starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Встреча в пустыне: Нива, самолет, ОМОН и черепаха

Ко Дню черепахи.

28 апреля, распрощавшись с гостеприимной хозяйкой (привет, Гульнара!), я не так чтобы уж рано, но и не слишком поздно выехал из Нукуса в сердце Хорезма - страну разбросанных по пустыне замков и крепостей, построенных из глины и палок.
Строго говоря сердце позднего Хорезма в лице Куня-Ургенча осталось в стороне, к западу от Нукуса на противоположном берегу Амударьи, на территории сопредельного Туркменистана. Попасть туда не так то и просто.
Мне же к изучению досталась правобережная - наиболее обжитая территория как античного, так и средневекового Хорезма, утратившего свою столицу и большинство древних городов благодаря водам Амударьи и антропогенному воздействию в ХХ веке. Однако, по границе зоны орошения здесь сохранилась пара десятков древних крепостей практически в первозданном виде.


Объясняю Белке как летают самолеты на примере черепахи и Як-42. Черепаха команды понимает, старается, шасси выпускает и ласты прижимает, обеспечивая схожую с Як-42 стреловидность.

После развязки на выезде из Нукуса прекрасная дорога повела меня в сторону Хивы. Два разноуровневых шоссе по две полосы в каждую сторону с разделительной полосой между ними. В сравнении с 150-километровым убитым участком от казахской границы до Жаслыка такая роскошь казалась чем-то невероятным, особенно посереди бескрайней слабохолмистой пустыни с редкими кустиками саксаула на разделительной полосе...



Две параллельные ленты шоссе намекали на то, что дорога строилась разновременно и какая-то ее часть имеет еще советский возраст, слегка подкорректированный ремонтом. Ремонт здесь был перманентным и неспешным. На некоторых достаточно протяженных участках которые ты вроде как считал односторонними неожиданно попадались встречные машины или тебе приходилось через разделительную полосу уходить на параллельное шоссе с противоположным направлением движения в объезд выгороженного участка.

Здесь многие участники движения ездят как хотят, не считаясь со знаками, особенно когда надо куда-то повернуть. Кто тебя здесь в пустыне увидит? Этому способствует крайне низкая загрузка трассы.

Узбекистан благодаря шоссе не только обеспечил связность Каракалпакии с центром, но и продублировал автодорогой железнодорожный транспортный коридор из европейской России в Афганистан и далее к Индийскому океану. Вот только бы у границы дорогу сделали нормальную и в Афганистане война закончилась.



Вскоре я принялся сильно вертеть головой и на 25-м километре пути увидев искомое. Не без труда, через какой-то сомнительный прогал в саксауле на разделительной полосе повернул налево.

Цель моей первой остановки - поставленный на вечную стоянку в пустыне самолет Як-42. Как так могло произойти, ведь ближайший аэропорт расположен более чем в 25 км отсюда? На часах ровно 12-00, надо очень торопиться. Сейчас расскажу почему.


История этого Як-42 с бортовым номером СССР-42305 доподлинно не известна. Вот что о нем говорит база данных на воздушные суда СССР/РФ
Заводской номер: 11840102, серийный номер: 02-01. Построен в 1978 году (43 года тому назад). Тогда же и совершил свой первый полет. Эксплуатанты: министерство авиационной промышленности СССР и КБ Яковлева (ММЗ Скорость). В начале 90-х стоял у здания аэропорта в Нукусе в качестве кафе и видеосалона. После, в неустановленном году он был демонтирован и перевезен на площадку тренировочной базы местного ОМОНа.

Схема расположения самолета Як-40 по отношению к полигону ОМОНа на космосъемке Яндекс


Полигон или тренировочная база Нукусского ОМОНа, а скорее всего ОМОНа Республики Каракалпакстан, примечателен, особенно если его разглядывать на космосъемке (лучше Google). На тренировочной базе отряда этой милиции особого назначения можно замeтить не только различные постройки и препятствия, но и несколько опорных пунктов, окопы, огневые точки и укрытия для техники.

Полигон на космосъемке Яндекс


Один объект, похожий на гигантскую гусеницу, по диагонали пересекающую директрису в северо-восточной части полигона меня особенно озадачил. Что это такое? Почему по диагонали? Линия окопов или попытка вручную выкопать ров?
Космосъемка Google


Еще один опорник с местами тренировочной копки окопов. Прямые траншеи конечно вызывают вопросы, но все-таки меньше чем "гусеница"


Собственно у меня еще в Нукусе была первоначальная мысль пошастать по полигону и поснимать. Но после того как сразу на своротке с шоссе я увидел аншлаги на узбекском или каракалпакском языке, смысловое содержание которых понять было не трудно я как-то оставил эту затею и решил ограничиться только самолетом.
Лишаться только что полученной регистрации мне никак не хотелось, равно как и уже отснятых кадров. Проехав под аншлаги и достигнув самолета я развернулся, сосредоточил все внимание на самолете и сделал только пару кадров в сторону "полосы препятствий" всем своим видом показывая незаинтересованность в ней. Там было абсолютно безлюдно, но насыщенность территории различными объектами и наличие электричества позволяли думать, что за мной все-таки наблюдают.




Вроде как две параллельные полосы препятствий но с несколько странными элементами в виде надолбов и противотанковых ежей. Зачем такое ОМОНу? Да и не ОМОНу тоже? Кто через ежи бегает и прыгает? Не Сталинград ведь на носу.


В общем как-то все очень странно


Вернемся к самолету. Он единственные "экспонат" назначение которого здесь полностью понятно. По внешнему виду Як-42 не плохо сохранился, лишь только грубо отделенные от фюзеляжа крылья поставлены на столбы и после перевозки не приделаны обратно к корпусу. Судя по всему, как минимум один (правый) двигатель Д-36 также стоит на месте. Над иллюминаторами, часть из которых выбита при отработке штурма, проглядывают следы какой-то надписи. Не исключено, что это "Аэрофлот" или название видеосалона. Вокруг самолета камнями выложен квадрат бордюра.



Чувствуя себя не комфортно я торопился и сейчас жалею, что не осмотрел самолет вблизи и не залез в него. Посмотрите, трап в хвостовой части опущен, что как бы намекает на свободный вход вовнутрь. Оглядываясь по сторонам и делая несколько торопливых кадров почти с одного ракурса я все ждал появления зеленых человечков.


В какой-то степени эти ожидания оправдались. Внезапно, рассерженно шипя, появились не зеленые человечки, а хозяйка здешних мест - черепаха. Кстати, в прошлый раз я рассказал вам о своей первой встрече с хозяйкой пустыни на Устюрте и о том, что из себя представляет и как устроена среднеазиатская черепаха. Но так и не рассказал, почему сегодня во всем мире отмечают День черепахи. Исправляюсь.


Если вчера был Международный день биологического разнообразия то сегодня 23 мая во многих странах отмечается Всемирный день черепахи - (World Turtle Day) — животного, символизирующего мудрость, богатство и долголетие. Этот необычный праздник зародился в 2000 году по инициативе Американского общества спасения черепах (American Tortoise Rescue). Организация была основана энтузиастами в 1990 году в Малибу (штат Калифорния, США) для сохранения популяции черепах, живущих в окрестностях города.
Целью праздника стало привлечение внимания общественности к проблеме гибели большого количества черепах из-за соседства с людьми. В этот день во всех местах обитания черепах проводятся акции, во время которых добровольцы спасают животных, делая для них переходы под оживленными шоссе в местах миграции либо в других опасных местах. Также участники акций добиваются для морских берегов, где морские черепахи откладывают яйца, статуса охраняемых законом территорий.
В последние годы День черепахи отмечается не только в тех уголках земного шара, где водятся эти животные, но и во многих других странах мира. В этот день люди стараются исключить из своего рациона блюда из черепах, а из обихода — предметы быта, сделанные из их панциря (гребни, шкатулки и т.д.).
Само празднование включает в себя маскарады в костюмах черепах с веселыми сценками из жизни животных, танцы черепах и рассылку веселых открыток с их изображением. Достаточно включить фантазию, и вы тоже сможете поддержать эту замечательную традицию. Источник


Я сделал с Тортиллой несколько кадров и отпустил ее на свободу. Надеюсь она на меня не очень обиделась за столь непочтительное поведение?


На все про все с момента первого кадра у меня ушло ровно четыре минуты. Уф, кажется пронесло, встречи с зелеными человечками удалось избежать.
Еще через две минуты я уже летел по трассе дальше в сторону Ташкента, внимательно приглядываясь к останцам на горизонте и рядом с шоссе. Указатель на населенный пункт справа в русской транскрипции звучащий как Бердак. Видите два малюсеньких холмика за ним. Крайний правый это Чалпык-Кала - башня молчания или Дахма в зороастрийской традиции. Мне туда.


Внутреннее чутье мне говорило, что и на холмах слева от дороги сильно пахнет археологией. Это не удивительно, она здесь повсюду. В кадр попал один из немногих плохих участков асфальта, дальше он будет только лучше.


История про Ниву, самолет и черепаху на видео


На этом мы пока остановимся.
И да, все сегодня поздравили друг-друга открытками с черепахами и подарили любимым фигурки черепашек-ниндзя?

Навигацию по материалам моего Средне-Азиатского путешествия смотрите здесь

Пульс-репортаж здесь...
Tags: Авиация, Армия, Животные, Нива, Нукус, Полигон, Хорезм2019
Subscribe

Posts from This Journal “Хорезм2019” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment