starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Category:

Подводная лодка Б-440. На верхней палубе

Ко Дню подводника

Продолжим экскурсию по советской дизель-электрической подводной лодке Б-440 проекта 641 (Foxtrot) установленной на вечную стоянку посереди Русской равнины на берегу Вытегорского водохранилища. Странное место для океанского корабля не правда ли? Отсюда по прямой 320 километров до Онежской губы Белого моря и на пару десятков километров больше до Финского залива Балтийского моря. Но это намного ближе чем от другой музейной лодки Б-307 в Тольятти.


В прошлых репортажах мы осмотрели ее внутренние помещения, пройдя из отсека в отсек от носа до кормы. А теперь покинув "чрево железного кита", плещущегося на водной глади, через специально прорезанный для экскурсантов проход в седьмом отсеке по правому борту по трапу поднимаемся на ее верхнюю палубу. Этим наша лодка выгодно отличается от Б-307, где выход на палубу для экскурсантов закрыт. С погодой нам в тот день не повезло. Хотя было не очень холодно, но дул сильный ветер и как раз к окончанию нашей экскурсии линул дождь. Мы даже какой-то время потуссили у выхода пережидая самую непогодь.

Дождь еще моросил, когда мы поднялись на мокрую и блестящую черную палубу, реально похожую на тушу кита. Первое на что обращаешь внимание - как же здесь узко. Как я понял, леера установлены для безопасности экскурсантов. На оригинальной лодке их нет или они другой конструкции.


На дальнем плане на глади Вытегорского водохранилища пришвартован танкер "Ирма" Росморречфлота постройки 1967 года и предназначенный для перевозки 280 тонн дизельного топлива в четырех танках. Интересно, что надпись ОГНЕОПАСНО, нанесенная на танки так разбита на слога, что читается как НЕО ПАС НО, особенно теми кто не знает как не с наречиями пишется. Кубическое здание за танкером - турбинный зал Вытегорская ГЭС. Построенная в 1961 году, станция имеет мощность 2 МВт и среднегодовую выработку электроэнергии около 10 млн. кВтч. Жалею, что мы не попытались подойти ближе и пофотографировать. Но ГЭС так замаскировалась, что даже стоя рядом с ней ее не увидишь, если не знаешь.

Осмотрим кормовую часть палубы. Прямо перед нами место кормового аварийно-спасательного люка. Но он к сожалению закрыт какой-то железячкой, чтобы экскурсанты не спотыкались и ознакомиться с его устройством не получилось. дальше идут кнехты для швартовки  и аварийный буй. Аварийно-сигнальный буй советских подводных лодок окрашивается в красно-белую расцветку и имеет форму большой кастрюли с плотно закрытой крышкой, частично выступающей из корпуса лодки.


В случаях когда подводная лодка находится в аварийном состоянии и не может всплыть, она сигнализирует об этом, выпуская на поверхность аварийно-сигнальные буи, масляные пятна, воздушные пузыри, пиротехнические сигналы, а также используя другие имеющиеся в ее распоряжении средства. Аварийно-сигнальный буй имеет яркую окраску, хорошо заметную на поверхности моря. Он соединен с подводной лодкой кабель-тросом и, как правило, снабжен телефонным аппаратом, с помощью которого можно установить связь с экипажем аварийной подводной лодки. Аварийно-сигнальный буй также оборудован автоматическим радиопередатчиком.

Подводные лодки СССР и России как правило снабжены двумя аварийно-сигнальными буями, один из которых носовой, другой кормовой. Буи имеют форму усеченного конуса с плоским дном и сферической верхней частью. Диаметр буя 0,9—1,25 м, высота 0,45—0,7 м. Корпус буя выступает над поверхностью воды на 0,4— 0,6 м. Каждый буй окрашен в красный цвет, а его сферическая часть окрашена чередующимися тремя красными и тремя белыми секторами. На одном из белых секторов носового буя нанесена черной краской буква Н (носовой), а кормового буя — буква К (кормовой). Дальность видимости буя днем 1,5—2,0 мили. В центре верхней части корпуса буя установлен белый проблесковый огонь (70 проблесков в минуту) с дальностью видимости до 5 миль. Буи снабжены телефоном. Для установления связи с подводной лодкой по телефону необходимо открыть крышку шахты буя (отдачей барашков или отвинчиванием накидной гайки ломиком), закрепить ее, вынуть из резинового чехла микротелефонную трубку и подать вызов нажатием на кнопку в торцевой части резиновой груши. При получении ответа отпустить кнопку и вести разговор. Источник


Кормовой аварийно-сигнальный буй в корпусе ПЛ Б-440


А теперь глянем с кормы в сторону носа и рубки ПЛ Б-440


Вверху на оконечности рубки расположено устройство отвода выхлопных газов дизелей. Назначение загадочного железного ящика с дырочками по левую сторону рубки я не знаю. Может быть там перевозят сторожевую военно-морскую собаку или боевого дельфина?


Оглядываемся на корму. Хорошо видно устройство выхода из лодки на берег и трап на верхнюю палубу


Направляемся на нос и обходим рубку справа по очень узкому проходу. постоянно держась за поручень. После дождя скользко и страшно.


Проходим дальше в носовую оконечность. Где-то здесь под палубой находятся баллоны воздуха высокого давления. В носовой оконечности просматривается носовой аварино-сигнальный буй уже знакомой красно-белой расцветки. Справа на берегу вытащен на сушу рейдовый катерный тральщик проекта 361Т. Про него репортаж был здесь.


На флагштоке развивается гюйс или "стояночный флаг" - прерогатива кораблей 1-го и 2-го рангов. По своей расцветке он аналогичен российскому крепостному флагу и его почему-то часто путают с Юнион Джеком. Чет мне только кажется что пропорции белых полос вертикального креста данного флага сильно нарушены в сторону утолщения.

Если я правильно понял, на самой оконечности носа под кожухом расположена антенна станции звуко-подводной связи


Оборачиваемся назад в сторону рубки. За аварино-сигнальным буем должен быть расположен торпедо-погрузочный люк. Он же и люк аварийного выхода. Но он закрыт ничем не выделяющейся на палубе створкой


Над лодкой на сильном ветру развеваются флаги расцвечивания или флаги международного свода сигналов


Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот свод. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов.


Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у них на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.


Рубка подводной лодки Б-440 в основании которой скрыта боевая рубка, в которую нам так и не удалось попасть. Так что я не знаю как там все устроено, но знаю, что через верхний рубочный люк боевой рубки, можно попасть в эту надстройку в надводном положении и оттуда управлять лодкой под защитой от непогоды.


Еще раз глянем в сторону носа. Кажется на палубе ввиде овала читается заваренный торпедо-погрузочный люк


Обратно возвращаемся обходя рубку по левому борту. Тут более безопасно из-за наличия лееров


Вид в кормовую часть и на ящик с дырочками


Вид на рубку снизу. Где и как из нее выходят на палубу я толком не понял. На поверхности рубки хорошо видны зацепки для обслуживания выхлопа дизеля. Дальше по ним явно не пролезешь. И все-таки, кто сидит в этом ящике с дырочками?


Сходим на берег и делаем еще несколько странных кадров подводной лодки. Самые красивые были в предыдущем репортаже, но этими я не могу не поделиться


Объектив забрызган дождем и фотографии получились не только в контровом свете, но и с пятнами бликов


Самый странный кадр, который широко разошелся по соцсетям. Нос подводной лодки Б-440 в окружении осоки и кувшинок


Общий вид подводной лодки Б-440 с берега со стороны носа


На этом пока все, мы отправляемся осматривать другие достопримечательности Вытегры перед яхтенным круизом по Онеге.

Навигация по всем материалам проекта Вкруг Онеги 2018 и предыдущим репортажам о подводной лодке Б-440 здесь

Дзен-репортаж здесь...
Tags: ВМФ, Вытегра, Музеи, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “Вытегра” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments