starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Category:

Кто придумал и когда появились противотанковые препятствия "Зубы Дракона"?

Принято считать что противотанковые надолбы в виде рядов бетонных пирамидок или острых гранитных валунов в просторечии "зубы дракона" придумали финны. Во всяком случае танкам РККА пришлось вплотную познакомилась с ними во время "Зимней войны" при штурме укреплений Линии Маннергейма на Карельском перешейке и это им сильно не понравилось. В последствии, опыт "Зимней войны" привел к культурному заимствованию финской технологии в СССР.

Классические финские противотанковые препятствия в виде "зубов дракона" под Медвежьегорском


Кроме финнов "зубы дракона" широко применяли немцы на той же Линии Зигфрида или Атлантическом валу, англичане во время Битвы за Британию, да и многие другие воюющие державы. Но только финны предпочитали использовать исключительно экологически чистый материал в виде грубо отесанных природных валунов сертифицированный по ISO 9000.

Интересную версию происхождения названия "зубы дракона" выдвигает В.Потапов. По его сведениям в английском языке этот вид препятствия называется "dragons teeth" дословный перевод которого - "зубы дракона". У американцев (Боевой Устав FM 5-102) этот вид препятствия правда называется "Beam Post Obstacle", но это уже современное и вдобавок американское название. Вполне вероятно, что именно англичане в период Второй Мировой войны назвали надолбы зубами дракона.

"Зубы дракона" из бетона в британской версии (и это при острой нехватке цемента!). Не совсем понятно, зачем надо было в данном случае выводить линию противотанковых препятствий на бастионное укрепление крепости Дувр? Хотя... по прочтению текста все встанет на свои места.


Собственно в версии, что пальма первенства в создании "зубов дракона" принадлежит финнам я укрепился давно и не подвергал ее сомнению. Однако, не все оказалось так просто...

Как известно, будущий Фельдмаршал Финляндии Карл Густав Маннергейм (в просторечии Густав Карлович) в возрасте 33 лет занимался изобретением бронированной кареты, но потерпел на этом поприще фиаско. Но уже тогда он задумался над противотанковыми препятствиями и предложил преодолевать их с помощью пневматических шин. Хотя особой нужды в препятствиях не было, так как колеса кареты ломались сами под ее весом. Но Маннергейм был крайне прозорлив и в 1906 году отправился в Ташкент, а далее в далекий Китай и Японию для поиска идеальной формы противотанковых заграждений.



Еще по дороге в Ташкент на берегу залива Мертвы Култук (Кайдак) Каспийского моря, во время охоты на Ктулху, Густав спешился со своего призового жеребца Талисмана чтобы рассмотреть поближе странные ряды поставленных на ребро камней. То что увидел Маннергейм привело его в изумление.


Вот она - идеальная форма противотанкового препятствия!


Проследовав вдоль обнаруженного ряда камней Маннергейм заметил что он имеет изломы, сделанные по какой-то странной системе. Достав астролябию и буссоль Маннергейм составил чертеж препятствия (сейчас он хранится в Национальном архиве Финляндии) и к немалому удивлению обнаружил, что заграждение имеет форму шестиконечной звезды.


В исходящих и входящих углах "звезды" находились огневые точки, фланкирующие препятствие


Кто же построил это укрепление? У Густава Маннергейма не было ответа на этот вопрос. Вскочив в седло своего верного Талисмана Маннергейм поскакал дальше через плато Устюрт и Кызыл-Кумы в Ташкент, по дороге обдумывая увиденное.


И лишь спустя 33 года Маннергейм случайно находит в своих записях план найденной в пустыне оборонительной линии. К тому времени защищающая Финляндию от Советов Линия Энкеля существенно обветшала и устарела. Было принято решение строить новую линию укреплении, которая в последствии была названа в честь фельдмаршала Маннергейма. Чертеж 1906 года был размножен и отправлен в войска. Летом 1939 года в Финляндии зародилось народное движение по строительству на добровольной основе оборонительных сооружений. В течение четырех летних месяцев за счёт отпусков финны на наиболее угрожаемых в случае агрессии неспокойного соседа участках построили по чертежу Маннергейма десятки километров противотанковых препятствий типа "зубы дракона". И они себя блестяще оправдали в ходе Зимней войны.


Если бы знал Густав Карлович, кто построил увиденную в далеком 1906 году оборонительную линию он бы очень удивился. А построил ее в 1833-34 годах русский офицер Корелин как Ново-Александровское укрепление по заданию оренбургского генерал-губернатора графа Сухтелена. Принимая во внимание воинственность кочевых адайцев и потенциальную возможность наличия у них британских танков и бронемашин во рву укрепления были сооружены противотанковые препятствия в виде "зубов дракона" грамотно фланкируемые из орудийно-пулеметных огневых точек.


На современной космосъемке хорошо видно: очертание Ново-Александровской крепости в виде звезды, противотанковые заграждения во рву в виде "зубов дракона" и фланкирующие их артиллерийские позиции. К сожалению, береговая абразия съела часть крепости.


Сейчас рядом с укреплением установлена информационная табличка с датами существования Ново-Александровского форта и он находится под охраной государства. На обороте таблички - памятная надпись на финском о пребывании здесь Густава Маннергейма и Тараса Шевченко (на украинском).


К сожалению, палимые солнцем мы промчались по пустыне в 40 километрах южнее крепости выжимая все что можно из Белки, разогнав ее до вожделенных 148 км/час. Ведь у нас не было кондиционера, а столбик термометра подбирался к 45 градусах в тени, потому охлаждаться приходилось естественным путем. Торопились мы очень, чтобы окунутся в прохладные воды Каспия у другого укрепления - Ново-Петровского. По другой версии мы с Сары-Кыз все же побывали в этой крепости, но фотографические пластинки случайно или намеренно засветили при досмотре на азербайджанской таможне и я остался без фотографий. Поэтому пришлось воспользоваться чужими вот с этого ресурса.

Тем не менее остается вопрос, а откуда русский офицер Корелин (по другой версии Карелин) взял такую форму противотанковых препятствий?
На этот счет документов не сохранилось, но как мне представляется события развивались следующим образом.
Странствуя по Устюрту и Мангышлаку в поисках места для крепости, Корелин наткнулся на странные, видимые только с воздуха, гигантские стрелы (араны), как на космодроме пришельцев Наска.

Виды аранов с воздуха и на космосъемке


Подробно изучив их Корелин пришел к выводу, что это гигантские противотанковые эскарпы, в некоторых случаях усиленные поставленными на ребро рядами каменных плит. От них он и позаимствовал, творчески переосмыслил и реализовал при строительстве своей крепости эту чрезвычайно эффективную конструкцию, способную сломать ноги гусеницы любому танку противника. Ну а при поддержке противотанковой артиллерии становившуюся и вовсе непреодолимым препятствием. Известно, что на вооружении Ново-Александровской крепости в разное время стояло всего от 4 до 6 пушек в казематных установках ДОТ-4, способных при грамотном использовании сдержать до батальона танков противника.
Именно изобретение офицера Корелина в 1870 году помогло продержаться 4 дня в осаде восставших адайцев другой русской крепости на Мангышлаке - Ново-Петровскому форту и спасти гарнизон от неминуемой гибели в неравной борьбе с превосходящими силами противника.

Виды аранов с воздуха и на космосъемке. Стрелками показаны направления движения танков противника (Б) и огня противотанковой артиллерии (А)


Остатки аранов с "зубами дракона" при виде с земли. Такие араны встречаются крайне редко. В основном на уровне земли их можно с трудом обнаружить только по цвету растительности. На этом фото хорошо видно место где заграждение пытался преодолеть танк противника (специально привел это фото для скептиков). За прошедшее время танк сдали в металлолом, но его след остался на века в пустынном ландшафте.




По одной версии некоторые араны были созданы еще в эпоху бронзы, по другой в средневековье. Ну а кто создал эти стрелы на самом деле не известно. Честно говоря, современна наука на этот счет загадочно молчит и фотографий аранов с "зубами дракона" найти в Инете практически невозможно. Я как-то даже находил целую серию фото аранов с камнями, но теперь по соображениям секретности эти фотографии из Интернета удалены, а архивы закрыты. Это все что осталось из сохраненного ранее. Кажется от нас что-то целенаправленно скрывают.


Карта со стрелами тут

Репортаж о крепостях и замка Неизвестного Урала был тут

На этом пока все, до новых встреч на моем канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий.

Дзен-репортаж здесь...
Tags: Инженерное дело, Казахстан, Крепости, Мангышлак, Финляндия, Фортификация
Subscribe

Posts from This Journal “Фортификация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments