starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Советская подлодка Б-307 за тысячу километров от моря. Что сохранилось внутри?

Ко Дню подводника

Оставаясь верен концепции своего блога, продолжаю знакомить своих читателей с тем что мне интересно, но многим может показаться скучным. Двигаемся мы системно, с завидной долей упорства, круто замешанного на занудстве. Я пишу для тех, кто фанатеет от разных железячек и заброшенного техногена и не падок на жареные темы.
Может быть кто-нибудь из моих друзей благодаря этому репортажу пойдет по моим стопам и приедет в Тольятти, чтобы в живую осмотреть ту самую, единственную в мире подводную лодку Б-307, которую сначала по внутренним водным путям доставили в Поволжье за тысячи километров от моря, а потом еще и протащили пять километров по суше. Уникальная во всех случаях операция.

Подводная лодка Б-307 в Тольятти в канун Дня подводника 18 марта 2021 года в 10-00 утра. Фото Александра Курочкина специально для моего блога по телетайпу

В прошлых репортажах (ссылки будут в конце) мы познакомились с историей транспортировки подводной лодки Б-307 с Балтики в Технический музей им. Сахарова в Тольятти, изучили ТТХ проекта, внимательно осмотрели субмарину снаружи, забрались в первый торпедный отсек и остановились в носовой части жилого отсека II. Продолжим нашу увлекательную экскурсию. Но для начала еще раз обратимся к схеме внутреннего устройства подводной лодки проекта 641Б "Сом", а точнее только к схеме II, III и IV отсеков, которые мы сегодня посетим вместе с вами.

Схема отсеков II, III и IV подводной лодки Б-307 пр.641Б


Не вдаваясь в подробности, т.к. техническое описание подводных лодок проекта 641Б было в предыдущих репортажах, отмечу только, что прогресс не стоял на месте и при сохранении длины корпуса предыдущего проекта 641 он стал шире на 1,2 м, приобретя более обтекаемую для движения под водой форму. На лодках нового проекта не только установили более совершенное вооружение и оборудование, но и значительно улучшили условия обитаемости. Впервые все члены экипажа получили постоянные спальные места. Во многом это удалось сделать за счет более современных и компактных аккумуляторных батарей и рациональной перекомпоновки внутреннего пространства. Лодки проекта 641Б чуть проигрывали предыдущему проекту по автономности и максимальный глубине погружения, но превосходили его по боевой эффективности даже утратив кормовую группу торпедных аппаратов. Получился вполне современный хищных для океанских коммуникаций потенциального противника, причем вполне конкурентоспособный атомным подводным лодкам (менее шумный при подводном ходе).

Схема подводной лодки предыдущего проекта 641 для сравнения


Снаружи подлодка конечно выглядит грандиозно и потрясающе, чего не скажешь о ее начинке. Но тому есть свои причины и к этой теме мы еще вернемся, а пока полюбуемся на подводную лодку Б-307 посереди заснеженной равнины.
Фото 18 марта 2021 года 10-00. Александр Курочкин специально для моего блога по телетайпу


Смотрю за последние два года перед трапом на лодку появились какие-то новые пушки?
Фото 18 марта 2021 года 10-00. Александр Курочкин специально для моего блога по телетайпу


Александр Курочкин на фоне лодки. Это он в августе 2019 годы был моим проводником по внутренностям "железного кита".


Итак, перенесемся в 2019 год и вместе с Александром продолжим осмотр второго отсека (жилой и аккумуляторный)


Каюта капитана подводной лодки Б-307


Каюта офицеров


Где-то рядом на переборке закреплена Таблица № 1 Условных сигналов стуком для переговоров водолаза с личным составом затонувшей подводной лодки. Можете учить - вдруг пригодиться.


Таблица № 3 Условных звуковых сигналов при выходе из подводной лодки шлюзованием


Каюта врача она же медпункт. В случае необходимости операционная разворачивалась в кают-компании. Для этого там имелось особое освещение. Под подволокой - гидравлическая машинка, управляющая одним из клапанов вентиляции ЦГБ


Изолятор. У меня есть версия, что его можно было использовать не только по медицинским показаниям, но и как губу


Офицерская кают-компания с буфетной выгородкой. Обратите внимание на осветители. К сожалению, операционные лампы демонтированы. Под подволокой очередная гидравлическая машинка, управляющая одним из клапанов вентиляции ЦГБ


Гальюн и нечто похожее на некомплектную душевую рядом


Отправляемся в третий отсек, где расположен центральный пост. На лодках нового проекта 641Б перемещение личного состава через центральный пост было ограничено. Сам отсек (как и второй) разделен на три палубы и всё движение происходило по второй палубе (ниже ЦП). Этим путем сейчас пройдем и мы спустившись на один уровень ниже по трапу во втором отсеке.

Трап на нижнюю палубу второго отсека. Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru Я его не снял

Основное пространство на средней и нижней палубах второго отсека занимали I и II группы аккумуляторных батарей, но в отличии от предыдущего проекта, здесь появилась возможность сделать дополнительные каюты. Люк загрузки аккумуляторных батарей мы осмотрели в предыдущем репортаже. К сожалению, в отсеки с аккумуляторными батареями мы не заглянули. Они пусты и закрыты для осмотра. Тем не менее, чтобы получить представление о них, воспользуемся чужими фотографиями.

Места размещения аккумуляторных батарей во втором отсеке.

Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru


Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

Батарейные автоматы I и II групп аккумуляторных батарей

Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

Щиток контроля тока I и II групп аккумуляторных батарей, расположенных на средней и нижней палубах


Люк в переборке между II и III отсеками на средней палубе.  Через него мы попадаем в третий отсек


На средней палубе в третьем отсеке интересно. В отличии от вытегорской подводной лодки Б-440, где это пространство превращено в обширные музейные залы, здесь сохранилась первичная планировка помещений и кое-какие агрегаты. Мы находимся под центральным постом. Слева трубы выдвижных устройств, справа какие-то электротехнические щитки питания освещения в помещения отсека на 220 В. Здесь в выгородках было расположено радио-электронное вооружение, но сейчас оно демонтировано и выгородки закрыты для осмотра.


Как я понял, в московской подводной лодке Б-396 "Новосибирский комсомолец"  пр.641Б, несмотря на наибольшую сохранность интерьеров экскурсионной части среди подлодок-музеев в современной России, в эту часть посетители не ходят.


Проходим далее в кормовую часть по средней палубе и попадаем в IV отсек (аккумуляторный и жилой) где расположены аккумуляторные батареи III и IV групп, жилые помещения и различные вспомогательные агрегаты. Кают-компания матросов и старшин


Вот так эта кают-компания выглядела до 2016 года

Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

Отсек холодильных установок. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам. На фото читается наименование двух приборов, закрепленных на холодильной установке: ТР-ОМ5-02.


ТР-ОМ5-02 - это датчики-реле температуры. Они являются комплектующим изделием холодильных установок судов морского и речного флота и, холодильных установок, применяемых на железнодорожном и автомобильном подвижных составах. Предназначены для автоматического двухпозиционного регулирования температуры (от -20 до +10°С). Интересно, что в спецификации отмечается, что при более высоком атмосферном давлении температура срабатывания прибора относительно установки повышается, а при более низком — понижается на указанную величину. Интересно, а как же быть с вакуумом который в ушах у экипажа, как мне тут писал один "подводник" в комментах? При нем будет прибор работать?


Тем же путем что и пришли, возвращаемся обратно на верхнюю палубу второго отсека и наконец отправляемся в центральный пост. Вид на жилую палубу второго отсека со стороны кормы


Еще совсем недавно центральный пост выглядел вот так. Я с интервалом в год и от обилия впечатлений сразу не уловил отличие центрального поста этой лодки от ЦП подводной лодки Б-440 более раннего проекта 641. А они существенны, даже несмотря на практически в ноль выдранную аппаратуру. По этой причине я снимал мало, а зря. Теперь придется пользоваться чужими фотографиями.
Центральный пост ПЛ Б-307. На переднем плане кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором). На дальнем плане справа - штурманская рубка. Трап к люку наверх ведет в боевую рубку.

Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

К сожалению, при передаче Б-307 музею военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост - в нём практически пусто. Но это было еще не все.
С целю облегчения лодки перед транспортировкой еще в Кронштадте из нее принялись вырезать все что можно без какого-либо плана под музеефикацию. Резали и военные и любители легкой наживы. За этот период вандалы выломали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая запорная арматура. Вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. По этой же причине закрыт доступ далее IV отсека. Ситуацию усугубил еще и пожар, вспыхнувший в IV отсеке во время работ по облегчению лодки.

Я так и не нашел для себя объяснения, почему в ЦП Б-440 есть перископ, в который даже можно посмотреть, а на Б-307 его нет? В комментариях бывалые подводники говорят, что он не должен находиться в ЦП (наблюдение из него возможно только из боевой рубки, но это не точно) и перископ в ЦП это просто музейная самодеятельность в Вытегре. Косвенно на это указывает отсутствие шахты перископа, которая должна прошивать все три палубы третьего отсека лодки. На Б-307 трубы выдвижных устройств на средней палубе есть, а вот перископа нет, по изложенным выше причинам.

Центральный пост подводной лодки Б-440 в Вытегре для сравнения двух проектов 641 и 641Б. Репортаж был тут


Как уже говорилось, проект 641Б более совершенный и насыщенный различными автоматизированными системами управления.
Система "Вольфрам" позволяла осуществлять одному оператору централизованное управление противоаварийными системами, системами управления плавучестью, обиходными системами, специальными устройствами и системами обеспечения обитаемости. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту. Этим и объясняется отсутствие у ПЛ Б-307 большого количества вентилей на раздаточной колонке основного воздушного пульта по управлению балластными цистернами (станция высокого давления).
Впервые на ДЭПЛ появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел», благодаря ей лодка могла атаковать сразу две цели.
Пост управления движением ПЛ – центральный пульт управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором) и многое другое оборудование безвозвратно демонтированы. Их можно бы было восстановить за счет утонувшей в декабре 2019 года в Севастополе ПЛ Б-380, но там тоже предпочли все сдать в утиль вместе с лодкой.

Вот так выглядит ЦП лодки проекта 641Б на примере ПЛ Б-396 "Московский комсомолец". Желтый "пюпитр" это пульт системы "Вольфрам".

Фото с сайта kpopov.ru

Один из уголков центрального поста ПЛ Б-307. Отсеки Б-307 вы могли видеть в фильме «Особенности национальной рыбалки»


Центральный пост ПЛ Б-307. Обратите внимание на "гирю" в виде параллелепипеда с ручкой. Это образец "кирпичика" балласта весом 25 кг. Путем перемещения балласта по отсекам происходит дифферентовка лодки. Серая коробка на переборке – система внутрикорабельной связи МКТУ-3 «Каштан». На правом фото на шкафу с надписью "Н-С ОХЛАДИТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ВАЛА № 1" поставлены щиток главного осушительного насоса и манометр. Внизу еще одна лицевая панель блока с приборами, показывающими характеристики масла, воды и топлива. Кажется все это сильно не на своем месте.


По правому борту между стойкой и местом где должен находиться пульт системы "Вольфрам" расположен какой-то импровизированный пост. Для интерьера на зацепках развешены вентили станции высокого давления и таблица непотопляемости. Здесь же сиротливо висит ни к чему не подключенный блок манометров.


Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все цистерны главного балласта (ЦГБ) разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).

Еще один блок манометров на месте расположения пульта управления системой "Вольфрам". Судя по всему он контролирует воздух высокого давления для продувки балластных цистерн.


Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.



Вид на центральный пост со стороны кормы. Интерьеров не густо, но в отличии от систершипа в Москве под подволокой сохранились многочисленные кабельные трассы и трубопроводы. на втором фото - экспозиция радиотехники


Если не ошибаюсь, следующий сюжет отснят в кормовой части центрального поста где расположена экспозиция радиотехнического оборудования, на фоне которого отметился мой проводник по недрам подводной лодки - Александр Курочкин


Шильдик на блоке в правой части стола с надписью Р-325М заставляет предположить, что этот блок аппаратуры относится к автоматизированной станции помех Р-325М "Анчар" (обр. 1963 года), предназначенной для радиоподавления КВ связи противника в оперативно-тактическом звене управления. Или может быть совпадение маркировки?


Центральные блоки аппаратуры радиосвязи


На шильдике самого красивого блока надпись: ЗИЛ - А28452 ТИП РСБ-3 БИСАД. Шильдик ящика справа: ЗИЛ А 28877 ТИП УС-П. Может быть специалисты определят к какой аппаратуре они относятся. Я нагуглить не смог.


Из третьего отсека по верхней палубе проходим в четвертый отсек (жилой и аккумуляторный). Значительная часть интерьеров отсека уничтожены, но сохранилось несколько боевых постов и прежде всего камбуз в кормовой части. На свободном пространстве оборудована небольшая экспозиция


Вот так выглядело это место до 2016 года. Еще цела дверь БП-44. Интересно, что это за боевой пост?

Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

Интерьеры камбуза. Вверху уже знакомая нам гидравлическая машинка управляющая одним из клапанов вентиляции ЦГБ по левому борту


Тестомешалка, которую я первоначально принял за картофелечистку и интерьеры БП-44
 

В одном из боевых постов. Кажется это попытка воссоздать интерьеры радиорубки? Авиационный радиоприемник ПР-4П (что он здесь делает?) и карта Финского залива в районе ВМБ "Кронштадт" с системой оповещения об аварии на подводной лодке.


Радиоприемник "ПР-4П" выпускался предположительно с 1957 года несколькими предприятиями страны. Приёмник авиационный, но применялся и как связной. Это супергетеродин с одним преобразованием частоты. ПЧ - 112 кГц. Диапазон частот: 175 кГц – 12 МГц, разбит на 5 поддиапазонов. Чувствительность 10 мкВ в ТЛФ и 4 мкВ в ТЛГ. Избирательность по соседнему каналу превышает 90 дБ. Питание радиоприёмника осуществлялось от умформера на 27 В, обеспечивая напряжение 200 В для питания анодов и 6,3 В для питания накала. Источник

Нам конечно больше всего интересна карта Финского залива с позывными и характеристиками сигналов. Из нее можно вытащить много информации. Что такое РТП я не знаю.


Таблица очередности передачи сигналов об аварии ценна тем, что содержит перечень радиостанций ПЛ. Чуть выше нее список позывных. На карте можно разглядеть фарватер и зону замера магнитного поля восточнее о.Котлин. В этом квадрате уже лет 100 идет какая-то тусня по размагничиванию, что у наших заокеанских партнеров дало почву легенде о Филадельфийском эксперименте по переносу эсминца "Элдридж" в другое измерение, ну а у россияк отродясь не знавшим такого слова просто осталась незамеченной.


Еще один боевой пост. Тут точно косплеили радиорубку. Слева полевая радиостанция (не знаю какой марки) над ней инструкция по радиостанции Р-129 для ВДВ.


Достаточно интересное оригинальное граффити по левому борту четвертого отсека


По этой таблице можно составить представление о корреляции загрузки лодки топливом и ее осадкой. Кроме того, здесь содержатся точные данные об объеме отсеков лодки и соответствующим номерам шпангоутов


Таблица площадей сечений различных отверстий. Зачем это надо знать? Наверное для того, чтобы высчитывать скорость поступающей воды и отсеивать из экипажа тех моряков, чья площадь поперечного сечения превышает просвет входного люка.


Экзаменационный билет из витрины рядом


Лист лоции на район устья Кольского залива, Зеленецкой Западной губы и Долгой Западной губы (пос.Гранитный). Чтобы запутать шпионов лежит вниз головой.


Кормовая часть четвертого отсека. Вверху люк загрузки аккумуляторных батарей. На дальнем плане люк в пятый дизельный отсек. Проход туда закрыт.


На этом мы заканчиваем наше знакомство с советской подводной лодкой Б-307 героическими усилиями перемещенной за тысячи километров от моря и ныне покоящейся на суше в славном городе Тольятти. Теперь она будет у нас только попадать в кадр при осмотре военно-морской экспозиции.

Предыдущие репортажи:
1. Как подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях
2. Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3. Внутри подводной лодки Б-307
3. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь.

Использована справочная информация из Вики, сайта kpopov.ru и deepstorm.ru
Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года здесь

Дзен-версия репортажа: Часть 1... Часть 2...
Tags: ВМФ, Музеи, Тольятти, Флот
Subscribe

Posts from This Journal “Тольятти” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment