starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Category:

Севастополь. Вспомогательный флот в Южной бухте

Продолжим экскурсию вдоль причальной стенки в Южной бухте Севастополя, где базируются корабли вспомогательного флота ЧФ РФ. Сделаем мы это не с борта туристического катера и не со смотровых площадок, хотя, традиционно, начнем оттуда, а пройдем непосредственно на закрытую территорию. Помимо судов вспомогательного флота в кадр нам попадут боевые корабли, суда гражданского флота у стенки Морзавода и конечно фортификационные сооружения, игнорировать которые было бы не правильно.



Начнем обзор со смотровой площадки у библиотеки им. Л.Н.Толстого, бросив первый взгляд на верховья Южной бухты с железнодорожным вокзалом и знаменитым Севастопольским холодильником, пережившим войну и часто попадающимся в кадр немецкой и советской фото- и кинохроники. Бросающийся в глаза большой двухпалубный дебаркадер не что иное как плавучая ремонтная база.



Не смог удержаться, чтобы не включить в кадр балюстраду смотровой площадки


Постепенно спускаемся к Южной бухте и осматриваем ее с других смотровых площадок.
На фото плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте до того как они затонули в декабре 2019 года. Ссылка на  репортаж об этих товарищах по несчастью в конце, а как выглядела подлодка изнутри  незадолго до того как утонула, можно узнать в репортаже Ланы Сатор здесь.


У причала 247-го отдельного дивизиона подводных лодок пришвартованные ПЗС-50, бывшая С-49 проекта 633 РВ, и Б-871 "Алроса", единственная лодка проекта 877В. Последнюю до недавнего времени выпячивали как единственную боеспособную ПЛ ЧФ в Черном море, в противовес украинскому "Запорожью", но потом стало понятно, что и с ней не все благополучно и лодка с 2014 года не вылезает из ремонта.


После того как Б-380 отправили на разделку, встал вопрос - какую из оставшихся лодок превратить в музей? Наиболее интересным кандидатом стала отжатая у Украины лодка "Запорожье" проекта 641. Но украинское прошлое этой ПЛ по политическим мотивам скорее всего заставит и ее отправить в инкерманскую судоразделку. Остаются менее привлекательные ПЗС-50 и "Алроса", хотя... каждая из них интересна по своему.



Средний плавучий док "ПД-51". Построен на Городецком судостроительном заводе (заводской № 678), вошел в строй Черноморского флота в 1978 г.


Металлический несамоходный двухбашенный плавучий док, оснащенный одним портальным краном. Плавдок базировался на Балаклаву, входил в состав Балаклавского судоремонтного завода "Металлист", и использовался для докования подводных лодок, кораблей и судов.
В ходе раздела Черноморского флота 1997 г., плавдок "ПД-51" отошел украинской стороне. Вошел в состав ВМС Украины без смены названия, с принадлежностью к ГП "Балаклавский судноремонтный завод "Металист" Минобороны Украины.
В июле 2004 г. плавдок был перебазирован из Балаклавы в Южную бухту Севастополя.
С 21.07.2004 г вошел в состав ООО "Спецсудоремонт" под прежним названием, а с января 2007 г. - ЧП "Сориус". В апреле 2011 г. был возвращен ВМС Украины. Интересно, сейчас у него какой статус?


Вид в сторону Павловского мыса со зданием терапевтического корпуса ЧФ РФ. На переднем плане кусочек "Ангары", далее КИЛ-158 и торчащие носы плавучей мастерской ПМ-56 с госпитальным судном "Енисей"


Плавучая мастерская "ПМ-56" была заложена 08.03.1973 г. на судостроительном заводе "Сточня Щецинская им. Адольфа Варскего" в Щецине, Польша (заводской №304/12). Спущена на воду 16.06.1973 г., вступила в строй 23.11.1973 г. Вошла в состав Черноморского флота.
В настоящее время входит в состав 1-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота с базированием на бухту Южная, Севастополь. Активно используется в работе ВМБ в Тартусе (Сирия).


Выходим на берег Южной бухты к причальной стенке вспомогательного флота ЧФ РФ. Малый морской танкер "Дон". Репортаж с его борта по ссылке в конце


Яхта "Hela" гросс-адмирала Карла Деница, она же штабной корабль управления "Ангара". Ссылка на рассказ об этом корабле и его печальной судьбе в конце репортажа.
Южная бухта 060816 006-1.jpg

Продолжаем экскурсию вдоль причальной стенки в сторону Графской пристани. Это место носит название Телефонная стенка или пристань № 79. Трудно сказать чему обязано это название. Здесь издавна размещалась телефонная станция Черноморского флота. Чуть позже - две подземные АТС. Интересно, что суда-кабелеукладчики базируются как раз у этой стенки. Традиция. Смотрим не только на корабли, но и на те здания и сооружения, что по левую руку. Это здание, явно дореволюционной постройки, носит на себе следы осколков времен битвы за Севастополь и следы послевоенного ремонта бетоном. Что в нем, я не знаю.



Килекторное судно КИЛ-158. Вид с кормы.


Килекторное судно пр.141 предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать "мертвые" якоря весом до 100 тонн. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки "постели" для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.
Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.
С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровой техники, различного имущества и ЗИПов.
В августе 1999 года судно участвовало в подъеме затонувшего у причала в порту Новороссийска аварийно-спасательного судна.
В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).


Кабельное судно "Сетунь". Вид с кормы


Кабельное судно "Сетунь" проекта 1172 было заложено 14.05.1980 г. в Финляндии на судоверфи "Вяртсиля", Турку. В состав вспомогательных судов Черноморского флота "Сетунь" вошла с июня 1982 года.
С этого времени судном пройдено 90000 миль во внутренних морях страны, выполнены сотни сложных операций, связанных с аварийно-восстановительным ремонтом подводных кабельных линий. В общей сложности это составило 1200 км кабельных трасс. В основном их профилактика и укладка пришлись на бассейн Черного моря.
В 2001 году "Сетунь" была объявлена лучшим кабельным судном ВМФ Российской Федерации.
Кроме обеспечения боевой готовности береговых объектов флота, судном заработаны значительные средства, которые пошли на нужды Черноморского флота. В период с 1995 года по настоящее время судно обеспечило прокладку волоконно-оптических линий связи ОАО "Ростелеком" в районе бухты Джубга, Сочи; прокладку газопровода "Голубой поток". Экипажу пришлось работать с ЗАО "Вестелеком", обеспечивать строительство российско-турецкого газопровода, проводимое ОАО "Питергаз", участвовать в освидетельствовании подводных магистралей. Только за последние годы судном проложено более 80 км подводных линий связи, выбрано и отремонтировано около 100 км кабеля.
В настоящее время судно входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, базируется на б.Южная, Севастополь.


По левую руку в береговом скальном обрыве появляются входы в штольни-убежища. Входы во Флагманский подземный КП ЧФ и СООРа (1941-42 гг.) я благополучно проскочил. В период обороны Севастополя многие штольни пробивались с нуля, а старые дорабатывались и использовались под убежища, узлы связи и командные пункты. В послевоенный период эти подземные сооружения использовались по прямому назначению или как склады.
Несмотря на открытую дверь, во внутрь этого сооружения я не полез, не было времени и фонаря. А без него там делать нечего.



Второй вход с бетонным порталом. Если я правильно понял перед нами КП тыла ЧФ, начатое строительством в 50-е годы прошлого века на месте бомбоубежища. Строительство так и не было доведено до конца. Этот вход когда-то был заделан консервационной кладкой, ныне выбитой. Судя по отпечаткам кривокосой опалубки - вполне может быть мобилизационное бетонирование портала периода обороны Севастополя или просто заделка входа недостроя.



Схема КП тыла ЧФ и подземной АТС с Викимапии


Внутри там вот так. Фото с Викимапии


Памятник морякам вспомогательного флота. Установлен 29 июня 1967 года


Еще одно подземное сооружение. Как я понял - трансформаторная подстанция под номером ТП-232. Прикрытие входа в виде сквозника впечатляет. Вероятно, еще довоенная постройка.


Десантный катер Д-541 проекта 1785. Катера этого проекта строились для Советского ВМФ в период с 1968 по 1974 год на нескольких судостроительных заводах. Имели открытый трюм и носовую аппарель.Размеры открытого грузового трюма составляли: длина - 9,5 м, ширина - 3,9 м. Данные катера широко использовались различными министерствами и ведомствами.

Что за байда нависает над катером я не помню. Почему-то не снял.


Какой-то катер на стапелях, больше похожий на армейское переправочное средство


Идем дальше вдоль Минной причальной стенки. К ней традиционно швартовались миноносцы и эскадренные миноносцы, отсюда и пошло название. Сюда доставлялись с рейдов моряки, сходившие в береговое увольнение. А вот и корма госпитального судна "Енисей"


Госпитальное судно "Енисей" было построено на судоверфи "Адольф Барский" в Щецине, Польша в 1980 году. На судне размещены: госпиталь на 100 коек, профилакторий на 200 мест, поликлиника, имеется вертолетная площадка, ангар и один вертолет КА-25. В составе госпиталя имеются 11 лечебных отделении, аптека и хозяйственное отделение, три операционных зала, реанимация. Судно планируется к ремонту и модернизации.

Вид на госпитальное судно "Енисей" с левого борта. Справа торчат носы кораблей 519 отдельного дивизиона разведовательных кораблей в/ч 20426. Ближний к нам "Приазовье" с бортовым номером ССВ-201. Средний разведовательный корабль пр. 864 "Приазовье" построен в Польше, г. Гданьск, на ССЗ "Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти" (заводской №864/4). Вступил в строй 12.06.1987 г.


Какой-то домик в стиле ампир. Производит впечатление заброшенного. Или я уже наверху его снял?


А вот и одна из нескольких пушек времен Крымской войны. После "Крым наш" все пушки, вкопанные в незапамятные времена вдоль причальной стенки Южной бухты и пережившие войну выкопали и увезли в неизвестном направлении якобы на реставрацию. Надеюсь с ними не получится так как с пушками Балаклавы?


Большой десантный корабль "БДК-54" проекта 775/III был заложен 22.11.1988 г. в Гданьске (Польша) на "Северной верфи". Вступил в строй 12.10.1990 г. В 1998 г. корабль был переименован в "Азов", получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ. В 2001 году участвовал в операции по перевозке российской военной техники с территории Грузии. В настоящее время входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ.



Еще один вид на Павловский мыс и терапевтический корпус военно-морского госпиталя. За мысом место гибели линкора "Новороссийск". Если приглядеться, то в зелени деревьев можно увидеть обелиск в память о гибели эсминца "Свободный" 10 июня 1942 года. Место гибели ха правым обрезом кадра.


Чуть далее, у причальной стенки Севастопольского морзавода - танкер BULDURY советской постройки 1983 года, утилизирован в 2011 году в Индии


На этом пока все.
Использованы справочные материалы сайта Черноморский флот.

Предыдущие части:
1. Печальный конец двух товарищей по несчастью
2. На борту танкера "Дон"
3. "Ангара" - бывший штабной корабль адмирала Деница RIP.

Дзен-репортаж здесь...
Tags: ВМФ, КП, Крым, Севастополь, Убежища, Флот, Фортификация, Черноморский флот
Subscribe

Posts from This Journal “Севастополь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment