starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

В артиллерийских погребах HMS "Belfast"

После того, как мы познакомились с жизнью и бытом экипажа на борту крейсера "Белфаст" в предыдущем репортаже, настала пора рассмотреть его вооружение поближе. Начнем мы не стандартно, с погребов и подбашенных помещений одной из носовых башен (второй, если я не ошибся) главного калибра, а также системы подачи боеприпасов. Обычно этой теме уделяют мало внимания, завораживаясь внешней красотой орудийных башен.


Мы помним, что главный калибр крейсера составляют четыре бронированные башни с тремя орудиями 6"/50 (152-мм) Mk-XXIII в каждой из них. Башенные установки также носят индекс Mk-XXIII. Первоначально на крейсера подтипа "Эдинбург" (построенно было всего два систершипа "Эдинбург" и "Белфаст") хотели установить четырехорудийные башни, но их испытания не дали удовлетворительного результата и ограничились модернизированными Mk-XXIII, отличающимися от предшественников Mk-XXII как более угловатой формой, так и улучшенными характеристиками. Размеры крейсера данного подтипа позволяли в годы Второй мировой войны совершествовать артиллерию ПВО без ущерба для главного калибра, а на его предшественниках для размещения дополнительных зенитных орудий пришлось снимать третью башню.

Прежде чем перейти к осмотру подбашенных помещений обратим внимание на схему артиллерийской башни Mark XXIII (6 дюймов / 50 (15,2 см)) крейсера. На этом эскизе не показано небольшое смещение центрального орудия назад для избежания при стрельбе залпами негативного влияния соседних орудий. Рисунок из «Карманного справочника артиллерийских орудий, BR 224/45 (1945)».


Хорошо заметно, что зарядный погреб расположен ниже снарядного, а все подбашенные конструкции вращаются вместе с башней в башенном колодце. Угол поворота башни составляет 120 градусов в каждую сторону. Масса башенной установки - 182-185 тонн в зависимости от толщины бронирования. Каждая башня Mark XXIII был оснащен электродвигателем мощностью 114 л.с. и имела другую систему подачи боеприпасов по сравнению с более ранними типами. Если я не ошибаюсь, привод вращения был гидравлический.

Еще одна схема орудийной башни главного калибра  из музея крейсера "Белфаст"


У каждой башни был свой зарядный и снарядный погреба. Заряды кордита в тубусах передавались по лоткам из хранилищ в перегрузочное отделение, где на центральной, вращающейся вместе с башней, платформе их загружали в подъемники (элеваторы) в вертикальном положении. Подъемник представлял собой стальную трубу с перемещающейся внутри бесконечной цепью, которая и подавала заряд к орудию. На каждое орудие приходилось по одному подъемнику для заряда, и они тянулись прямо из перегрузочного отделения до башни. Один подъемник мог доставлять по разным данным 10 или 12 зарядов в минуту при реальной скорострельности башни 8 выстрелов в минуту.

Вид из снарядного перегрузочного отделения в зарядное через люк между ними


Заряд представлял собой тканевый мешок с 14 кг (30 фунтов) кордита или NQFP (введеного в конце войны нового артиллерийского пороха) для снаряда весом 51 кг (112 фунтов). Ресурс ствола составлял 1100 выстрелов при полном заряде со стандартным кордитом и 2200 выстрелов с NQFP.

Еще один вид, вверху фото заметна вращающаяся платформа с подъемниками зарядов. Прямо под люком три тубуса с зарядами кордита. К сожалению, в эту часть экскурсии не водят..


Укрупненный фрагмент схемы перегрузочных отделений башни главного калибра крейсера "Белфаст"


Выше перегрузочного отделения для зарядов и зарядных погребов находился снарядный погреб и перегрузочное отделение для снарядов. Оно было устроено несколько сложнее, т.к. снаряды значительно тяжелее зарядов и необходимо создать возможность стрелять разными типами без задержки. Снаряды из специальных ящиков и боеукладок перекладывались в револьверную укладку на кольце с электрическим приводом, независимо вращающегося вокруг центральной части перегрузочного отделения. При боевой работе происходило независимое вращение двух конструкций: самой башни с перегрузочным отделением и подъемниками и кольца с револьверной укладкой вокруг перегрузочного отделения. Это позволяло подавать снаряды в подъемники вне зависимости от угла поворота башни.

На фото хорошо видна револьверная промежуточная укладка вокруг вращающейся центральной части отделения, трубы подъемников и уложенные в них снаряды. зачем листом железа зашита лестница наверх, я не понял. если я не ошибся на фото перегрузочное отделение первой башни А.


Револьверная укладка вмещала в себя до 56 снарядов, уложенных под наклоном носами вверх и наружу. Отсюда их вручную передавали на загрузочные лотки снарядных подъемников. Каждое орудие было снабжено своим собственным подъемником для снарядов, который мог также подавать 10 или 12 снарядов в минуту и ​​доставлял снаряды вертикально в орудийную башню.
Кроме того, имелась запасная линия подачи кордита сзади и слева от центрального подъемника снарядов и вспомогательный подъемник снарядов с правой стороны позади правого подъемника снарядов. Т.е. в общей сложности наверх вело восемь труб подъемников. Какие из труб подъемников вспомогательные, а какие для зарядов, я не совсем разобрался. Но в целом принцип действия по фото понятен.

Предположительно перегрузочное отделение второй башни B. Здесь на подъемнике снаряды отсутствуют, но лучше видно его устройство.У каждой группы подъемников имеется переговорная труба. Хорошо видны механизмы для подачи снаряда на подъемник. Очевидно, его движение было синхронизировано с положением рукоятки подачного устройства. Трубы подъемников зарядов расположены позади подъемников снарядов.


Не знаю, что за фитюлька видна в подъемнике, но предполагаю, что это какой-то защитный кожух, предохраняющий оживальную часть снаряда во время транспортировки


Левый подъемник, в нем тоже просматривается колпачок. Справа какая-то труба в разрезе, сильно похожая на запасной подъемник зарядов, но это не точно. Конструкция на переднем плане с лотком позволяет держать снаряд в готовности к подаче на подъемник, а не в руках. Странно, что она не имеет колесиков. Более того, обычно за имеющуюся рукоятку снаряд с нее можно было опрокидывать в подъемник. Здесь же это целиком сварная конструкция и рукоятка приделана со стороны донышка снаряда. Это странно.


Фугасные снаряды со вкрученными взрывателями на револьверной укладке


И вот тут со мной произошло удивительное. Я так обрадовался большому количеству боеприпасов, что решил цапнуть один из снарядов, не закрепленный в карусели. Вы же знаете, что в наших музеях есть определенные проблемы с демонстрацией подобных экспонатов и саперы предпочитают даже практические снаряды уничтожать методом подрыва (сдавать в металлолом),а не передавать в музеи. Дак вот, схватив снаряд, я чуть не потерял равновесие. Это оказался пластиковый тонкостенный муляж, искусно раскрашенный декораторами. К сожалению, фото по понятным причинам нет, а жаль.
Все, все снаряды в погребах "Белфаста" оказались муляжами. если приглядеться на некоторых из них даже видны вмятины. Муляжи изготовлены так искусно, что пока не возьмешь снаряд в руки или не стукнешь по нему, не поймешь, что это пластик.



Первоначально, в целях соблюдения Договора 1929 года крейсеры класса Town рассчитывались на емкость погребов в 150 выстрелов на орудие, но на самом деле в них было место на 200 выстрелов. Все последующие модификации, в том числе подтип "Эдинбург" имели боезапас в 200 выстрелов. В 1948 году у HMS Belfast боекомплект составлял: 1384 бронебойных (CPC), 960 фугасных (HE), 474 практических (Practice) и 44 учебных (Drill), всего 2862 снаряда, что составляет 238 снарядов на орудие.

На фото слева тренировочные снаряды, на дальнем плане оригинальная укладка снарядов в контейнере


Укладка из 14 тренировочных снарядов, применяющихся для тренировки расчета. Не путать с практическими, предназначенными для тренировочных стрельб


Укладка фугасных снарядов в контейнере


Обратите внимание как интересно устроен контейнер. По мере его освобождения и перегрузки снарядов на "карусель" боковые деревянные стенки разбирались для доступа к нижним рядам снарядов. Современная урна тут явно не в тему в кадр попала.


Посмотрим вверх - там вращающаяся платформа еще одного подбашенного помещения с агрегатами, обеспечивающими ее вращение


Двигатель привода, мощностью 114 л.с. расположен еще на одну платформу выше. Как я понял,он приводил в движение гидравлический насос, обеспечивающий гидравлический привод вращения башни и вертикального наведения. Вероятно, такой сложный привод был сделан для обеспечения быстроты и плавности хода механизмов наведения,  а также сопровождения цели.


Еще одно фото перегрузочного отделения снарядов


Выйдем из подбашенного помещения и отправимся на палубу крейсера. По пути через специально проделанное отверстие посмотрим на перегрузочное отделение для снарядов сверху


Вся эта грандиозная конструкция крепится к башне снизу и вращается, опираясь на несколько погонов


Попутно заглядываем на склад выстиранного обмундирования


Еще немного, и мы на палубе крейсера, идем осматривать орудийный башни главного калибра изнутри и снаружи. Но это будет в следующем репортаже

На фото кормовые башни крейсера. Хорошо видно,что среднее орудие в каждой башне несколько короче крайних. Теперь мы знаем почему.


Использованы материалы:
1. HMS Belfast. Guidbook. 2010
2. Британская Википедия HMS_Belfast
3. NavWeaps

Предыдущие части:
1. Крейсер "Белфаст" - виды с берега
2. Крейсер "Белфаст" - на борту

Навигация по моим материалам о Великобритании здесь

Дзен-репортаж здесь...
Tags: Великобритания, Лондон, Музеи, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “Великобритания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment