство потрясает своими размерами и сохранившимися деталями интерьера. Здесь можно найти не только катушки с проводами, то и еще целые верстаки, правда уже без инструментов. В центральной части главного зала, через который проходит четыре нитки железнодорожных путей, возвышается какая-то куча железа


Рельсы над смотровыми ямами срезаны




А сами ямы заполнены водой


Интересный шильдик валяется под ногами - привет с братской Западной Украины. От чего сия железячка? Ведь во Львове производства тепловозов никогда не было, а был только Львовский локомотиворемонтный завод? Что они могли производить к ядерным поездам?


Какая-то непонятная железяка явно иноплонетного происхождения в смотровой яме. Приемник для слива отработанного масла? Или устройство для подачи пара?


Постепенно пробвигаемся в центральную часть цеха. Здесь насыпаны горы накладок для крепления рельсов, различных скоб и костылей. Сразу приходит понимание, что это остатки разобранных путей. Интересно, почему их сразу не сдали в металлолом, а складировали здесь?






Как потом мы узнали это вполне действующий производственный участок по обновлению железнодорожных железяк и их поставке РЖД. Такая своеобразная железнодорожная разборка. Стоят б/у накладки намного дешевле новых, а послужить еще могут. Все лучше чем тупо сдавать в металлолом.




Попутно заглядываем в боковые помещения. К сожалению, у нас практически не остается времени на их детальный осмотр. Наверняка, если бы мы по ним пробежались, то нашли бы еще много чего интересного. А пока только одно фото. Кругом запустение и безнадега. так наверное сейчас выглядят цеха закрытого завода им. Шпагина в Перми, перед приходом эффективных менеджеров.


Выходим в противоположный конец депо, оборачиваемся и вновь обозреваем хозяйство. Здесь смотровые ямы значительно расширяются и путь локомотивов проходил по уже срезанным эстакадам. Для чего это было сделано? Вероятно, здесь в ямах были установлены какие-то контрольно-испытательные стенды.



Рядом с одной из заполненных водой ям отсыпанный песок и щебень. Что-то собрались бетонировать?




Увлекшись, опять вспоминаем о времени и вновь пройдя через все здание депо попадаем к воротам через которые мы сюда проникли. Видите вдалеке еще одно здание? Нам туда, надо успевать, пока не село солнце


Делаем еще один кадр юго-восточного против падающего за горизонт солнца


По шпалам быстрым шагом идем к следующему зданию и чуть недоходя до него оборачиваемся на наше тепловозоремонтное депо


Фотографии мои и Дмитрия Шелехова

Предыдущие части:
1. Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2. ДОТ на башне
3. Военный городок ТРБ 52-ой РД
4. Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД

Репортаж на моем канале Дзен здесь... Подписывайтесь.

Tags: 52 РД, ДОТы, Ж/д, Пермский край, РВСН, Холодная война
Subscribe

Posts from This Journal “52 РД” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments