starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Ворота Баят-Капы древнего Дербента и жизнь восьмого магала

На этой неделе я получил сообщение из Дербента, которое напомнило мне об одном небольшом приключении и моем обещании выслать фото. Это и послужило стимулом к написанию репортажа вне графика. Про крепость Нарын-Калу в Дербенте не писал только ленивый, постараюсь сосредоточиться на том, что смотрят не все туристы, а именно на жизни внутри восьмого магала (квартала) старого города. Не каждый древний город в наши дни имеет городское население внутри своих стен.



Старый Дербент сохранил средневековую планировку и деление города по кварталам или магалам. Здесь нет названий улиц в привычном нам понимании. В городах мусульманского востока такие кварталы традиционно группирующиеся вокруг мечетей носят названия махалли, в нашем случае магалы. Размер магала определяется расстоянием на котором слышен голос муэдзина, призывающего на молитву. В какой-то степени магал тождественен нашему приходу. Население магала образует замкнутую самоуправляющуюся общину.

Утром, достигнув цитадели Нарын-Кала, я успеваю занять место на парковке и оставив Белку жариться на солцепеке первым делом устремляюсь к воротам Баят-Капы в южной стене города. Цитадель пока подождет. Практически с первых минут меня начинает драконить обилие проводов от которых я отвык в крепостях Средней Азии. Но, как оказалось, это были еще семечки.



Вторые ворота южной стены Баят Капы (VI-VII вв. н.э.), называвшиеся арабами Баб-эль-Мактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема - наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом. В русской крепостной традиции подобные ворота назвали бы казематированным проездом.
К сожалению, я не нашел чертежа ворот, хотя еще летом его где-то видел.



В 1811 г. ворота Баят-Капы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы двумя полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней, положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка. На фотографии хорошо видна граница между сасанидской кладкой из крупных блоков и более поздней реконструкцией.
В тени дерева по здешней традиции собрались местные мужчины. Но мне не к ним...



Однотипные обрамления обоих арочных проемов выложены из тесаных камней и состоят из полуциркульных архивольтов и пилястр с капителями в виде выкружки с полочкой. Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же, парадного входа в город. Источник



Справа от ворот находится памятник азербайджанскому (дербентскому) поэту XIX века Мирзе Мухаммад Таги ибн Ибрахим Ага Мухаммад ад-Дарбанди. Известный под псевдонимом Гумри («горлица») Дербенди писал стихи на персидском, азербайджанском и русском языках. Его поэтические сборники Канз ол-Масаеб (Сокровищница скорби), Диван-е Камель (полный сборник), Канз ол-Маареф (Сокровищница познаний) пользовались большим успехом у современников. Стихи Гумри представляют собой духовную, мистическую поэзию ислама. Они полны прекрасных, новых для персидской и азербайджанской поэзии метафор и аллегорий. Памятник открыт в 2017 году.



Приблизимся к воротам, по праву считающимися одним из символов Дербента. Надпись над замковым камнем я так и не разобрал и не увидел там русских букв. Что-то мне подсказывает. что там либо сильная стилизация, либо арабская вязь.


Зайдя в ворота становится понятно, что арочный свод давно разрушен


Проникаем через ворота вовнутрь старого города и оборачиваемся. Каждый кто покидает магал ворот Баят-Капы видит эту надпись с высказыванием имама Садыка. К ней мы еще вернемся


А пока перед нами простираются кривые и узкие улочки 8-го магала древнего Дербента. Проводов внутри городских стен стало еще больше. Арххитектура здесь эклектична. Старые здания практически полностью утрачены и на их месте возведены новые дома по принципу кто во что горазд. Пластиковые окна и современные двери здесь сплошь и рядом соседствуют с пиленым ракушечником или глиняной штукатуркой.


Эта улочка уходит вдоль городской стены на восток к морю, но я по ней пока не пойду


Немного пройдя прямо (если так можно сказать) от городских ворот я цвидел двух женщин, одна из которых обратилась ко мне и пригласила зайти в дом. Я несколько смутился, т.к. сразу не понял зачем меня зовут. Здесь несколько другие правила и обычаи, чем в Средней Азии, более колючие что ли. И это не было привычной реакцией на туриста. Нужна была какая-то помощь.



Все стало понятно, когда я вошел во внутрь дома. Оказывается в этой усадьбе ласточки сделали гнездо под потолком и выросший за лето птенец вывалился из него. Женщины и девочка Хадижа сами не могли его посадить обратно и выглядывали на улицу, чтобы кто-то им помог.

Хадижа с цыпленком ласточки


Что собственно я и сделал. Удивительно, но птенец выжил и уже улетел в теплые края. Или ласточки здесь зимуют?


После водворения птенца на место иду дальше на север по улочке и немного фотографирую. Вычлинить старые постройки сразу не получается. Вроде стоит домик с не самым новым фасадом, но приглядевшись, видишь бетонные конструкции над оконными проемами.


Дойдя до перекрестка оборачиваюсь. Пора возвращаться обратно. У меня на весь Дербент всего один день, а лабиринт старого города затягивает.


Пройдя параллельной улочкой возвращаюсь к воротам Баят-Капы чтобы разглядеть их повнимательнее и прочитать аншлаг


Зиярт или зиярат (араб. «посещение») — узаконенная шариатом сунна. Целью его является напоминание о загробном мире, вознесении мольбы за умерших и размышление о тленности этого бренного мира. Термин «зиярт» кроме того, что употребляется для обозначения посещения места захоронения человека, также может подразумевать и посещение мусульманином своего брата по вере с целью увидеть и узнать о положении его дел Ради Всевышнего Аллаха. Для традиционного ислама Северного Кавказа, а также для многих мусульман суфийской направленности во всем мире, термин «зиярт» означает хождение к святым и почитаемым местам, а также само обозначение этих святых мест. Источник



На углу рядом с воротами замечаю источник воды. Это хорошо, надо будет сюда вернутся и заправиться. Вода с Апшеронского полуострова у меня подходила к концу, а ночь я планировал провести на берегу моря.


А эта улица уходит от ворот вверх к цитадели. Тут проводной ад достигает своего апофеоза


На дальнем плане цитадель древнего Дербента - Нарын-Кала с чудесами фортификации постройки 2015 года. Это надо же так умудриться испортить древнюю крепость...


По этой улочке я отправился спустя три часа когда вернулся из цитадели. Взяв канистры побежал к источнику рядом с воротами и к своему удивлению узнал, что он закрыт на ремонт. Рабочие, пока я ходил в цитадель, раскопали яму и что-то мудрили с трубами. И что делать? Тащится к другим воротам по жаре с канистрами мне не хотелось, а вода была нужна. Добрые мужики сказали, что вот тут за поворотом я найду то что мне нужно.


Нашел очередной источник, но он был несколько странным...


Слишком велико было число кранов и из них не текла вода. Тем не менее. методом проб и ошибок я получил желаемое и набрал воду в канистры. Однако я так и не понял назначение такого количества кранов и труб. Мне сказали, что водопровод сделали сами жители магала, проведя воду от горного источника. Но зачем столько кранов и почему из них не идет вода, мне не совсем понятно. Допускаю, что с помощью резинового шланга воду перенаправляют из одной трубы в другую и она таким образом дозированно поступает по разным усадьбам. Но это не точно.


Сейчас в восьмом магале идет реконструкция улиц, обещаная жителям еще на плакате, что на заглавном фото. Может быть провода уберут?
Вот как это выглядит на видео, присланном из Дербента на днях.



Читайте репортаж на моем канале Дзен здесь....
Tags: Городская среда, Дагестан, Дербент, Крепости
Subscribe

Posts from This Journal “Дагестан” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments