starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

"Забытые крепости ХХ века" передали фрагмент брони танка МС-1 в музей Мотовилихинских заводов

Сегодня в Перми произошло небольшое, но важное событие. Проект "Забытые крепости ХХ века" передал в дар музею Мотовилихинских заводов фрагмент брони первого советского серийного танка МС-1 (Т-18).

Директор музея ОАО "Мотовилихинские заводы" Евгений Ашихмин принимает из рук Алексея Старкова, руководителя проекта "Забытые крепости ХХ века", фрагмент танковой брони в присутствии сотрудников ОАО "Мотовилихинские заводы". Здесь и далее фото Алексея Горева

До настоящего момента в музеях и архивах города Перми не было ни одного документа или артефакта, раскрывающего участие города в первой советской танкостроительной программе и этот невзрачный фрагмент военного железа по своему является уникальным для истории города и предприятия.
В период с 1928 по 1931 год Мотовилихинский завод выпустил по различным данным от 10 до 12 экземпляров этих танков при плане в 75 машин. Производство нестандартной продукции на артиллерийском заводе столкнулось с большими сложностями, затрудняло выполнение профильных заказов и в дальнейшем было свернуто. Были сделаны выводы о нецелесообразности производства танков на пушечных заводах и необходимости производственной кооперации нескольких предприятий при серийном производстве танков. Первоначально все детали машины от катков и брони до двигателей производились на одном предприятии.



Танк МС-1 намного опережал свое время, несмотря на то, что по внешнему виду походил на итальянские и французские танки времен Первой мировой войны. Например, трансмиссия и двигатель танка представляли собой моноблок, двигатель имел алюминиевый корпус, опорные катки так же были алюминиевые. В этом то и была основная проблема. Советская промышленность оказалась не в состоянии в полной мере освоить высокотехнологичные операции заложенные проектировщиками. Низкая культура производства, отсутствие опыта массового изготовления танков привели к тому, что выпуск машин поручался непрофильным предприятиям, затягивалось их изготовление и был высок процент брака. Тем не менее за период с 1928 по 1932 год было выпущено 959 машин, в основном заводом "Большевик" с небольшим участием Мотовилихинского завода. За это время танк успел устареть и ему на смену пришли более совершенные, простые в изготовлении и технологичные машины. На длительный период времени пришлось отказаться от многих технических ноу-хау. Но первый опыт проектирования и серийного танкостроения не прошел даром. Достаточно сказать, что катки танка Т-90 и сейчас изготавливаются из алюминия.
МС-1 Мотовилиха
Какова история этого фрагмента брони?
В 1936 году устаревшие к тому времени танки МС-1 Ленинградского военного округа были переданы в укрепрайоны округа для их доусиления в качестве неподвижных огневых точек (БОТ). Надо отметить, что это произошло за три года до начала массовой централизованной переделки устаревших танков в огневые точки и передачи их в укрепрайоны. Полученные Псковской укрепленной позицией танки МС-1 закапывались в землю в деревянных срубах, а в некоторых случаях заливались бетоном с обустройством каземата в кормовой части для хранения боеприпасов. Ходовая часть и кормовой лист брони при этом снимались.
Можно предполагать, что на вооружении танков оставались 37 мм пушки Гочкинса и 7,62 мм пулеметы ДТ, в мирное время снятые и хранящиеся на складах. У нас нет данных о том в каком виде БОТы Псковского укрепрайона встретили врага в июле 1941 года и участвовали или нет в боях при отступлении из Псковского УРа 118 СД. Скорее всего нет, как и большинство огневых точек укрепрайона. Всю оккупацию танки простояли на своих позициях неповрежденными и местные ребятишки любили на них играть.
После войны стране нужен был металл. Окончательно потерявшие какое-либо значение броневые огневые точки подрывались местными колхозниками, благо во взрывчатке недостатка не было, и их обломки на лошадях вывозились на пункты приема металлолома. Так были сданы в металлолом все танки Псковского укрепрайона. Последний экземпляр был вытащен из леса трактором в 80-е годы и как "немецкая танкетка" ушел под газовый резак.

За три года экспедиций участниками проекта "Забытые крепости ХХ века" совместно с псковскими поисковиками были обследованы все места расположения броневых огневых точек. Удалось собрать коллекцию уникальных деталей танка МС-1 в виде двух сохранившихся катков, амортизатора, лючков, яблока пулеметной установки, фрагментов башни, крышки танкового люка, мелких деталей и днища машины (смотреть по тэгу Танк МС-1).
Если крышка танкового люка была передана в фонды музея-заповедника Изборск, то детали подвески остались у поисковиков и были проданы в сентябре прошлого года в частную коллекцию за пределы Псковской области.
К сожалению, мое предложение к ОАО "Мотовилихинские заводы", пермским музеям и Министерству культуры Пермского края выкупить эту коллекцию у поисковиков для государственных музеев реализовать не удалось. Пермь могла стать обладателем единственных дошедших до наших дней оригинальных катков и других деталей первого советского серийного танка, но упустила свой шанс. Специалисты понимают всю уникальность этих предметов.
   
Поезд уже ушел, но один из артефактов все-таки доехал до музейного хранения в Перми. Кстати, он уже побывал на выставке "Музейный Гид" в Москве на Винзаводе в сентябре прошлого года, а перед официальной передачей в музей был очищен от ржавчины пескоструем в цехе Мотовилихинского завода.
Думается что он займет достойное место в экспозиции музея, а сотрудничество проекта "Забытые крепости ХХ века" и ОАО "Мотовилихинские заводы" продолжится.



Tags: Забытые крепости, МС-1, Музеи, Пермь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments