starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Category:

Хорезм 2019. День 4. Чапаев-Доссор

Наружность верблюда неуклюжа, даже безобразна,...
всё это более странно и смешно, чем красиво.
Голос его высокий, жалобный, пронзительный,
выражающий лень и страдание...
В.И.Даль



На четвертый день нашего путешествия в Хорезм и далее, проснувшись с восходом солнца на гостеприимной базе отдыха Саят, я потратил некоторое время на ее фотографирование. База, а точнее рекреационный комплекс, находится на берегу реки Урал, недалеко от трассы, чуть не доезжая Чапаева, если следовать с севера на юг в сторону Каспийского моря, и крайне удобна для ночлега в комфортабельных условиях.



Простившись с хозяевами, мы с Белкой, проехав через хозяйственную территорию базы по грунтовой дороге, оказались на высоком глинистом яру реки Урал, чтобы почтить память погибшего в ее водах героя Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева. Вдоволь наснимавшись в лучах восходящего солнца отправляемся на трассу. Посмотреть виды реки Урал и узнать тайну гибели Чапаева можно вот в этом репортаже.



Через десять километром своротка на Чапаев и АЗС. Но АЗС какая-то стремная и вокруг, несмотря на раннее утро шныряют какие-то мутные личности. Цена на 95-ый бензин - 30,35 руб. за литр на наши деньги, что на 15 рублей дешевле последней заправки в России. Но как потом оказалось, на 3,5 рубля дороже чем в Атырау. Тем не менее решаюсь залиться, все-таки это первая заправка на казахской земле, интересно как тут все работает и хочу без проблем докатить до Атырау. Российские карточки к оплате здесь принимают, все работает. Беру 15 литров, чтобы особо не рисковать.
Пока возился с АЗС понял, что солнце уже высоко, 10 утра и захотелось есть. Тут как нельзя кстати взгляд упал на кафе под звучным наименованием "Караван". Отправляюсь туда и, выгребая последнюю казахскую мелочь, покупаю полноценный обед с компотом и беляшами по смешной цене.
Однако, для того чтобы оплатить место у окна с видом на машину за 200 тенге, мелочи мне не хватило. Пришлось есть за столом в центре зала этой большой столовой, вдыхая запах хлорки от тряпки, которой убирают со столов, и слушая непонятный для меня треп уборщиц на казахском. Все то, что я так люблю в старом добром советском общепите. Главное что порции большие и вкусно как в столовке.
Облопавшись как щенок на помойке я забрался в машину и наладил Интернет. Втыкая в Инсту, я боковым зрением наблюдал, что происходит вокруг. Моя машина явно привлекала внимание.
И тут мой взгляд упал на молодую пару из тонированного "мерина". Сильно хиджабная стройная девушка, в черном и с полностью закрытым лицом, с псевдо-золотой цепочкой от модной сумочки на плече пару раз прошла перед моим капотом в поисках туалета. Ее сопровождал молодой человек в черном, ну вы знаете как у нас одеваются ребята с Кавказа. Я было потянулся за камерой, т.к. таких хиджабных девушек я еще не видел, но острый как лезвие бритвы взгляд парня остановил меня. Попытки снять на телефон исподтишка тоже не увенчались успехом.



Расстроенный, я вырулил на шоссе и погнал дальше. Стоит заметить, что сильно хиджабных девушек я видел в основном только в Северном Казахстане, точнее их там было больше всего. Это даже натолкнуло меня на мысль, что чем ближе в Исламе к Дар аль-куфр (территории неверия), тем строже Ислам. Ведь такого не увидишь ни в Узбекистане, ни в Таджикистане, ни на Памире. Да и в Азербайджане с Дагестаном как-то особо не бросалось в глаза. Может быть просто это была моя первая встреча с Фатимой из "Тысячи и одной ночи"?

Мчу на юг, асфальт не то чтобы уж слишком новый, но радует. Что будет дальше? У меня были свежи в памяти рассказы об ужасах дороги, поджидающих московских путешественников на пути из Астрахани на Мангышлак, через Атырау.


Останавливаюсь у своротка на Тайпак чтобы сфотографировать одну примечательную особенность здешних дорог среди бескрайних степей северного Прикаспия


По обочинам шоссе с завидной регулярностью то тут то там попадаются вот такие желтые таблички со сдвоенной надписью на казахском и русском языках. Зимой, если вас застигнет на трассе погодный катаклизм или поломка машины, пункт обогрева будет как нельзя кстати, а может быть и спасет вашу жизнь.


Еду дальше. По сторонам шоссе все чаще и чаще попадаются небольшие табуны лошадей. Проклевывающаяся на обочине и в кюветах зеленая травка тянет всех домашних животных к дорожному полотну. Ее здесь больше и, наверное, она по непонятной причине вкуснее. Это еще одна особенность трассы ранней весной.


Следующая остановка у своротка на село Орлик. Село с населением в 2700 человек имеет парадный фасад в виде скульптурной группы выдержанной в европейской культурной традиции и зоны отдыха. Я проскочил этот свороток, но не поленился и вернулся обратно ради нескольких кадров. Вы часто видите у российских сел подобные площадки на въезде?


Интересно, что рядом с любовной надписью, адресованной населенному пункту, туссит явно не туристический народ и фотографируется


Вот оттуда я приехал. Фото ни о чем, но лучше всяких слов характеризует состояние дорожного покрытия


Чуть в стороне от зоны отдыха расположен обязательный в таких случаях туалет. Степь то ровная и голая.


Еду дальше. Все чаще и чаще, наравне с табунами лошадей, по сторонам дорог попадаются незатейливые казахские кладбища. С конца XX века традиция возводить мазары над могилами родственников вновь пышно расцвела в Казахстане. Зачастую мазары возводятся над могилами давно умерших предков на старых небольших сельских кладбищах. Так люди пытаются сохранить память о родственниках и вернутся к своим корням. Размер и материал погребального сооружения несет информацию о достатке семьи и месте покойного в социальной иерархии. Глядя на ландшафт эта традиция становится более понятной. Ведь неприметный холмик быстро затеряется в степи, а так город мертвых служит еще и хорошим ориентиром на пути кочевий. Спустя пять дней я так и ехал в пустыне Устюрта от могилы к могиле, чтобы на обратном пути не сбиться с нужной дороги.



На этом участке заметны следы ямочного ремонта, но они практически не влияют на скоростной режим. Точнее я сам стараюсь шибко не разгоняться, памятуя о возможных штрафах. В итоге, рассказы блогеров-путешественников о вымогателях в погонах на казахских дорогах оказались сильно преувеличенными и меня за время пути до границы с Узбекистаном ни разу не останавливали. Не останавливали и на обратном маршруте. Кажется я гайцов вообще не видел или просто попадал в не сезон? При известном риске на страховке можно было сэкономить, что собственно я и сделал на обратном пути.


Несмотря на кажущуюся безмятежность и хороший асфальт ехал я беспокойно. Причиной тому был сильный увод машины на встречную полосу. Развал/схождение я успел сделать перед отъездом, но зная криворукость сервисменов стал грешить на неправильные углы установки колес. Шоссе располагало к экспериментам и весь день я ловил машину старающуюся с отпущенным рулем убежать на встречку.


О! Верблюды!
Впервые за свое путешествие я замечаю величественно пасущихся "кораблей пустыни". Это надо отметить очередной остановкой на фотосессию и прочтением справочной информации.


Верблюды - род парнокопытных семейства верблюдовых подотряда мозоленогих. Это крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах: пустынях, полупустынях и степях. Существует три современных вида верблюдов: одногорбый верблюд (дромадер или арабиан), двугорбый верблюд (бактриан) и дикий бактрианский верблюд, встречающийся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и в Монголии и насчитывающий около 1 тыс. особей. Начнем с бактрианов.



Верблюды не хранят в горбах воду, а запасают жир. Кроме того, жир в горбах, не расщепляется на воду, как считалось на протяжении долгого времени, а играет роль запаса питания для организма. Он также служит для теплоизоляции тела верблюда, накапливаясь прежде всего на спине, которая наиболее подвержена воздействию солнечных лучей. Если бы жир был равномерно распределен по телу, он мешал бы выходу тепла из организма. В обоих горбах может содержаться до 150 кг жира.
Масса взрослого верблюда — 500—800 кг, высота в холке — до 210 см. У одногорбого верблюда окраска красновато-серая, у двугорбого — тёмно-бурая. Мех курчавый. Верблюды живут до 40 лет, репродуктивный возраст с 2—3 лет. Беременность 13 месяцев у одногорбых верблюдов и 14 месяцев — у двугорбых.


Где тут темно-бурый мех? Оказывается, встречаются чисто белые или даже кремовые верблюды, которые ценятся выше, чем верблюды любого другого окраса.


Шея верблюда длинная, изогнутая дугой, ушки маленькие и округленные. Зубов 38. Длинные мохнатые ресницы надёжно защищают большие глаза от песка, а ноздри-щёлочки при необходимости могут плотно закрываться. Зрение отличное: верблюды могут увидеть идущего человека за километр, движущийся автомобиль — за 3-5 км. Верблюды прекрасно чуют запах влаги и могут учуять свежее пастбище или пресную воду за 40-60 км, а также заметить на небе грозовые тучи и отправиться в их сторону в надежде попасть в то место, где прольются дожди (о, они еще и умные).

На фото хорошо видна облезлость верблюдов. Весна - период линьки, вот и ходят "корабли пустыни" в таком непрезентабельном виде.


Эти млекопитающие хорошо приспособлены к жизни в суровой и безводной местности. У верблюдов имеются грудная, запястные, локтевые и наколенные мозоли. Этими частями верблюд соприкасается с землёй во время лежания и мозоли позволяют ему ложиться на раскалённую почву (до 70°С). Густой мех предназначен для защиты от дневного зноя и ночного холода. Пальцы верблюдов соединены между собой и образуют общую подошву. Широкие двупалые ступни приспособлены для передвижения по сыпучим пескам или мелким камням. Верблюды не потеют и теряют малое количество жидкости с испражнениями. Влага, при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот. Верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 % веса тела.



В одном эксперименте верблюда летом продержали без воды 8 дней, за которые он похудел на 100 кг, когда после этого ему дали воду, он за 10 минут выпил 103 литра, возместив потерянные 100 кг веса. Верблюды — жвачные животные. Они питаются солянками, полынью, верблюжьей колючкой и саксаулом. Верблюды могут пить солёную воду. Жидкость верблюды сохраняют в ячеях рубца желудка и поэтому очень хорошо переносят обезвоживание; но главным источником воды является жир. Даже если они очень долго не пили, их кровь не загустевает. Верблюды способны выживать без воды до двух недель, а без пищи до месяца.



Несмотря на поразительную выносливость, дикие верблюды в настоящее время гораздо чаще, чем другие животные, страдают от недостатка водопоев. Дело в том, что люди при освоении пустыни занимают районы возле источников пресной воды, а дикие верблюды, будучи очень осторожными животными, к людям не подходят. Верблюды являются также хорошими пловцами, несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Они весьма неплохо плавают, при этом наклоняя тело немного в сторону.



Верблюды были одними из основных представителей так называемой мамонтовой фауны, существовавшей в северной Евразии вплоть до окончания последнего оледенения 10—12 тыс. лет назад и были одомашнены за 2 тыс. лет до н. э. Это самые мощные вьючные и упряжные животные в условиях их распространения. В качестве тягловой силы используют верблюдов от 4 до 25 лет, они могут переносить до 50 % своего веса. Верблюд может проходить 30-40 км в день при дальних переходах. Со всадником эта цифра достигает до 100 км в день, средняя скорость при этом составляет 10-12 км/ч. Издавна верблюды использовались в армиях как для перевозки людей так и грузов. В бою использовались боевые верблюды в составе боевой кавалерии и индивидуально, зачастую с целью устрашения противника. Широко применялись верблюды в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.



В пищу идёт мясо верблюдов, а также молоко, из которого изготовляют шубат, масла и сыры. Надой молока у дромадеров в среднем составляет 2000 кг в год (может превышать 4000 кг у верблюда породы арвана) и 750 кг у бактрианов (по другим данным, 600—800 кг). При этом жирность молока 4,5 и 5,4 процента, соответственно, а содержание витамина C значительно выше чем в коровьем. Высоким качеством отличается шерсть верблюдов (она ценится выше овечьей), которая содержит до 85 % пуха. Настриг шерсти составляет 5—10 кг с бактриана и 2—4 кг с дромадера. Стригут верблюдов весной.



Интересно, что верблюды распространены только в зоне пустынь и сухих степей, они не могут жить в местностях с влажным климатом или в горах. В одомашненной форме оба вида верблюдов распространены во многих областях Азии и Африки. Дромадеры встречаются на севере Африки до 1° южной широты, на Аравийском полуострове и в Центральной Азии. В XIX веке они были завезены в Австралию, где быстро приспособились к местным климатическим условиям и на сегодняшний день достигли количества 50 тысяч особей.

А вот и мирно пасущийся рядом одногорбый дромадер


Мне кажется он сильно меньше бактриана и тоже облезлый


Бактрианы распространены в регионах от Малой Азии до Маньчжурии. Домашних двугорбых верблюдов разводят главным образом в Казахстане и Монголии. Своё название бактриан получил от названия древней области Центральной Азии Бактрия (именно туда меня потом и занесла судьба), где он, впервые был одомашнен. Возможны жизнеспособные гибриды первого поколения одногорбого и двугорбого верблюдов, которые называются «нары». Всего в мире насчитывается около 19 миллионов верблюдов, из которых 14,5 миллионов живут в Африке. В одном лишь Сомали их насчитывается 7 млн., а в соседнем Судане — 3,3 млн. Источник

На наших бактрианах надеты разноцветные шлейки и привязаны ленточки. Поговаривают, что плюются жвачкой только бактрианы. Это такое оружие нелетального действия чтобы отогнать назойливого самца или человека. Впрочем, мне так и не довелось на себе проверить справедливость этого утверждения. А вообще к верблюдам, пасущимся без хозяина лучше близко не подходить. Его верблюжья лапка может легко убить человека, тем более он лягается не только вперед и назад как лошадь, но и в бок. В общем, удивительное животное, к нему мы еще вернемся при следующей встрече.


Еду дальше. Количество заплат на дороге увеличивается, но это меня особенно не беспокоит. Еще одна особенность здешних дорог это белые "Ларгусы" с узбекскими номерами.
Как стаи перелетных птиц, груженые баулами и пассажирами, плотными косяками, двигаются они в южном или северном направлении, периодически останавливаясь на отдых у придорожных заведений "для своих". Другие водители такие точки, как правило, игнорируют. Один раз я ткнулся у чайханы в стаю таких же белых, как и моя Белка, "Ларгусов", чтобы купить что-то попить, но хозяйка (узбечка?) совсем не говорила по-русски, и ни колы ни энергетика у нее не оказалось. Еще обратил внимание, что узбекские водители и пассажиры ведут себя беспокойно, постоянно крутят головами и воспринимают местное окружение враждебно. Может быть их все еще бомбят на трассе как в 90-е?


Погодка налаживается, вот уже и листочки на ветлах проклевываются. Я все еще иду по трассе на юг вдоль правого берега реки Урал, которая скрывается где-то там за деревьями.


Еще одно казахское кладбище с мазарами, на этот раз более обширное. Я практически игнорю все кладбища, экономя время. Про них и так уже много написано. Первое кладбище которое я детально изучу - огромный древний некрополь под Бейнеу, связанный с именем местного проповедника Бекет-Аты.


Небо все голубее, а ветлы все зеленее и зеленее. Наверное за ними скрывается старица реки Урал


А вот и Атырау до которого я докатил на последнем стакане бензина. Цены на бензин на АЗС "КазМунайГаз" очень радуют, качество тоже. Это лучшее что мы с Белкой испробовали в Казахстане. В городе мне предстояла запастись бензином, перед следующим броском на юг и проверить углы установки колес, которые стали меня беспокоить. Полностью репортаж о моих с Белкой приключениях в Атырау можно посмотреть здесь.



Немного старого города


Проверка сход/развал в самых правильных боксах Атырау. Подробности смотрите по ссылке выше. С Белкой все было нормально, во всем виноват боковой ветер, преследующий меня весь день.


А это дополнительный бонус: колхозим цепи на Ниву из старых москвичевских.


Благополучно завершив все дела с Белкой в Атырау, выезжаю из города на восток, даже принимая чуть севернее, сильно огибая заболоченный берег Каспийского моря, так идет единственная дорога на Бейнеу. В баке и канистрах плещется 83 литра отменного бензина. Плюс 10 литров питьевой воды в двух баклашках и пирожки из супермаркета на выезде. Зона степей сменяется зоной полупустынь и запас не помещает, несмотря на то, что с трассы я пока уходить не собираюсь. Что касается запасов, я оказался абсолютно прав. Через 36 часов после того как я уехал из Атырау здесь и на всем пространстве Северного Прикаспия бушевал природный катаклизм с минусовой температурой, ураганным ветром до 45 км/час и обильным снегопадом. Будучи уже примерно в 200 км по прямой к юго-востоку я тоже попал под раздачу.
А пока в надвигающих сумерках я летел последние 10 км по трассе к Доссору, местному центру нефтедобычи. В Доссор въезжаю уже в полной темноте, усталый. Принимаю решение найти гостиницу и заночевать в ней. У первого попавшегося "языка" узнаю, что есть гостиница нефтяников у на Т-образном перекрестке в городе, напротив АЗС "КазМунайГаз". Еду туда, слегка косяча на этом перекрестке при АЗС, не пропустив летевшую в темноте по основной дороге машину. В ведомственной гостинице мне не рады и отказывают, нет мест. Но советуют вернутся обратно к въезду в город в ночлежку "Бейбарыс", что я и проделал.
В результате я вселился вот в такой номер за 507 рублей, выпил разливного пива в кафе, при котором были означенные номера, и устроил дегустацию армейского сухпайка ИРП № 4 в своем скромном жилище с импровизированной фотосессией.


Подробно про ночлег в Доссоре и ИРП № 4 читайте вот в этом репортаже.

Итог дня: пройден 521 км от Чапаева до Доссора, снята проблема с уводом машины в сторону, изготовлен комплект цепей на всякий случай, все живы и здоровы.
Рассказ про предыдущий день на отрезке Бузулук-Чапаев был здесь.

Продолжение следует.

Дзен-репортаж здесь
Tags: Дороги, Животные, Казахстан, Нива, Путешествия, Хорезм2019
Subscribe

Posts from This Journal “Хорезм2019” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments