starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

35-я батарея Севастополя. История и левая часть артблока до постройки мемориала

Продолжим экскурсию по подземельям 35-ой береговой батареи Севастополя до того как там был создан мемориал, сильно изменивший внутреннее пространство. В этой части повествования мы отправимся исследовать помещения левой части артблока. В предыдущей части (ссылка в конце) мы вышли через эспланаду батареи к артиллерийскому блоку, осмотрели его фасад (горжевую часть) и через перестроенный в послереволюционный период сквозник и центральную силовую станцию дошли до главного коридора блока. Попутно мы ознакомились с дореволюционной историей строительства батареи, ведь она в отличии от легендарной 30-ой батареи, в основном наследие "проклятого царизма".


В одном из казематов левой части артблока 35-ой батареи

Прежде чем отправиться в темные казематы обратимся к истории достройки 35-ой батареи в первые годы Советской власти и детально ознакомимся с планировкой той части, которую предстоит обследовать.

К моменту окончания Гражданской войны на вооружении Севастопольской крепости, числилось 27 береговых батарей, сведенных в четыре группы. Обследование береговой обороны Севастополя, произведенное после освобождения Крыма от белогвардейских частей показало полную небоеспособность батарей. Тем не менее, уже к концу 1920 года удалось ввести в строй две четырехорудийные 152-мм батареи – №14 в районе Стрелецкой бухты и №20 на мысе Фиолент.

16 мая 1922 года состоялось совещание в Артиллерийском отделении Главмортехупра ВМС РККА по вопросу достройки батареи №25 в Севастополе. Рассмотрев соответствующие материалы, включая акт комиссии по осмотру от 13 февраля 1921 года, а так же справку Металлического завода о состоянии дел по изготовлению башенных установок, совещание признало возможность достроить батарею при условии отправки в Севастополь недостающих частей башенных установок. Но начало работ по достройке башенной батареи №25 из-за отсутствия финансовых средств было отложено до 1924 года.


По итогам Первой мировой войны представления о защищенности от новых средств поражения береговых фортификационных сооружений сильно изменились. Необходимо было разрабатывать проект модернизации почти достроенного сооружения с его усилением и изменением назначения помещений. Проект переделки башенного блока с защищенным сквозником, усиленным покрытием и усиленной тыльной стенкой был разработан военными инженерами Б.К. Соколовым и В.В. Выставкиным.

Общая схема 35-ой береговой батареи с перечнем помещений. Источник - мемориал 35-ой батареи. Этот перечень помещений не совсем достоверен, поэтому нумерацию мы будем использовать из другой схемы.


Оперативно-тактическим заданием на проектирование батареи предусматривались:
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия и стен орудийных блоков 406-мм морских снарядов с учетом проникания и откола (уже построенные конструкции были рассчитаны на сопротивление попаданиям лишь 356-мм снарядов);
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия или у подошвы стен орудийных блоков двухтонных фугасных авиационных бомб с учетом фугасного действия и откола;
– полная защита всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава (в том числе в боевых рубках и орудийных башнях) без противогазов и защитной одежды при химических атаках и заражении местности в эспланаде батареи (следует отметить, что это требование несколько понизили при достройке 30-ой батареи, башни которой не были герметичны);
– полная энергетическая автономность (электроэнергия, пар, вода, сжатый воздух);
– возможность смены изношенных орудийных стволов личным составом в боевой обстановке;
– применение новейших приборов управления огнем и связи.

Все эти несколько завышенные на тот момент требования поставили советских строителей в сложную ситуацию, усугубляемую послевоенной разрухой.Наиболее сложными вопросами проектирования и строительства были:
а) возведение командных пунктов командира батареи и управляющего огнем башенной артиллерии крепости и соединение их шахтами и потернами с орудийными блоками;
б) защита тыльной стороны орудийных блоков и сквозникового входа в них с учетом возможного воздействия косоприцельного огня 406-мм артиллерии неприятельских линейных кораблей из района бухты Ласпи и попаданий двухтонных фугасных авиабомб у подошвы стены;
в) оборудование приемно-передающего радиоцентра с соответствующей аппаратурой и защищенными антеннами;
г) обеспечение полной коллективной противохимической защиты внутренних помещений, боевых рубок и орудийных башен;
д) снабжение качественной пресной водой для бытовых нужд, питания паровых котлов и охлаждения дизелей;
е) прокладка разветвленных инженерных сетей и коммуникаций при необходимости пересечения многочисленных герметичных переборок, перекрытий, броневых дверей и противооткольной одежды;
ж) устройство защищенных от попаданий снарядов и бомб и проникновения боевых отравляющих веществ в воздухозаборники приточной вентиляции, вводов водоснабжения, каналов загрузки твердого и жидкого топлива, выхлопов и выбросов дизельной и котельной установок, вытяжной вентиляции, канализации и дренажа;
з) механизация загрузки боеприпасов в погреба при массе одного снаряда 471 кг;
и) механизация чистки каналов стволов орудий после стрельбы;
к) полноценная противовоздушная и противодесантная оборона эспланады батареи силами ее личного состава, занятого одновременно ведением артиллерийского боя с кораблями противника;
л) монтаж экспериментальной щелочной аккумуляторной установки шведского производства мощностью 2000 кВт для перекрытия пиковых нагрузок дизельной электростанции в боевой обстановке.


Фрагмент схемы помещений 35-ой батареи Севастополя. Источник: Н.В. Гаврилкин. Севастопольская 305-мм башенная батарея №35. Назначение помещений указано на период боевой эксплуатации батареи в советский период. Эту нумерацию мы и будем применять в дальнейшем. Сегодня нас интересуют помещения левого крыла блока: 1. Осветительная станция. 2. Аккумуляторная с выгородкой щитовой. 3. Мастерская. 4. Шахта потерны в левый командный пост. 5. Компрессорная. 6. Котельная. 7. Коридор. 15. Силовая станция. 16. Сквозник. 17. Забор воздуха и венткамера в помещении без номера. 23. Кубрик. 24. Кладовая механика. 25. Помещения вентиляторов и термотанки. 39. Потерна к командному посту.



Так как бетонный блок проектировался до утверждения Временной инструкции 1913 года, проводились работы по установке в казематах противооткольных одежд из стальных швеллеров и двутавровых балок. Бетонные работы и монтаж первой башни закончились в середине 1926 года. 4 сентября того же года первая башня батареи №8 была отстреляна на ручном действии. По заключению комиссии оба орудия первой башни и установки в целом испытание стрельбой при ручном действии выдержали.
Несмотря на окончание монтажа башен, ввод батареи в строй откладывался из-за задержки поставки силового и вспомогательного оборудования. Так, сроки сдачи силовой электростанции были определены апрелем 1928 года, плюс время на доставку дизелей и генераторов из Ленинграда в Севастополь. Дополнительные (запасные) агрегаты силовой и компрессорной станций должны были быть готовы к весне 1929 года.
21 декабря 1927 года государственная комиссия произвела приемку орудийных башен от строителей с опробованием их стрельбой. В это время на батарее имелись два агрегата электростанции принадлежащих тресту «Машинстрой» и оставленных этим предприятием на батарее по просьбе заместителя председателя РВС И.С. Уншлихта до сдачи постоянной силовой и электростанции. От нее брали электроэнергию при испытании батареи. Только в августе 1928 года силовая установка батареи была принята комиссией по приемке силовой осветительной и компрессорной станций батареи №8.
В октябре 1927 года по предложению РВС МСЧМ в целях засекречивания числа береговых батарей и прожекторов береговой обороны Черного моря, как установленных, так и устанавливаемых, береговую 305-мм батарею №8 переименовали в №35. Осенью 1929 года башенная береговая батарея №35 окончательно вступила в строй. В июле того же года её посетили члены Правительства СССР во главе с И.В. Сталиным.


При сравнении с первоначальным проектом батареи хорошо видно не только как изменилась ее конструкция, но и как поменялось назначение помещений. Так осветительная станция заняла помещение казармы на 48 человек, аккумуляторная и щитовая разместились в казарме машинистов на 37 чел., мастерская и левая компрессорые остались на своем месте, на месте правой компрессорной разместили котельную, а левая часть сквозника и оборонительный сортир превратились в помещения венткамеры. Также изменили планировку и предназачение помещения 23, 24, 25.

Проект батареи № 25 на четыре 12" пушки в броневых башнях... Фрагмент левого крыла батарейного блока и помещений первой башни по дореволюционной нумерации. Источник: Андреев В. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы. Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014. С.79.


В августе 1932 года было выдано оперативное задание на постройку постов батареи №35: командного и управляющего огнем. Требования к постам: должны иметь обзор всего водного пространства, обстреливаемого батареей, ввиду того, что по местным условиям (рельеф местности, расположение башен) не представляется возможным иметь указанный выше обзор с одного поста, необходима постройка двух постов с взаимоперекрещивающимися секторами видимости.
Расположение поста для защиты его от ослепления своими выстрелами и от действия снарядов противника предполагалось вынести в сторону от 300 до 600 м (300 м – предел эллипса рассеивания на дистанции 150 кб. для 15-дм снаряда, 600 м – предел нормальных методов управления оружием и правильного действия ПУАО).

Каждый пост должен был состоять из:
– рубки управления огнем, её размер должен допускать работу в ней семи человек, установку перископа и планшета, контрольных приборов управления огнем;
– закрытого дальномерного поста для 10-м скрывающегося дальномера и запасного 8-м;
– отдельного помещения на одно лицо начсостава и восемь краснофлотцев;
– помещения радиостанции, кладовой имущества, уборной.
Помещения должны быть отапливаемые и газонепроницаемые с подачей воздуха через фильтры и иметь защиту от попадания одного 16-дм снаряда и 2-тонной бомбы.


В разрезе артблок выглядит примерно так. Источник: Иванов В.Б. Тайны Севастополя. Судя по этой схеме подъэтажник с системой вентиляции расположен под всем помещением сквозника и выгороженных из него помещений. Достаточно достоверно показано расположение различных каналов, механизмов и агрегатов, но некоторые из них ставят в тупик (например в осветительной станции).

В связи с отсутствием броневого производства на командных пунктах батареи №35 были использованы броневые рубки недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил» изготовленные до 1917 года.
К 1932 году два командных пункта были построены, из основного блока к каждому пункту вели потерны на глубине 20 метров. В этом же году к постам были проложены кабели от силовой электростанции батареи. Кроме того, Военно-строительное управление РККА предлагало установить в командных постах по дизель-динамо в 25 л.с..

В 1930 году возникли протечки в сводах казематов батареи. Инженер Васильков отмечал, что при строительстве перекрытия сводов набивались жёстким бетоном, не обеспечившим впоследствии должную гидроизоляцию массива. Для устранения течи было сделано торкретирование верхней поверхности перекрытий сводов, после чего протекание было временно прекращено.
В 1932 году продолжались работы по оборудованию батареи при этом следовало построить камеры для дегазации отравленного обмундирования, два поста воздушно-химического наблюдения; заделать загрузочные шахты потерн; закончить работы по сухопутной обороне, маскировке, герметизации броневых дверей и изменению схемы охлаждения дизелей.
На этом пока прервемся с историей батареи


Еще один Фрагмент схемы артблока 35-ой батареи от Дмитрия Стогния после того как батарея приобрела окончательный вид. Здесь хорошо показано размещение некоторых агрегатов и каналов. Цит. по: bellabs.ru


Ну что, подготовились? Теперь пошли в темноту и продолжим нашу экскурсию. Из помещения центральной силовой станции (15) где стояли дизеля и генераторы выходим в центральный коридор и поворачиваем налево. Для лучшей ориентации моих читателей рекомендую использовать приведенные выше планы батареи. Нумерация помещений в скобках дана по схеме из статьи Гаврилкина.

Центральный коридор загроможден обломками от взрыва в помещениях котельной и компрессорной и обрушившимися с покрытия кусками асфальта после того как после войны мародеры выдрали в металлолом противооткол. На месте люков в подъэтажник с коммуникациями - проломы. Справа сколотый угол потерны, ведущей в первую башню, проем двери в кладовую механика (24) ошибочно названную на схеме в музее снарядным погребом и кубрик (23). Слева коридор в вентиляционную камеру (7) и пролом во взорванную котельную (6).


В 2010 году, после создания мемориала вид с этой точки был такой. Хорошо заметно, что пролом к коммуникациям в подъэтажник несколько увеличился и был закрыт решеткой. Тем не менее оставленное пространство, огражденное перилами, позволяют безопасно заглянуть вниз.


Интересно, чем это скололо кусок бетона? В снарядном погребе (26) был еще один взрыв или это общая деформация монолита?


В полной темноте, свет сюда не попадает, проходим по центральному коридорору дальше. Слева образовавшиеся после подрыва проломы в котельную (6) и компрессорную станции (6). Стена, отделяющая их от центрального коридора превращена в обломки и вывалилась в коридор. От взрыва покрытие сдвинулось чуть вверх, потеряв свою монолитность и герметичность, однако взрыв выдержало, получив многочисленные трещины. Если бы бетон был армированным, возможно такого бы не случилось, но сила взрыва тогда бы возросла.


Наружные стены бетонного блока батареи имели толщину 4,3 м монолитного бетона, тыльные стены имели толщину 1,8–2,1 м, внутренние перегородки 1,2 м.
Казематы имели перекрытия из монолитного бетона толщиной 2,5–3 м, с противооткольным слоем из стальных швеллеров №30, уложенных вплотную друг к другу. Между швеллерами и бетоном находился слой асфальтобетона толщиной 30 см.
В казематах блока второй башни были установлены:
– центральная силовая станция с тремя дизель-генераторами Д-3-330, мощностью по 150 л. с;
– осветительная станция с дизель-генератором 75 л.с. для питания осветительной сети, вентиляторов, насосов и других обиходных нужд и обслуживания аккумуляторной батареи 1 МЛ на 1000 а/ч;
– компрессорная станция с компрессором «Людвин» 18 л.с.;
– котельная установка системы парового отопления – три котла системы Шухова;
– противохимическая защита, состоявшая из четырех групп угольных фильтров ФП-360.


Местами бетонные блоки держатся на честном слове


Сейчас это место с противоположной стороны центрального коридора выглядит как-то так. Узнать его сложно


Котельная (6). Прямо за полуразрушенной стенкой была угольная яма, а по первоначальному проекту в этой стенке были проделаны амбразуры обороны горжи батареи. Впоследствии они были заделаны при усилении бетонирования горжевой стенки. Слева проход в коридор (7) ведущий в вентиляционную камеру (17). Сам коридор завален обломками, через него не пройти, пройдем через котельную. Справа проход в помещение компрессорной станции (5).


План паровой и конденсационной линий батареи №35, 1934 г. Источник: фонд Музея военных строителей ЧФ.


Оборачиваемся. Вид из помещения котельной в центральный коридор. Видны последствия мощного взрыва и пролом на месте прохода в помещение кубрика (23) по другую сторону коридора.


Еще один вид на обломки бетона в помещение котельной


Из помещения котельной проходим в вентиляционную камеру ( помещение без номера и помещение 17). Это она выгорожена из помещения сквозника, значительно укоротив его и захватив помещение оборонительного сортира. Стенка с технологическими отверстиями как раз отделяет бывшее помещение сортира (17) от основного помещения венткамеры, а глухая стенка отделяет ее от сквозника.


Если заглянуть через квадратное отверстие в помещение бывшего сортира (17), то можно заметить вентиляционное отверстие на месте бывшей амбразуры. Да, это те самые вентиляционные отверстия с бронеставнями на горжевой стене, которые мы рассматривали снаружи, сообщаются именно с этим помещением. Все это перепланировка периода советской достройки.


В венткамере есть примечательная особенность - большой квадратный люк в полу, в который легко можно навернутся, путешествуя по подземельям без фонаря. Внизу остатки шиберов системы вентиляции. Вероятно, здесь же стояли угольные фильтры, что видно на схеме батарейного блока в разрезе.


Не трудно догадаться, что камера с шиберами в подъэтажнике это по своему изначальному предназначению выгребная яма сортира на три посадочных места из которого наружу вели две бойницы обороны горжевой стены. В советский период достройки она была сильно расширена и превратилась в большой подъэтажник под сквозником и сопредельными казематами.


Направляемся через помещение котельной в компрессорную. В разломе стены обращаем внимание на странное бревно. Не похоже, что оно было здесь изначально. Подпорка? Но особой необходимости в ней здесь нет. Загадка.


Могу ошибаться, но это отверстие в покрытии снято либо в помещение котельной, либо где-то в соседних


Наиболее вероятно, что это выход дымовой трубы. Хорошо видно, что выходящая за пределы покрытия часть трубы повреждена во время боев


Возвращаемся в центральный коридор и оборачиваемся назад


Помещение компрессорной (5). Налево проход в котельную, направо - выломанная взрывом тонкая стенка в перпендикулярный основному коридору коридор (4), ведущий к спуску к потерне левого КДП (командно-дальномерного поста)


Вот этот пролом. За ним виден осевший свод коридорчика (спуск в потерну слева) и штатный проход в помещение мастерской (3)


Управление огнем батареи осуществлялось из двух командных постов – главного (правого) и запасного (левого), удаленных соответственно на 450 и 200 м от орудийных блоков. Потерна левого поста, проложенная на глубине около 20 метров, имела боковое ответвление, выходившее в виде коленчатого сквозника к берегу моря и служившее для вывода канализационных и дренажных труб, а также как запасной выход.

По самому коридорчику к спуску в потерну проходить опасно - нависают обломки бетона, поэтому идем через компрессорную


Проходим до конца коридора (4) и останавливаемся перед шахтой, ведущей вниз в потерну к левому КДП (39). Изначально здесь по "царскому" проекту должен быть выход по винтовой лестнице наверх, к левому броневому наблюдательному посту. Но при достройке батареи в советский перид справедливо решили, что толку от этих двух постов на покрытии батареи будет мало, особенно во время залпов, и приняли дорогостоящее, но оправданное решение сделать два выносных КДП, соединив их потернами глубокого заложения с артблоком.


Справа оригинальной поручень и остатки привязанной к нему веревки, внизу оригинальная водопроводная труба. Видно что взрыв деформировал раму ведущего вниз люка (это подтверждается и воспоминаниями). Имено через эту шахту, а далее по потерне и через левый КДП была осуществлена эвакуация части командного состава СОРа. Затем, в ночь на 2-е июля 1942 года на батарее прогремело три взрыва: по одному под каждой башней и один в помещениях котельной и компрессорной, соседних от спуска в потерну, где мы сейчас находимся. После взрыва казематы заполнило цементной пылью и пороховыми газами, а когда стало можно дышать, не сумевшие эвакуироваться, из КДП по потерне и шахте поднялись через этот люк обратно в массив батареи.


Именно с этим местом связаны строки из воспоминаний комиссара 35-й батареи Виктора Ефимовича Иванова:
"В ночь с 1 на 2 июля по трансляции было объявлено: «Внимание! В связи с тем, что весь боезапас расстрелян, батарея уничтожается. Всему личному составу батареи выйти наружу через башенные выходы. Всему остальному личному составу — через потерны на берег».
К этому моменту в силовой станции башни оставалась только группа людей, которые должны были, включив рубильник, произвести взрыв.
Взрывы оказались страшной силы: один, затем второй... Третьим была взорвана силовая станция.
После взрыва батареи в потернах, набитых до предела людьми, наступила темнота. Я услышал голос Фаина: «Иванов, возьмите двух матросов, поднимитесь наверх и выясните, сможем ли мы продержаться здесь еще двое суток»...
Услышав приказ Фаина, я прокричал в темноту: «Электрики, мотористы-дизелисты есть?» Отозвалось несколько голосов. У одного был фонарь-жучок. Мы прошли с ними, пробираясь бочком сквозь плотную людскую массу, метров пятьдесят. Дальше идти стало невозможно. Кричу: «Товарищи, пропустите! Выполняю приказ». Поднялись метров тридцать по скоб-трапу. В тамбуре силовой станции лежала чья-то овчарка с перебитыми лапами. Собака скулила, пытаясь подняться.
(Вероятно, ее просто не смогли спустить вниз по скобтрапу. Прим. мой)
А дальше — железная дверь к силовой станции. Попробовали открыть ее — не поддается. Но едва открыли — газ потоком хлынул в потерну. Мы пошли обратно, подсвечивая фонариком. Пройти к Фаину не мог из-за толпящихся людей. С расстояния доложил: «Двери силовой станции открыли, по штольне идет газ. Надо уходить, иначе отравимся».
Люди, стоявшие сзади, сразу подались к выходу, который находился над обрывистым берегом на высоте около семи метров. Веревочного трапа не было, летели с высоты вниз на камни....".
Источник.

Тут есть ряд неточностей. Как мы теперь знаем взорвана была компрессорная и котельная, а помещение силовой станции осталось неповрежденным. Вполне возможно, то что именутеся тамбуром силовой это как раз этот коридорчик, где мы находимся у шахты в потерну. Но он тоже поврежден взрыом и не понятно какую дверь открывали, может быть она отделяла место спуска в шахту от коридорчика? На то что действие происходило именно в потерне к левому КДП и мы стоим у того самого скобтрапа указывает наичие выходов из потерны к обрыву.

Боязливо заглядываем в шахту. Когда-то здесь был скобстрап, переходящий в пролеты крутой металлической лестницы. Кстати, рама ведущего вниз люка могла быть деформирована и в послевоенное время охотниками за железом.


Без страховки здесь делать нечего, лестница срезана. Справа виден проход в помещение подъэтажника где находились баки с соляркой для дизелей.


Ну а это еще глубже. На глубине в 20 метров видно дно шахты.


Соседнее помещение мастерской (3). Справа проход в заваленый обломками бетона коридорчик к шахте спуска в потерну левого КДП. Прямо по идее должен быть проход в центральный коридор, но на фото создается ощущение, что это просто ниша. Странно.


После создания мемориала мастерская со стороны центрального коридора выглядит вот так. Слева проход в коридорчик к шахте потерны левого КДП. По центру появился знатный новодел. Зачем-то пробили пол и сделали вход в шахту потерны КДП через подъэтажник где было помещение с емкостями для солярки. Наверное для того, чтобы сократить спуск по лестнице. Обратите внимание на дальнюю стену. Видите там кружочек?


Здесь на бетоне сохранилась оригинальная окраска и разметка на период войны и какой-то странный знак ввиде круга. Что он мог обозначать в мастерской?


Возвращаемся обратно в центральный коридор и уходим по нему дальше налево. Здесь он не завален обломками бетона и помещения сохранились в лучшем состоянии. Тем не менее противооткол выдран, а под ногами валяется упавший асфальтобетон. Слева проем в помещения щитовой и аккумуляторной (2), прямо проход в центральную осветительную станцию (1).


Там где куски асфальтабетона обвалились видна гладкая поверхность бетонного свода коридора


Местами в полу зияют незакрытые проемы люков кабельканалов и прочих коммуникаций


Заглянем в один из них, вдруг что найдем? Кстати, останки защитников батареи зачастую находили в самых неподходящих для этого местах. Многие предпочитали до конца прятаться, но не сдаваться в плен.


Помещение аккумуляторной (2)


Крайнее левое помещение центральной осветительной станции (1), снабжавшей батарею электрической энергией для нужд освещения. На батарее целенаправленно были разделены силовая (для боевой работыбашен) и осветительная (для бытового потребления) линии от разных источников питаия. Более того, для прожекторной станции предусматривалась отдельная силовая.


Не совсем понятна щель под пятой свода. Возможно здесь проходили многочисленные кабеля в соседнее помещение аккумуляторной, что собственно и оказано на одной из схем


На этом фото хорошо видна структура противооткольного и герметизирующего покрытия. Стальные швеллера противооткола выдраны обнажив слой асфальтобетона и бетонный свод каземата. Интересно, что bellabs двумя годами поже снял именно этот участок с необвалившимся вниз асфальтом


Под грудой обломков торчат остатки фундаментов механизмов и видны узкие люки в какой-то кабельканал


Еще один вариант окраски стен и какая-то ниша


Поворачиваем назад и по уже знакомому коридору идем в обратном направлении повторно осматривая помещения в поисках незамеченных вкусностей. В одном из помещений находим вот такие сохранившиеся заслонки предположительно системы вентиляции. Вероятно это снято в помещении центральной осветительной станции или в щитовой с аккумуляторной. Там же сделано и заглавное фото.


По центральному коридору доходим до прохода в подбашенное помещение второй башнии и собираемся идти в казематы правого крыла артблока. Но это уже будет в следующей части повествования


Использованная литература:
Андреев В.А. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы. Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014.
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009 Цит. по bellabs.ru
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru 2007 и 2010 годов.

Первая часть была здесь.

Дзен-репортаж здесь...
Tags: Береговая артиллерия, Береговая оборона, ВОВ, Крым, Севастополь, Фортификация
Subscribe

Posts from This Journal “Севастополь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment