starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Как заправляются на памирских АЗС?

Переночевав в Нижнем Намадгуте (Намадгут Боло) у гостеприимных владельцев гостевого дома Intizor Курманбека и Шойры (искренне советую) под стенами древней крепости Каах-Кха кушанского времени, где-то в обед я отправился в Ишкашим сделать кое-какие дела. По пути остановился у АЗС в урочище Кафир-Кала чуть не доезжая кишлака Рын в слабой попытке найти и посетить крепость Рын, она же Кафир-Кала. Владелец АЗС подтвердил версию, что от крепости осталась пара камней и ради них карабкаться на гору с неясным результатом мне не захотелось.

АЗС под крепостью Кафир-Кала (Рын) в одноименном урочище. Как вы думаете, для чего нужен этот кувшин с воронкой?


Кафир-Кала распространенный на Памире топоним.  Переводится как Крепость неверных и восходит к тем временам, когда ислам начал свое победное шествие по Памиру. Как правило, такие крепости окружают легенды о том, что в них жили злые язычники, огнепоклонники. На этом фоне интересна крепость Каах-Кха являющаяся полной противоположностью. В современном эпосе она наоборот воспринимается как форпост противостояния арабскому нашествию.

Если я правильно понял местных, а их информацию о расстояниях и местонахождении чего-либо надо по несколько раз перепроверять из разных источников и то не факт, что она будет верна,  крепость Кафир-Кала расположена где-то на той горе куда мне стало лень подниматься.



Почему-то я понял своих информаторов так, что крепость Рын (Кафир-Кала) расположена где-то вон на той горе куда мне стало лень подниматься. Этот случай еще раз доказывает простую истину: информацию от местных на Памире надо по несколько раз перепроверять и то не факт, что она будет верна. Хорошо что не полез туда. Там бы я действительно нашел только пару камней.


Пока я осматривал окрестности и неторопливо беседовал с заправщиком на АЗС подлетело местное такси с резкими ребятами, которое и попало в кадр. О чем-то потрендели с "королем бензоколонки" и оставив облако пыли умчались вдаль.


Им на смену подошла другая машина.
Мне бензин был без надобности. Помятуя о том, что нормальный бенз на Памире можно купить только в Хороге и в Мургабе на проверенных АЗС, моя Белка была превращена в бензовоз и в ней плескалось 120 литров неплохого 95-го хорогского разлива, но неизвестного происхождения, за минусом потраченного на дорогу до Ишкашима.
И только тут, глядя как это делают другие, я обратил внимание на особенность местной заправки. Знаете зачем нужен этот алюминиевый кувшин с воронкой?



Процесс заправки на Памире в основном выглядит так. Насосом топливо подается в мерную тару: молокомер, ведро, канистру, ПЭТ-баллон или лодочный бак. А уже оттуда переливается в бак автомобиля. Помните как заправлялись при Советской власти ведром? В Мургабе мне довелось вспомнить этот давно забытый способ. Все дело в том, что даже если на АЗС имеется некое подобие колонки, как правило счетчик отпущенного горючего в ней не работает, только насос. А иногда бензин и вовсе течет самотеком из цистерны или двухсотлитровой бочки.

А теперь обратим внимание на мерную тару. В нашем случае для более точного отсчета горючего служит достаточно редкий 10-литровый алюминиевый молокомер советского производства с воткнутой в него почти ведерной воронкой. Я заинтересовался его происхождением.
Согласно клеймам молокомер изготовлен в 1956 году предположительно на Механическом заводе (МЗ) в г.Чкалов. Вполне возможно, что это было одно из промежуточных названий Оренбургского машиностроительного завода (с 1961 года) и по сей день делающего ракеты, в т.ч. по российско-индийскому проекту "Брамос", чьи фото нашей пропагандой успешно выдаются за новейший российский гиперзвук, "способный менять траекторию по направлению и высоте" и до которого нам как до Китая...
Молокомер изделие номерное был исчислен за номером 3567. Кроме того на его корпусе имеется клеймо, похожее на штамп ОТК с неразборчивым сочетанием букв и цифр.


Судьба молокмера оказалась нелегкой. По всей видимости он подвергался ремонту в районе носика, по венчику и в районе основания ручки с помощью ручной аргоно-дуговой сварки. Причем качество сварки было сильно так себе. А вот носик и поверхность под ним были упрочены явно в заводских условиях сварчным автоматом. Как прикреплено дно я не понял. Тоже что ли сварка? Но почему такого качества? Или алюминиевый сварной шов сильно битый и создается определенная иллюзия? В любом случае интересно, что то изделие которое в наших широтах давным давно сдали в металлолом на Памире до сих пор эксплуатируют, подвергнув капитальному ремонту. Более того, это не единичный случай. В Мургабе я сам заправлялся с помощью аналогичного молокомера. Тут я задумался. Бывают или нет бензиномеры? Интересно, где они его ремонтировали? Неужели на Памире есть аргон?


Для сравнения АЗС в Рошткале по другую сторону Ишкашимского хребта. Здесь АЗС представляет собой бензовоз на базе ЗИЛ-130 со снятыми колесами.


Продают солярку по цене 8,8 сомони за литр (58,7 руб.) и что-то еще без названия по цене 7,6 сомони за литр (50,7 рублей). Подозреваю что это "просто бензин". Как два сорта горючего в одной цистерне не смешиваются для меня загадка. Разливают через шланг с помощью уже знакомой нам воронки и молокомера.


Интересно, работают ли на этой АЗС в Рошткале, напротив предыдущей, счетчики? Ведер не видно. Вы бы на какой стали заправляться, с ведрами или без?


В Хороге встречаются конечно и обычные АЗС, но они не так интересны.

Отстав от молокомера я посмотрел вдаль в сторону скрытого за мысовидным останцем левого берега Пянджа афганского Ишкашима в надежде увидеть Калаи-Ишкашим или Ишкашимскую крепость. Но тщетно, ничего с этой точки не видно, однако на нашем берегу тоже есть кое-что примечательное...
Об этом в следующей части.

Вид от АЗС на Афганистан в сторону афганского Ишкашима. Это самое начало Ваханского коридора


Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. чтобы не пропустить продолжение

И на последок скажите, вот вы бы на какой АЗС стали заправляться, с молокомером или без?

Версии репортажа на моих
Дзен-канале или на Пульс-канале
Tags: Нива, Памир, Потребитель, Путешествия, Таджикистан
Subscribe

Posts from This Journal “Памир” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment