starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Советский радиовысотомер ПРВ-16 "Надежность"

Очередной репортаж ко Дню радио-технический войск о необычной технике и вооружении. На этот раз остановимся на радиовысотомере ПРВ-16 из коллекции Паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова в Тольятти. Многие замечали эти характерные локаторы на позициях РТВ, но не каждый знает, для чего нужен этот гигантский качающийся снегоступ или лапоть на крыше кибитки.


Радиовысотомер это бортовое или наземное устройство для определения истинной высоты полёта летательного аппарата над поверхностью Земли радиотехническими методами. В данном случае нас интересуют радиовысотомеры наземные, стоящие на вооружения РТВ и входящие в состав радиолокационных комплексов. Визуально такой радиовысотомер легко отличается от других РЛС вертикальной параболической антенной постоянно качающейся вверх-вниз во время боевой работы.

Обычно, в составе комплекса, РЛС обнаружения определяет расстояние до самолёта, скорость и направление его движения (изменяемый во времени азимут цели), но не может самостоятельно определить высоту цели над земной поверхностью, для чего и нужен высотомер. По команде устройство управления высотомером вычисляет угловую скорость самолёта относительно станции и начинает вращать антенну высотомера с соответствующей скоростью. Одновременно антенна ходит вверх-вниз, сканируя пространство узконаправленным лучом. Таким образом вычисляется угол места самолёта. Простейшими преобразованиями можно определить высоту над землёй. Трёхкоординатные РЛС с той же целью используют большое количество лучей, излучаемых несколькими передающими антеннами. Такой метод нахождения высоты менее точный.

Еще когда мы на радиогорке музея осматривали РЛС П-35 или П-37 (так до конца и не разобрались, скорее всего второе) на противоположном берегу озера маячил "лапоть" ПРВ-16, к которому я потом и вышел по обваловке


Теперь подойдем к высотомеру поближе и рассмотрим его получше...
ПРВ-16 "Надёжность" (индекс ГРАУ — 1РЛ132, по классификации НАТО — Thin Skin) — советский радиовысотомер. Стоит на вооружении бывших стран варшавского договора, предназначен для определения высоты воздушных целей.
Высотомер ПРВ-16 (наш случай) на шасси прицепа МАЗ5207В (наиболее полный вариант с электростанцией 1Э9 на отдельном прицепе) может работать в комплексе с любой радиолокационной станцией кругового обзора и в системах 9С44, «Воздух-1М», «Воздух-1П», 5Н53 (Н) и «Межа».
Высотомер ПРВ-16А на шасси КрАЗ-255Б дополнительно комплектуется электростанцией 1Э9 на прицепе, в качестве автономного источника электропитания. Может работать в комплексе с любой радиолокационной станцией кругового обзора и в системах 9С44, «Воздух-1М» и «Воздух-1П».
Высотомер ПРВ-16Б состоит из одной транспортной единицы на шасси КрАЗ-255Б. Предназначен для работы в комплексе с дальномером РЛС П-40А (П-40). В этом случае ПРВ-16Б совместно с радиолокационным дальномером 1РЛ128 «Броня» (РЛС кругового обзора) формирует трехкоординатный комплекс П-40А. П-40А используется в составе маловысотных рот радиотехнических соединений и формирований ПВО сухопутных войск, а также зенитных ракетных соединений и частей войсковой ПВО. Зона обзора по углу места комплекса П-40 - 0,5-28 градусов (ПРВ-9 (?).



В конце 60-х годов с целью повышения надежности, помехоустойчивости, обеспечения защиты от противорадиолокационных ракет (ПРР) и увеличения зон обнаружения радиовысотомеров ПРВ-9 и ПРВ-9А были проведены работы по совершенствованию этих дальномеров, которые завершились созданием на базе серийного высотомера ПРВ-9 опытного образца нового подвижного радиовысотомера ПРВ-16 ("Надежность", 1РЛ132). Главным конструктором этой разработки был В. А. Кравчук. В 1970 г. были проведены полигонные испытания ПРВ-16, после которых он был принят на вооружение. В отличие от ПРВ-9 и ПРВ-9А этот высотомер имел аппаратуру защиты от ПРР, аппаратуру пеленгования одиночного самолета-постановщика шумовой помехи, сигнализацию неисправностей аппаратуры высотомера, обеспечивал работу при отрицательных углах места (до -1,5°). Производство ПРВ-16, как и радиовысотомеров семейства ПРВ-9 осуществлялось на ФГУП "Лианозовский электромеханический завод" (ныне ОАО "ЛЭМЗ") в Москве



Высотомер является подвижной помехозащищенной импульсной РЛС сантиметрового диапазона, специально предназначенной для измерения высоты полета целей, обнаруженных радиодальномером, с которым он сопряжен.
Активная система радиовысотомера обеспечивает формирование в пространстве характеристики направленности антенны в виде узкого в вертикальной плоскости (1 грд.) и более широкого (3 грд.) в горизонтальной плоскости луча. Формирование такой характеристики направленности антенны обеспечивается параболическим отражателем, в фокусе которого помещен рупорный облучатель. Для обзора пространства таким узким лучом антенна способна перемещаться по обеим угловым координатам - углу места и азимуту. Измерение наклонной дальности до цели автоматически обеспечивается применением импульсного метода радиолокации.



Перемещение антенны по углу места осуществляется механическим качанием зеркала антенны вместе с облучателем. При этом характеристика направленности антенны качается в вертикальной плоскости в заданных пределах, что дает возможность осуществить пеленг цели по углу места
Перемещение антенны по азимуту для наблюдения и измерения высоты любой заданной цели осуществляется системой азимутального привода путем вращения по азимуту, т.е. вокруг своей вертикальной оси, всей антенной колонки вместе с антенной. Поворот антенны по азимуту и ее остановка на заданном азимуте могут осуществляться в различных режимах как оператором радиовысотомера, так и по командам целеуказания с дальномера.



Высотомер ПРВ-16 размещается на шасси автоприцепа МАЗ-5207В (в комплектации ПРВ-16Б на шасси автомобиля КрАЗ-255Б), также в состав входит электростанция 1Э9, комплект соединительных кабелей (в контейнерах), запасное и вспомогательное имущество (уложенное в контейнеры и ящики), перевозимые на отдельной транспортной машине, также высотомер ПРВ-16 может быть дополнительно укомплектован преобразователем ВПЛ-30МД для питания от промышленной сети 220/380 В 50 Гц.

Высотомер ПРВ-16 состоит из прицепа № 1 с аппаратурой и механизмами (2) и прицепа с электростанцией 1Э9 (1), входящей в состав ПРВ-16 и качестве автономного источника электропитания. На рисунке показан ПРВ-16 в походном (а) и рабочем (b) пложении. Контейнеры с оборудованием (3) в кузове КрАЗа.


Основные тактико-технические характеристики.
Для повышения скрытности работы высотомеров настройка всей аппаратуры может вестись без излучения в пространство.
Высотомеры имеют защиту от самонаводящихся снарядов (СНС), имитатор целей и шумов.
Время развертывания и свертывания высотомеров в любых условиях не превышает:
— для высотомера ПРВ-16Б— 15 мин;
— для ПРВ-16А—15 мин;
— для ПР:В-16—45 мин (без выноса шкафа Н-ЗООМ).
Время включения высотомеров при прогретых агрегатах питания не превышает 3 мин 30 с.
Высотомеры нормально работают в следующих условиях:
— при температуре окружающего воздуха от—40 до +50° С:
— при относительной влажности воздуха до 93% (при температуре до 32° С);
— при ветре со скоростью до 25 м/с (ветер со скоростью до 1,50 м/с не вызывает разрушений и остаточных деформаций при опущенной антенной колонке);
 — при дожде, инее и снегопаде;
 — при высоте над уровнем моря до 3000 м. ; .  |/
Нормальная работа высотомера ПРВ-16 обеспечивается при выносе индикаторного шкафа на расстояние до 300 м.

Глянем с радиогорки от высотомера вниз на собрание другой техники РТВ. У, сколько добра здесь припасено. Кто что увидел? А на переднем плане ПРВ-16 охраняет 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года ЗиС-3 в окопе. Почему так?


Оказывается, с другой стороны наша "радиогорка" превращена в опорный пункт времен Второй мировой войны с траншеей полного профиля, ДЗОТом и окопом ПТО


Оставим в покое высотомер и вернемся к упрятанному среди искусственных холмов озеру.


Как вы уже наверное догадались, по силуэту Белки на фоне армейской палатки именно, здесь я и провел несколько дней и ночей в окружении радаров и в компании подходящих утром к берегу карасей с карпами.


Очень уютное и романтишное место. То что надо


Несколько фото Белки на фоне холмика с ПРВ-16. Слева чернеет знакомый силуэт подводной лодки Б-307. Читайте серию репортажей о ней здесь






Вместе с Александром Курочкиным в этом благостном месте


Источники: Вики и Техническое описание ПРВ-16
Еще раз с праздником всех причастных!


Резерв

















Навигация по материалам поездки здесь

Дзен-репортаж здесь
Tags: Музеи, ПВО, РТВ, Тольятти
Subscribe

Posts from This Journal “РТВ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment