starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Замена шаровых на Ниве. Неожиданные траблы

Замена шаровых опор на Ниве не составит труда даже неподготовленному водителю, но иногда случаются неожиданные траблы как по процессу так и по качеству комплектующих. Что собственно и произошло со мной в этот раз.
Родной заводской комплект шаровых я поменял на 54 тысячах километрах три года тому назад. Менял в сервисе, т.к. торопился в дальнюю поездку. Поездка не состоялась, а шаровые по своему состоянию могли бы доходить и до 60 тыс. км, а то и больше. С дуру забыл их в сервисе.


Сейчас на спидометре 105 тыс. км, позади тяжелые дороги Памира, да и езда по городу не лучшим образом сказывается на состоянии шаровых. Замена явно назрела с учетом пробега и качества запчастей второй установки. Стандартный ресурс в 40 тыс. км перекрыт на десятку. Не все опоры прошли это расстояние.

В конце июля прошлого года на 94 тыс. км где-то между Бейнеу и Актау в пустыне Мангышлака я обнаружил порванный пыльник на правой верхней шаровой опоре. Нижняя у меня запасная была, а вот верхней - йок. Нашел я и пыльник и опору только на базаре в Жанаозене, а сподобился поменять уже у ворот Апшеронского национального парка по другую сторону Каспия на 96 тыс. км. До этого жара под 50 градусов не особо располагала к таким подвигам. Опора была в меру ушатанная и я заменил ее полностью.
По возвращению домой до пор у меня руки так и не дошли, зато дошли сейчас когда я обнаружил вновь порванный пыльник на все той же верхней правой шаровой опоре. Причем дырка была солидная и резина пыльника имела тенденцию к саморазваливанию...

Алгоритм замены двух шаровых опор прост.
1. Домкратим машину и устанавливаем ее на дополнительную опору под нижний рычаг.
2. Свинчиваем ступичную гайку и убираем конус.
3. Снимаем тормозной суппорт.
4. Снимаем крепление датчика АБС. Причем надо выкручивать именно болт на 13 который крепит кронштейн, а не маленький болтик который крепит сам датчик к кронштейну. Его можно сорвать.
5. Обычно, когда надо менять две шаровые я не сбиваю поворотный кулак с них на машине, а делаю это в тисах. Откручиваю три болта крепления вверху, три внизу. Отсоединяю рулевую тягу. Освобождаю поворотный кулак вместе со вставленной в него ступицей и иду выбивать шаровые на верстак, предварительно оценив их состояние. Если еще годные, то выбиваю аккуратно, чтобы не попортить резьбу.
И тут случилась первая нештатная ситуация которая должна была меня насторожить. При откручивании нижней шаровой опоры у меня лопнули все три болта. Естественно я проклял сервисменов которые затягивают гайки пневматическим гайковертом и не смазывают болты графиткой.
Выбил шаровые и пошел их рассматривать.



На Ниве 21214 вверху стоят верхние шаровоые опоры от классики 2101-2107, а вот внизу устанавливаются уже шаровые опоры от Шеви-Нивы. Она на фото слева с торчащей головкой лопнувшего болта. Опора пройдя 51 тыс. км была еще жива и отправилась в ящик под названием "На черный день". а вот верхняя опора преподнесла очередной сюрприз. Пыльник на фото ниже я конечно дорвал, изначально он был чуть целее. Но не это главное. Пройдя всего 9,5 тыс. км за 10 месяцев эксплуатации опора была ушатана почти в ноль и свободно болталась в гнезде (смотрите в конце репортажа видео). Такое у меня было только в 1998 году когда через 7,5 тыс. км умерли на новой Ниве 21213 все четыре установленные с завода опоры.

Изначально я решил, что купил в Казахстане сильно левую опору. Но ответ на этот вопрос не оказался однозначным.
На замену уже в Перми я приобрел в проверенном магазине "Автодеталь" шаровую опору производства Белебейского завода  "Автокомплект" - официального поставщика АВТОВАЗа. Так меня заверили в магазине.
При ближайшем рассмотрении старая опора (в центре) оказалась точной копией новой опоры (справа) с аналогичными клеймами и метками на корпусе. Но были и отличия.



Единственное отличие заключалось только в выкрашенном в черный цвет корпусе. На фото хорошо видны выбитые на корпусе опоры клейма производителя.


Справа новая опора, слева старая. Хорошо виден накатанный на шейке пальца буртик. Перед сборкой опоры не забудьте заложить под пыльник немного смазки ШРБ. Опора продается сухой. На новой коробке написано что система менеджмента качества сертифицирована фирмой "ЮТАК" (Франция) по ISO 9001:2015 ну и еще про какие-то награды. Это мне напомнило историю с краником отопителя изготовленным по авиационным технологиям России со сроком жизни от нескольких дней до полугода. Репортаж был здесь.



Пыльники опор сильно отличались клеймами. На купленном в Жанаозене стояла цифра 15 - как я понимаю год изготовления. На свеженьком стояла цифра 19.
Не могу сказать, что это меня не расстроило. Ведь если Белебейские опоры окажутся такого же качества как только что снятая, то менее чем через 10 тыс. км меня ждет очередной ремонт. Кстати, кто-нибудь знает куда пропали опоры производства "Трек"? Их нет в магазинах от слова совсем. Продают еще "Белмаг" и какие-то с женским именем.



Но настоящие приключения были еще впереди. Когда я стал ставить опоры на рычаги подвески, то почему-то не смог вытащить остатки сорванного болта из нижнего рычага. Поворот с усилием ключом привел к тому, что гайка осталась в ключе, а средняя часть болта намертво застряла в отверстии.
Далее начались танцы с бубнами по выбиванию остатков болта. Один молоток сменил другой, более весомый, а потом пошла в ход и кувалдочка. Результат нулевой. Пришлось болт высверливать. Благо были острые сверла, да и то я провозился с высверливанием часа три.
Причина надеюсь понятна. Перетяг болтов при монтаже и отсутствие смазки графиткой.
После того как отверстия были очищены от остатков болтов и ржавчины на неторопливую сборку узла ушло около часа.

На фото уже собранная Белка с другом утром следующего дня


На небольшом видео сравнение двух опор и демонстрация степени износа верхней шаровой опоры ВАЗ 2101-2107 предположительно производства Белебейского завода "Автокомплект".



Надеюсь репортаж вам пригодится при выборе запчастей и ремонте подвески Нивы.

Дзен-репорт здесь
Tags: Авто, Нива
Subscribe

Posts from This Journal “Нива” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments