starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Category:

Рейдовый катерный тральщик проекта 361Т в Вытегре

Прежде чем подняться на борт подводной лодки Б-440 (или исчезнуть в ее чреве?) мы обратили внимание на небольшой кораблик с деревянной обшивкой, установленный рядом с забором Вытегорского лесхоза по пути от кассы к лодке. Им оказался рейдовый катерный тральщик проекта 361Т. Как и ПЛ Б-440 катерный тральщик имеет послевоенную историю. И если лодки проекта 641 с Вытегрой связывает только транзит по Беломоро-Балтийскому каналу к месту службы, то катерный тральщик вполне мог нести боевую службу на Онежском озере в послевоенный период. К сожалению, номер этого тральщика не известен и проследить его историю не представляется возможным.

Великая Отечественная Война показала, что катер типа КМ, равно как и остальные корабли отечественного ВМФ имеют ряд недостатков. Основ­ные замечания в части катеров были: недостаточная скорость хода, высокая пожаро - и взрывоопасность из-за применения бензиновых моторов, слабость зенитного во­оружения. Еще осенью 1944 года Нарком ВМФ докладывал Верховному Главнокомандующему о необходимости разработки новых кораблей и катеров.

В ноябре 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил программу 10-летнего кораблестроения. В январе 1946 года МинСудПром передает заказ на проектирование катера аналогичного предвоенному КМ в ЦКБ-19. Первыми главными конструкторами проекта были В.В.Сидоров, Н.А.Макаров, Е.В.Захаров. Катер проекта 361 изначально задумывался заказчиком как универсальный и интересен тем, что стал первым боевым кораблем ВМФ СССР наряд на проектирование которого от ГМШ был в декабре 1945 года подписан лично адмиралом флота Н.Г. Кузнецовым. Именно проектирование семейства катеров пр. 361 позволило отработать методики и технологические приёмы всего послевоенного Советского катеростроения в КБ "Алмаз" и "Редан".


Сложности начались сразу: "у семи нянек дитя без глаза", и это вполне относится к универсальному проекту одновременно предназначавшемуся для ВМФ, МВД, МинРечФлота и множества иных служб и ведомств страны. В итоге ряд функций был отменен. К примеру МинРечФлот отказался от идеи речного автобуса из-за малой вместительности и как следствие не рентабельности, а ВМФ снял требование от применении их в качестве командирских на крейсерах пр.68 и линкорах. КБ для изучения огромного количества малопонятных требований пошло на широчайшее командирование сотрудников к потенциальным заказчикам и опрашивало всех потенциальных эксплуатантов вплоть до рядового состава...

Продольный разрез катера проекта 361


Как показал предварительный расчёт, скорость катера в 24 уз по требованию технического задания ВМС можно было достичь, имея главный двигатель мощностью около 230 л. с.
Наиболее подходящим для катера мог бы быть танковый двигатель В-4 мощнос­тью 300 л. с. и весом 900 кг, который представлял собой однорядную модификацию танкового двигателя В-2, устанавливаемого на танках Т-34. Двигатель В-4 предназ­начался для установки на танках Т-50 и производился заводом № 75 в Харькове, а в годы войны - в Барнауле. Поскольку танки Т-50 в начале 1942 года были сняты с вооружения, производство этих двигателей было прекращено. Возобновить их производство было сравнительно про­сто. В этом случае дви­гатель В-4 должен был выпускаться конвертированным для судовых условий и с увеличенным моторесурсом
.



На стадии проектирования катер намного опередил свое время, но с учетом снятия ряда ограничений и первоначальных требований, а также возможностей промышленности пошли по пути упрощения и удешевления конструкции. В соответствии с окончательным техническим заданием это должен быть деревянный катер по типу «КМ-4» с дизельным двигате­лем. К сентябрю 1946 года предэскизный проект катера проекта 361а был закончен.
При подсчёте массы катера было получено водоизмещение в 12,5 т. Исходя из этой цифры, были определены главные элементы катера. Прототипом стал все тот же катер КМ-4. Тем не менее в компоновку были внесены следующие изменения: выгорожено помещение под камбуз; топливные цистерны перенесены из кормового отсека в район миделя; в кормовой части размещён грузовой трюм; в обитаемых помещениях установлено отопление.




Уже в 1946 году по заданию Минсудпрома Барнаульский завод № 77 конверти­ровал танковый двигатель для судовых условий и изготовил несколько пробных экземпляров. Проектное название этого двигателя - «Алтай-6», мощность - 150 л. с., вес - 1500 кг. Пройдя заводские испытания, эти двигатели предназначались для уста­новки на буксирах Минречфлота, где должны были пройти опытную эксплуатацию. За неимением других двигателей в такой стадии готов­ности, было принято решение применить их на проекте 361а.
После рассмотрения предэскизного проекта появились новые изменения. Про­ект получил новый двигатель под заводским обозначением ЗД6. Его ТТХ соответствовали двигателю «Алтай-6». Было принято реше­ние об установке двух двигателей, соответственно изменились и ТТХ катера. Принимая во внимание все принятые изменения, были разработаны эскизный и во второй половине 1947 года - технический проект разъездного катера проекта Р361, который в феврале 1948 года был утверждён Минсудпромом и заказчиком. В первой половине 1950 года были разработаны рабочие чертежи для головного катера.
Во второй половине 1950 года в Петрозаводске на ССЗ №789 был построен головной катер проекта Р361, который после Государственных испытаний был принят в состав ВМС. Таким образом катера проекта 361 стали еще и первым государственным заказом для новой верфи. С этого времени катер начинает завоёвывать своё достойное место среди малых кате­ров ВМФ.
По своему назначению катер мог быть и боевым, служебно-вспомогательным, и использоваться в народном хозяйстве. Но этими катерами снабжался в основном Военно-Морской Флот. Среди разъездных, рабочих, санитарных, буксирных катеров нас интересует проект 361Т, т.е. тральщик.




После окончания Второй мировой войны еще долго продолжалась война на море с её отголосками - минными полями и одиночными минами, которыми была густо на­шпигована Балтика, а тральщиков не хватало. Тральщики отечественной по­стройки, которые прошли войну, исчерпали свой ресурс, тральное вооружение устарело. Трофейные и репарационные суда были не в лучшем состоянии, а суда, полученные по ленд-лизу, подлежали возврату.
Вторая мировая война научила использовать малые катера различного назна­чения, переоборудованные под катерные тральщики, для траления мин в мелководных районах. Чтобы быстро обеспечить флот большим количеством тральщиков, не­обходимо было организовать их массовое строительство. А это было возможно, только если катерные тральщики создавать на базе других катеров самого различного назначения, что и было сделано.
На базе катера 361Р был спроектирован, построен и в начале 1952 года прошёл государственные испытания головной катер­ный тральщик проекта 361Т. Катер был рекомендован для серийного строительства, всего было построено около 130 единиц.
Строительство катеров прокта 361Т велось почти 20 лет на ССЗ №789 (Петрозаводск) в 1951-60 гг., ССЗ №363 (Ленинград) в 1954-59 гг., ССЗ №640 (Сосновка) в 1952-56 гг., «Сточниа Полночна» (Гданьск, Польша) в 1957-61 гг. (100 единиц – зав.№361Т/14-27, 35-68, 73-82, 85-94, 97-128) – 115 (?) единиц. С 19.05.1966 классифицировались как рейдовые тральщики.




Тактико-технические характеристики рейдового катерного тральщика проекта 361Т
Водоизмещение, т: стандартное: 18,9, полное: 19,6
Размеры, м: длина: 15,8, ширина: 3,4, осадка: 0,9.
Катер транспортабелен по железной дороге
Скорость полного хода, уз: 11,6.
Дальность плавания: 200 миль при 8,4 уз.
Автономность, сут: 3
Мореходность, баллы: 4
Силовая установка: 2х150 л.с., дизели 3Д6С, 2 ВФШ, 1 ДГ 12,5 кВт (установлен в ходе эксплуатации не на всех)
Вооружение: 1х2 14,5 мм 2М-7. Катерный контактный трал КТ-1 или соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1, быстроходный акустический трал БАТ-2.
Экипаж, чел: 9


Вид на катер проекта 361Т с борта дизель-электрической подводной лодки Б-440


Команды катерных тральщиков проекта 361Т десятилетиями продолжали чистить моря от наследия войн. 13 единиц катеров были переданы за грани­цу, в том числе пять единиц воюющему Вьетнаму. Последний раз эти деревянные кораблики несли боевую службу в Суэцком канале, куда 14.07.74 г. прибыл отряд судов и кораблей ТОФ под командованием капитана 1 ранга А.Аполонова. В его состав были включены 2 катера проекта 361Т из резерва Амурской бригады.
Кроме разъездного катера и тральщика на базе проекта изготовлялись катера: С361 - санитарно-спасательный, Л361 - торпедолов, Б361 - буксировщик гидросамолётов, Д361 - дозорный катер.
Катера проекта 361 оказались самыми распространёнными разъездными катера в послевоенном Советском Военно-Морском Флоте, а также долгожителями. К концу XX века отдель­ные катера все ещё находились в эксплуатации.


Про другие экземпляры катеров проекта 361 в музеях и на постаментах мне не известно. Буду признателен, если отметите в комментариях.

Использована справочная информация следующих ресурсов:
1. Катер проекта 361 и его модификации
2. Катера-тральщики проекта Т361
3. Комплект черетежей Катерный тральщик проекта 361Т

Копия репортажа на моем канале Дзен здесь...

Навигация по репортажам Вкруг Онеги 2018
Tags: ВМФ, Вологодская область, Вытегра, Онега, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “Онега” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments