starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

День Победы в Бухаре. Живые инсталляции: "Тыл - фронту"

В тот день в Бухаре для меня было много удивительного. Выставка вооружений армии Узбекистана, всеобщее ликование и русские песни Победы в центре древнего города, но наибольшее впечатление на меня произвело масштабное действие, определить жанр которого я сильно затруднился по ряду причин.


Это не привычная нам военно-историческая реконструкция, не выставка и даже не театрализованное представление. Пожалуй наиболее точно его характер передает словосочетание - анимированные инсталляции, что в посконно-русской традиции будет звучать примерно как ожившие вещи и, естественно, не передавать всю суть явления.



Не знаю откуда берутся корни такого способа представления, может быть из какой-то восточной традиции помещать людей среди предметов интерьера на которые приходят поглазеть дорогие гости? Как тут не вспомнить традиции бухарских ханов, царей Мавераннахра или даже китайских мандаринов? В отличии от современной европейской моды на вовлечение в совместное действо здесь на поверхностный взгляд при всей внешней схожести проходила какая-то незримая линия, которая четко отделяла зрителя от предметов с расставленными между ними людьми...


Милые девушки на входе в тыловую зону у стенда рассказывающего о бытовых предметах прошлого: от громкоговорителя с голосом Левитана до проигрывателя грампластинок

Я не культуролог и не в состоянии грамотно описать в соответствующих философских категориях специфику этого явления с отсылкой к цитатам классиков, за меня это лучше сделают фотографии и специалисты, если конечно возьмутся. В любом случае мне кажется, что такая традиция массового выноса в публичное пространство музейных артефактов вместе с их хранителями, которые сами превращаются в экспонаты, должна зайти и на просторах нашей необъятной родины. Кстати, подобные вещи практиковали в прошлом десятилетии различные беларуские музейчики, но до бухарского масштаба и размаха им конечно было очень далеко.


Легкая промышленность Бухарской области в годы войны и, в частности, пошив обмундирования стали благодатной и и самой легкой темой для реконструции

Само действо Дня памяти и Почестей, как здесь называют 9 Мая, раскинулось на огромном пространстве в парке Расулзаде, что своим северным торцом выходит Хокимияту Бухарской области, а боковой западной стороной тянется вдоль фасадов гостиничного комплекса "Бухара" и Дома культуры. Парк относительно молодой, деревья еще толком не выросли и обширные аккуратно постриженные газоны, неуловимо напоминающие пермскую эспланаду, представляли собой идеальное место для мероприятия.


В Узбекистане практически в каждой семье есть швейная машинка, зачастую еще и первой половины прошлого века

Размах народного творчества был таким, что в парке все это великолепие не поместилось и даже выплеснулось на сопредельные улицы. Я старался отснять почти все. Помимо инсталляций и чисто армейских площадок было много уголков где танцевали и что-то еще делали различные детские и молодежные коллективы. Об этом уже были мои репортажи, ссылки на них в конце поста.


Все для фронта!

Так получилось, что я зашел в парк Расулзаде от выставки военной техникой и долго не мог понять логики расположения площадок, пытаясь разгадать ее с конца. И только структурируя фотографии к этой статье наконец ее схватил. Главный вход в парк, если конечно такое слово было уместно, предполагался с севера, со стороны областного Хокимията. Именно оттуда в формате живых инсталляций разворачивалась логика повествования с самого начала Великой Отечественной войны Советского народа и объявления мобилизации до окончательной победы в Берлине.



В силу не развитости военно-исторической реконструкции как жанра в Узбекистане это было сделать очень не просто, но все старались. Об этой части я расскажу в следующий раз, а ныне сосредоточусь на сменяющей военную тему - теме "Тыл-Фронту", помните такие почтовые марки времен войны? Тыловую тематику удалось мощно вытянуть, да так, как и не снилось россиянам, благодаря музеям, домам творчества и различным творческим коллективам. Чувствуется, что многие площадки участвовали в подобном не в первый раз и их инсталляции универсальны.


Из Бухары - фронту!

"Тыл-Фронту" плавно перетекал в современные вооруженные силы Узбекистана, творчество молодежи, народные промыслы и этнографию, где-то соседствуя с ними, а где-то располагаясь чересполосно. Самой южной точкой пространства была композиция воздушного боя, призванная символизировать окончание войны и на фоне которой надлежало фотографироваться. К ней мы еще вернемся.



Как я уже отмечал, с востока пространство ограничивала выставка военной техники армии Узбекистана, а с запада плотные шеренги узбекских военных в финале исполнившие песню "День Победы" на русском языке.
Что характерно, обошлось без всякого модного у нас трэша в виде "Деревни дураков", горящего здания Рейхстага и детей изображающих могилы солдат (свежий тренд этого года). Также я не видел шествий с палками и портретами. О том как в Узбекистане хранят память о почти 700 тыс. не вернувшихся с фронта узбекистанцах я уже рассказывал в другом репортаже (ссылка в конце).



Как известно текстильная промышленность не может существовать без сырья. На пошив обмундирования нужно много хлопка и шерсти. А еще больше хлопка нужно нужно для изготовления взрывчатки и других компонентов боеприпасов. УзССР в годы войны стала настоящей хлопковой житницей страны.


Под тему хлопководства целый газон засадили кустиками с растущими на них ватными шариками, которые женщины собирали в специальные переметные сумки и потом на кусках ткани стучали палочками по собранной вате


Похожую на солому кучку каких-то стеблей на заднем плане за плакатами я не понял


Битва за урожай сродни битве за Родину (Ватан учун). На краю хлопкового поля представлены орудия обработки почвы под посевы хлопчатника и исторические фотографии как это делалось в прошлом


Три вида плугов и пахари. Наиболее архаичный вид плуга в центре. Вероятно это какие-то специфические виды плугов под хлопчатник


Здесь обрабатывали шерсть для производства ткани. Интересно, что не было видно ни одной прялки или ткацкого станка, или я просто их не заметил


Узбекистан в годы войны это еще и производство продовольствия в замен потерянных житниц страны - Украины и Беларуси. На этом огромном газоне только что выкопали картошку и собрали урожай капусты для фронта


Раненный из госпиталя пришел посмотреть на сбор урожая картошки, капусты и лука




Как известно, госпиталей в Узбекистане в годы войны было много


Поставки на фронт меда и масла. Масло наверняка хлопковое


Это кажется различный урюк


Второй по значимости продукт для фронта из Советского Узбекистана был хлеб, который был нужен фронту также как и оружие. Слева гирлянды перчиков, а справа беляши что ли?


Провеивание зерна


И на другой площадке веют и просеивают зерно


А здесь с помощью ручных жерновов из зерна делают муку. Кстати, в Бадахшане во время гражданской войны вновь возродились водяные мельницы, однако урожайность пшеницы и отсутствие пригодной для ее выращивания земли не позволяют полностью обеспечить этот регион хлебом за счет своих ресурсов.


Крупорушка. Самый примитивный способ получения крупы или грубой муки


Вспашка целины на волах и сельскохозяйственные орудия для обработки почвы




Отбивка заступа. Кстати, здесь я не увидел традиционной узбекской лопаты с двумя рожками, к которым привязывается веревка. А то мне тут в комментах писали, что не возможно лопатой копать если ты босиком. Странные люди...


Женщины отбивают заступ и точат ножи. Валяющиеся под столом ведра и лопата в коростах раствора создают ощущение, что прямо сейчас женщины пойдут по своим делам. Кто-то возделывать землю, а кто-то на стройку


А стройка (курилиш) рядом. Кто-то пилит бревна двуручной пилой, кто-то кладет кирпич. Не хватает только площадки по производству кирпича


Здесь мужчины сверят бревно и готовятся его тесать. Интересно, тяпка это универсальный инструмент, который используют и как тесло и как тяпку при обработке почвы?


Тут тяпают бревно на фоне штаба строительства все-таки каким-то специфическим инструментом типа тесла


Отгадайте, что строят все эти люди? Ну конечно же школу ибо Знание приносит счастье, как написано над классной доской


А еще, для тех кто не разглядел пионерские галстуки на школьниках, сообщаю, что в Узбекистане не стыдятся демонстрировать на 9 Мая портреты Ленина и Сталина под знаменем которых мы шли к Победе над фашизмом. И был бы здесь мавзолей Ленина, то его бы уж точно стыдливо не драпировали по праздникам как в современной России


Детские рисунки на тему войны и опять какая-то стройка


Здесь целиком бытовые сценки. Хлебные лепешки, вязанка хвороста, который в Узбекистане можно собирать бесплатно, приготовление еды на костре, швейная машинка, стирка и сушка белья. Возможно это иллюстрация жизни в эвакуации


Знаменитая бухарская арба с набором керосиновых светильников. Именно такие арбы Фрунзе принял за пушки и в результате разбомбил Арк


Еще одна арба более изящной конструкции и поизукрашеннее. На переднем плане мешки с различными злаковыми и вкуснейшим машем


Опять различные вкусняшки, которыми кормили эвакуированных в Узбекистан


ГАЗ-69А


ГАЗ-69 с двухдверным кузовом в какой-то комплектации для Почты или МВД


Не знаю что за мотоцикл, наверняка какой-нибудь Днепр


И вновь мы возвращаемся к инсталляции воздушного боя советского самолета, похожего на Ил-2 и немецкого, похожего на Мессершмита с символом зороастризма на хвосте


Итог закономерен: Мессер врезался в землю и на его фоне фотографируются горожане и военные в ядовито-зеленых гимнастерках, а советский самолетик лихо удирает на запад в торону поющих День Победы военных


Вид чуть с другого ракурса


На этом пока все. Как вы поняли, в Узбекистане 9 Мая это не наше быдляцкое "Можем повторить" (повторить убийство 25 млн. своих сограждан?) на стекле кредитного мерседеса. Это что-то такое теплое, ламповое, с советской спецификой и отсылкой к глубинным многовековым азиатским традициям. Этот феномен еще ждет своего изучения. В общем мне понравилось. Посмотрим во что это действо превратится еще лет через 10-20. И я не уверен, что сюда надо экспортировать технологии военно-исторической реконструкции выполняющие в России идеологические функции. Узбекистан сегодня не страдает комплексом имперской неполноценности. Это мирная страна, которая строит сильнейшую в Азии армию для защиты своего суверинетета и чтит павших в той страшной войне.

Другие репортажи на тему 9 Мая в Бухаре:

1. Памятник Скорбящей в Бухаре. |  Дзен  |  Пульс  |  ЖЖ
2. Выставка вооружений самой закрытой армии пост-советского пространства |  Дзен  |  Пульс  |  ЖЖ
3. Празднование Дня Победы в Бухаре |  Дзен  |  Пульс  |  ЖЖ
4. День Победы в Бухаре.Живые инсталляции "Тыл - Фронту"  |  Дзен  |  Пульс |  ЖЖ
5. Армия Узбекистана. Саперы |  Дзен  |  Пульс  |  ЖЖ

Репортаж на моем Пульс-канале здесь

Tags: 9 Мая, Бухара, Праздники, Реконструкция, Узбекистан
Subscribe

Posts from This Journal “Бухара” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments