starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Отъезд из Душанбе, принцесса Саразма и спящий Будда

Продолжим рассказ о приключения в Таджикистане русской девушки Алены или Сары-Кыз, как звали ее местные жители. В этой главе моего рассказа вы найдете не только фото из окна машины улиц столицы Таджикистана пополам с сокровищами Музея Древностей, но и дельные советы для тех путешественников, кто подобно нам окажется в Душанбе.



Второй день в Душанбе был насыщен чуть более чем первый. Утро 5 июля 2019 года мы встретили в уютном номере хостела "Hello, Dushanbe!" и спустились вниз на завтрак. По местной традиции в большинстве случаев завтраки входят в стоимость номера не только гостиницы, но и хостела.

За завтраком мы оказались первыми и уже когда практически закончили примем пищи к нам присоединилась компания итальянце, собирающихся в пешее путешествие по Фанским горам. Что у них своих Альп нет? Цель достичь Фанских гор у нас совпадала, только мы выбрали разные способы передвижения и время старта.



Не помню, на сколько был сытный завтрак. Ориентироваться по тому, что лежит на столе перед итальянкой не стоит, кажется она была на диете. Яблоко и кусок какого-то рулетика ранним утром это как-то не серьезно даже в жару.




Собираем вещи и начинаем таскать их в машину. Нас вышел проводить администратор хостела Али, с которым Алена успела подружиться.


Уже практически на выходе вновь пересекаемся с итальянкой, спросившей у нас на счет аптеки и магазинов. Рабочий язык персонала здесь английский, т.к. большинство постояльцев иностранцы. На втором месте как средство коммуникации идет русский язык.


Все, загрузились. Можно ехать, но кажется кто-то занял мое место. Нет, нет, только не по городу!


Ну вот так норм. Кстати, история с роскошными рогами самого крупного архара - овцы Марко Поло, или овцы Аммона Ра (так по латыни), была в подробностях изложена вот в этом репортаже.

Ну как, похожу я на древнегипетское божество в таком прикиде?
20190705_103704-1.jpg



День выстраивался по принципу автогенеза. Было две версии. 1. Уехать после обеда и успеть достичь Искандеркуля до темноты. 2. Остаться в Душанбе еще на одну ночь, если получится договориться на еще один ночлег. У второй версии были свои преимущества. ведь мы так мало погуляли по городу и по его музеям. Однако, и наше время не было безграничным и впереди нас ждали не только прохладные горы с заснеженными вершинами, но и жаркое пекло среднеазиатских пустынь, которые надо успеть проскочить до пиковых температур. В последствии выяснилось, что торопились мы зря. все-равно попали в самое пекло до + 50 градусов выше нуля и это уже на Мангышлаке!

А пока небольшая остановка и переговоры с еще одной гостиницей. Сидеть на кортах под стенкой несколько прохладней чем в машине. Три вялых попытки найти гостиницу в микрорайоне Чехов не увенчались успехом. Бросаемся колесить по центральной части города доделывая мелкие дела.


Едем по улице Шотемур в местный магаз типа "Экспедиция" за колониальной панамой и по пути фотографируем из машины гигантский флаг Республики Таджикистан. Он впечатляет еще больше чем Герб, про который я рассказывал в прошлой части. Флаг грандиозен! Это надо видеть как он медленно, с достоинством и даже на слабом на ветру играет складками.

Государственный Флаг Республики Таджикистан представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос: верхней — красной, средней — белой и нижней — зелёной в соотношении между собой по ширине как 2:3:2. В центре флага изображена золотая стилизованная корона с полукругом из семи пятиконечных звёзд над ней.



При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.
В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.
Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом: военная знать — красный цвет, духовенство — белый, свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев)  — зелёный.
На Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.
Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана, что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов.

65-метровый флагшток установлен около Дворца нации. Ширина самого флага составляет 30 метров, его длина – 60 метров, вес около 700 кг.
Установкой самого высокого в мире флагштока занимались специалисты международной компании Trident Support - единственной в мире компании, которая имеет опыт в строительстве рекордно высоких флагштоков.
Строительство флагштока началось 24 ноября 2010 года, который отмечается как День таджикского флага.
В начале сентября 2011 года Таджикистан сделал свой вклад в Книгу рекордов Гиннеса. На торжественной церемонии в Душанбе, посвящённой 20-летию независимости Таджикистана, государственный флаг был вознесён на самый высокий в мире флагшток высотой 165 метров (предыдущий рекорд высотой 162 м принадлежал Азербайджану). На сегодняшний день это второй по высоте флагшток.Первенство сейчас принадлежит Саудовской Аравии. Источник




Добираемся до высотного здания по адресу улица Фотех Ниёзи, дом между 34 и 36, но почему-то он носит номер 3/1 (не далеко от ЦУМа). Там в подвале есть нужный нам магазинчик типа "Экспедиция" где продают всякий модный туристический инвентарь начиная от одежды и заканчивая спальниками и палатками. Продают правда задорого.
Собственно этот магазинчик я нашел месяцем ранее, когда мне был нужен газ, но он там тоже редок и дорог. В итоге мы получили желаемую колониальную панаму и прошареный компактный пуховой спальник до -5 градусов Цельсия для Сары-Кыз. Бонусом для магазина приобрели модные шорты для меня за какие-то немыслимые даже для Таджикистана деньги, ибо я к тому времени уже пообносился. Еще люди говорят, что можно купить газ и всякие турпринадлежности в более простом магазе где-то рядом с железнодорожным вокзалом, но я там не был. Больше купить панаму, газ и спальник в Душанбе не где. Шорты наверное где-то можно, но не знаю где.

Индикатором для места нашей покупки служит вот такой Халк на фасаде соседнего здания под номером 36.


На следующем фото на мне как раз надеты только что купленные модные шорты. Как можно заметить, в новых шортах я еду довольный собой. Это ощущение улетучилось примерно через неделю когда ткань на заднем месте по карманным швам стала расползаться... Не помог даже ремонт в гостинице Жанаозена на Мангышлаке. И только дома мне прострочили шорты по новой с тесьмой от кевларовых бронежилетов. Не знаю, на сколько теперь хватит, пока не сезон.

Каким-то непостижимым образом, по пути на АЗС "Газпромнефть" ради того, чтобы впихнуть под завязку еще 8 литров 95-го бензина по 53,27 руб. за литр (от жадности или в понимании того, что это последняя возможность залиться нормальным топливом до Казахстана) оказываемся у памятника Исмаилу Самони и здания Национальной библиотеки за ним. Прости, Исмаил, но у нас только такой кадр с твоим памятником, несмотря на то что и гуляли ночью рядом и не по одному разу на дню проезжали мимо. Зато будет много фото мавзолея Саманидов в Бухаре. Как знать, может быть и ты там когда-то обрел свой покой.


После АЗС ищем Dior Hotel в привокзальном районе где нам пообещали ночлег, но почему-то попадаем на территорию КВД, чертов Maps.me... Отзваниваемся и понимаем, что нам ехать на другой конец города с неясным результатом. Бросаем это дело и отправляемся в "Голубой экран" на улицу Айни, 9. Нет это не то, что вы подумали, это - лучшее во всем Таджикистане телеателье где чинят практически все, даже ламповые черно-белые телевизоры, и за смешные деньги. Сюда мне порекомендовали обратиться за сотни километров от Душанбе в Хороге, где я так и не смог починить сгоревший еще на Памире автомобильный инвертор на 220 В. Для тех кто в Душанбе столкнется с проблемой в электрике отчаянно рекомендую.

Получаем инвертор и практически сразу звонок от нашего доброго визави Бахриддина, он обедает в соседнем квартале, а уехать не попрощавшись было бы не верно. Бахриддин знает практически все о Таджикистане и Памире, а главное знает как решить многие проблемы, возникающие у путешественников. Вот его профиль в FB - обращайтесь, всегда поможет, свободно говорит на русском и английском и еще на многих языках.
Обедаем вместе в кафе "Париж" на 1-ом проезде ул. Бофанда подкупающем своими ценами, а потом едем в офис Бахриддина. Пьем кофе, обмениваемся впечатлениями о моем посещении Памира и у карты обсуждаем дальнейший маршрут.
Как из Душанбе попасть в Самарканд?


Прощаемся. Все дела сделаны, пора выдвигаться на трассу курсом на Искандеркуль, но решаем в успеть посетить Национальный музей древностей Таджикистана. Я там был месяц назад, а моя спутница нет.
Едем в музей, благо он рядом, а с нами у лобового стекла - верблюд, подарок Алене от Бахриддина.


Цикл репортажей о музее у меня будет отдельно, уж больно много вкусных вещей там я встретил. Здесь же передаю слово Алене и ее камере, она выхватила из экспозиции именно то, что ее больше всего поразило и по некоторым моментам наши фоторепортажи не пересекаются.
Музей расположен рядом с Институтом археологии и этнографии Республики Таджикистан в здании с классическим фронтоном античного храма. Дату постройки здания я не нашел, но поставил бы на 50-е годы. Обратите внимание на национальную специфику в колоннах портала.



Музей был создан в 1934 году на основе Выставки достижений народного хозяйства и экспедиционных исследований Таджикской базы Академии наук СССР. Тогда в музее насчитывалось всего 530 экспонатов. C течением времени коллекция музея пополнялась археологическими и этнографическими находками, включающими в себя: керамику, металл, оружие, ювелирные украшения, нумизматику, рукописи, скульптуру, предметы быта, вышивки, памятниками изобразительного искусства и культуры народов Таджикистана. В музее был создан отдел нумизматики, где собраны единичные и случайные находки монет различных периодов истории края.
Наиболее широко в фондах музея представлены коллекции бытовой посуды — чаши, кувшины, сосуды различных форм, ювелирные украшения из стекла, камня, фрагменты оружия.
Коллекция музея пополнялась и предметами материальной культуры, особенно образцами декоративного искусства средневековой архитектуры края, где особое место принадлежит искусству резьбы по дереву, ганчу (среднеазиатское азиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину. Используется как штукатурка, основа для резного декора, материал для скульптуры) и настенные росписи.

Вначале вся коллекция музея располагалась в тесных комнатах и подвалах (хранилище) Института истории Академии наук Таджикской ССР. После приобретения независимости Республики Таджикистан, различные неправительственные организации и посольства зарубежных стран начали выделять гранты для оснащения музея.
4 апреля 1996 года музей был переименован в Национальный музей древностей Таджикистана при Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана, открытие которого состоялось в 2001 году.
Источник


Интересно, что весь забор Музея Древностей увешан примерно двумя десятками плакатов с информацией о наиболее туристически привлекательных археологических объектах Таджикистана. Это сильно побуждает ких посещению. К сожалению, я побывал только на малой части из них в памирской части Таджикистана, но два базовых памятника археологии долины реки Зеравшан были у нас в планах на ближайшие дни.

Это поселение эпохи палеометалла (энеолит- ранний бронзовый век) Саразм у границы Таджикистана и Узбекистана, являющееся ровесником колыбели цивилизации - древнего Шумера, откуда, как всем известно, произошли украинцы. Уж не через Саразм ли они шли с берегов Персидского залива в свое Триполье? А что? Жилища вполне походят, тоже из дерьма и палок построены.


И древний согдийский ранне-средневековый город Пенджикент чуть выше по течению Зеравшана. На фото старый вид с шахристана на цитадель и дворец в процессе или сразу после раскопок. Сейчас все выглядит сильно хужее.


Я не планировал идти второй раз в музей, а хотел посидеть в машине и залить что-нибудь в Инсту, пока есть Инет. Но проводив девушку до музея решил не оставлять ее одну. Однако вот незадача. Фотокамера и даже телефон в машине и я остался без всего...Так что эта серия "Сводите девушку в музей" в музее Древностей будет без фото главной героини и только с ее телефона.

Алексей объясняет мне про лопаточки для торта, которые оказались вовсе и не лопаточки, а бронзовые ножи, кинжалы и наконечники копий III тыс. до нашей эры из раскопок поселения Саразм. Поселение внесено в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.С конца IV тыс. до н. э. Саразм был одним из крупнейших центров древней металлургии.


А это Принцесса Саразма - одна из жемчужин коллекции Музея Древностей. На месте ее захоронения мы потом побываем.


К самому раннему периоду существования энеолитического поселения Саразм (ср. IV тыс. до н.э.) относится могильник с 5-ю погребенными, заключенный в круглую ограду. Особенно интересно центральное погребение, известное под названием «Принцесса Саразма». С ней захоронены мужчина и подросток. Женщина была похоронена в одежде, богато расшитой бусами из бирюзы, лазурита, сердолика, яшмы и известняка. Головной убор был украшен серебряными бусами, а волосы (возможно и косы) были вплетены низки из 49 золотых бус.



На руках одеты по «массивному браслету», сделанного из панциря морских раковин. Кроме этого, в состав предметов, сопровождающих эту знатную особу, входили: бронзовое зеркало с ручкой, костяное шило, пять каменных наверший булавок и две глиняные статуэтки. Возможно, в период возникновения поселения Саразм, женщины играли важную роль в жизни общины. Источник



Жуткое получилось фото красавицы пяти с половиной тысяч лет от роду. Бедная девочка...


Сакский курганный могильник Тегерман-Су I VI в. до н.э. расположен на Памире в бассейне реки Аксу (приток реки Мургаб) в районе населенного пункта Кызыл-Рабат у самой китайской границы. Удивительно, но здесь на высоте 4 тыс. метров в зоне холодных высокогорных пустынь по долинам водотоков находятся сотни сакских курганов. Рядом с некоторыми из них я даже проезжал, но не было времени искать. В середине первого тысячелетия до нашей эры климат здесь был более мягким и в бесплодных ныне долинах произрастала степная растительность, благоприятная для кочевого скотоводства. Надо же куда саки забрались!

Бронзовая сакская бляшка с с традиционным для скифо-сибирского стиля, но сильно стилизованным,  изображением борьбы лошади и хищной птицы из кургана № 7 могильника Тегерман-Су I VI в. до н.э.


Вот такой там ландшафт на высоте 4 тыс. метров в районе озера Зорколь. Курганов не видно - они маленькие. Репортаж о ночлеге в этом месте здесь.


До прихода арабов наиболее распространенными религиями на территории Таджикистана был и зороастризм и буддизм мирно уживавшиеся рядом. Очень интересные находки были сделаны на территории древнего Согда в самом центре (по другим данным в верховьях, между Айни и Такфоном) Зерафшанской долины на горе Кухи Сурх. В пещере нашли деревянную статую мужчины, его миниатюрную кольчугу, остатки деревянных ножен для меча и кинжала, обувь, часть короны, много предметов культового характера. Несмотря на преобладающее положение зороастризма во многих районах, по-прежнему, царило многобожье и вера в древнейшие культы. Находка идола в пещере Кухи Сурх тому подтверждение. Найти эту пещеру нам было практически не реально, но вот посмотреть на идола древнего божества Мехра-Ахуро, лишенного иммущества в витрине музея можно.

Деревянный идол божества Мехра-Ахуро с Красной горы (Кухи Сурх). VI в. н.э.


Деревянный идол божества Мехра-Ахуро с Красной горы (Кухи Сурх). VI в. н.э.


Буддисты многих стран мира совершают паломничество к одной из самых ярких достопримечательностей Музея – к «Будде в нирване». Почти 13-метровой статуя из глины, весом в 6 тонн, считается на сегодняшний день самым крупным древним памятником Буддизма в Центральной Азии (после уничтожения в 2001 году талибами двух гигантских статуй Будды в Бамианской долине).
Статуя была обнаружена при раскопках буддийского монастыря Аджина-Тепа  (переводится как "холм где живут Джины, понятно теперь откуда этот образ?) VII-VIII вв. н.э. в 12 км к востоку от г. Бохтар (бывш. Курган-Тюбе). В восточной части коридора, в храмовой половине, на плоском низком постаменте, находилась гигантская фигура лежащего Будды в Нирване, в традиционной позе «Спящего льва», одетого в красный самгати (длина фигуры 12,85 м). Статуя была найдена археологом Борисом Литвинским в 1964-1968 годах.



Монастырь Аджина-Тепа пострадал во время арабского завоевания, статуя Будды была сильно изуродована - разбито лицо и часть груди. Бригада реставраторов из Эрмитажа собрала и перевезла в Душанбе 43 части и фрагмента глиняного гиганта. Более 20 лет они хранились в ящиках реставрационной мастерской Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана. За это время удалось отреставрировать только голову и руку статуи, так как малые размеры лаборатории не позволяли собрать вместе даже часть гигантского Будды.

Аджина-тепе. Графическая реконструкция помещений № 22-23 в юго-восточной части комплекса. Источник: Мунамар Мамадназаров. Памятники зодчества Таджикистана.Москва, 2015



Возможность полного восстановления появилась у реставраторов только тогда, когда был построен Национальный музей древностей, где для "Будды в нирване" выделили самый большой зал. В начале 2001 года США выделили на реставрацию глиняного божества 30 тысяч долларов, чуть позднее правительство Японии выдало музею грант в 260 тысяч долларов.
Для окончательного восстановления Будды на помощь таджикским коллегам пришли реставраторы из Эрмитажа, под руководством Веры Фоминых.




Восстановление гигантской статуи длилось два года (2000-2001). Самая крупная в мире глиняная статуя Будды предстала перед посетителями Музея древностей 9 сентября 2000 года, в день 10-летия независимости Таджикистана. Теперь осмотр "Будды в нирване" входит в программу визитов всех глав государств и правительств, глав авторитетных международных организаций, ученых и деятелей культуры, посещающих Таджикистан. Загадочная улыбка Будды манит к себе посетителей разных религий и разных возрастов. Источник.

Пяточки Будды в Нирване


Тему буддизма дополняют материалы с городища Калаи Кафирниган. Городище расположено в среднем течении реки Кафарниган, в 80 километрах к юго-западу от Душанбе, на окраине кишлака Эсамбай, имеет двухчастную структуру и было обнесено стеной с 12 башнями. Первые раскопки здесь проводились еще в 1970-е годы.
Поселение существовало на протяжении трёх периодов: эллинистического, кушанского и раннесредневекового. Основные раскопки проводились в южной части шахристана и вскрыли сооружения верхнего яруса. В юго-западном углу городища был изучен буддийский храм оригинальной архитектуры. Не исключено, что в его основе был зороастрийский храм огня. В центре квадратного святилища (4,69х4,95м) располагался большой фигурный постамент с выступами для стоящих скульптурных фигур.

Объект V. Помещение 2. Звёздчатый постамент. (рисунок Т.Удыма)


В нише одной из стен находилась скульптура сидящего Будды. В коридоре был также поставлен постамент с фигурой сидящего Будды. Стены коридора и свод были покрыты живописью. Сохранился большой участок двухярусной живописи: в верхнем ряду – сидящий Будда, по сторонам которого две стоящие фигуры, в нижнем – двигающаяся вправо ритуальная процессия.

Глиняная голова Будды VII-VIII вв. н.э. из раскопок городища Калаи-Кафирниган


Хулбук — археологический комплекс в кишлаке Мехробод Восейского района Хатлонская области. Представляет собой средневековую крепость, дворец правителя и фрагменты древнего городища. В 1999 году был включён в список кандидатов в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 1383. Я посетил этот объект по дороге на Памир и он оставил меня  легком недоумении, прежде всего своими масштабными строительными работами по превращению древних руин в туристическую достопримечательность. Но об этом будет отдельный репортаж, а пока перейдем к находкам.

Хулбук был частью древнего города Хишттепа и центром региона Хуттал в IX—XII веках в составе Газневидского государства.
Газневи́дское государство — государство с центром в афганском городе Газни, образованное тюркским полководцем Алп-Текин в 977 году в результате отделения от государства Саманидов. В 1186 году государство было поглощено султанатом Гуридов.
Общая площадь городища — около 70 га, но большая часть занята современными постройками. Сохранились цитадель, дворец и руины некоторых древних сооружений. В настоящее время древний комплекс является историческим музеем-заповедником «Халбук», занимающим 16 га. В 2006 году «Халбук» открылся для посетителей после основательной реконструкции.


Этот полый сосуд ввиде льва использовался для сжигания ароматных трав во дворце Шаха в 9 в. н.э., на его поверхности написано арабское изречение из Корана. находка вполне может стать логотипом Хулбука


Цитадель, облицованная обожженным кирпичем, имеет форму прямоугольника 50×150 м и состоит из двух частей. Южная (50х50 м) обнесена 15-метровыми стенами, северная — больше по площади, но стены её ниже — 10 м. Дворец правителя расположен внутри цитадели. В некоторых источниках вся цитадель считается дворцом с двумя строительными горизонтами. Интересно, что во дворце найдены фрагменты настенной живописи несколько противоречащей нормам ислама. Раскопки проводились в 1953—1954 гг. (Е. Давидович, Б. Литвинский), в 1957—1964 гг. (Ю. Якубов), в 2003—2006 гг.
2 мая 2019 года была достигнута договоренность о том, что Всемирный банк выделит 1 млн долларов США на развитие археологического комплекса в виде гранта в рамках проекта «Экономическое развитие сельских мест». Источник




Шахматы X-XI веков изготовленные из слоновой кости происходят из раскопок городищ Хулбук и Лагман




На том пока все - пора ехать на Анзобский перевал. Напоминаю, что если вы что-то забыли перед выездом из Душанбев дальнюю дорогу, смело можете заезжать в Ашан - там найдете все самое необходимое. Кстати, симку на Мегафон (лучший оператор в населенной части Таджикистана) лучше и удобнее всего покупать в офисе продаж именно там. Выбор продуктов там простой и понятный. Плюс широкий ассортимент как импортной, так и местной вино-водочной продукции по смешным ценам.

Рулим по проспекту Рудаки на выезд из города в сторону Фанских гор и Зеравшанской долины. В перспективе опять эпично развевается полотнище национального флага Республики Таджикистан


Продолжение следует

Репортаж полностью смотрите на моем канале Дзен...
Tags: Археология, Буддизм, Душанбе, Музеи, Таджикистан
Subscribe

Posts from This Journal “Таджикистан” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments