starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Переход через бухту Новик на острове Русский

Продолжаю свой вчерашний пост о том, как мы с коллегами пробивались на пароме через льды пролива Босфор Восточный на остров Русский 19 января этого года. Кому будет интересно как я и зачем оказался во Владивостоке смотрите остальные посты согласно специально обустроенной навигации.
И так, мы подошли с севера к каналу через узкий перешеек на оконечности полуострова Саперный острова Русский. Надо сказать что береговая линия островов здесь чрезвычайно изрезана в силу своего геологического происхождения в результате многочисленных вулканических и тектонических процессов. Этот канал искусственно отделяет от полуострова его оконечность - остров Елены.

Канал стал первым объектом инфраструктуры Владивостокской крепости который я увидел своими глазами вблизи.
Мне было сначала не понятно зачем прокопали канал. Не проще ли было обходить небольшой островок Елены через Амурский залив? Оказалось нет.


Во-первых канал прокопали в конце XIX - начале XX века в период интенсивного строительства укреплений Владивостокской крепости когда морские прибрежные грузоперевозки достигали своего пика и крюк в 2-3 километра вокруг оконечности полуострова Саперный и отмелей удлинял путь на четверть. Во-вторых, прокопав канал можно было не опасаться блокировки судов в бухте Новик в случае осады острова Русский неприятельским флотом со стороны Амурского залива. Остров Елены надежно прикрывал канал от настильно огня с западного направления, а Ларионовские батареи на нем могли отогнать противника.
На схеме из Гугла четко видна необходимость строительства канала в этом месте


Сам вход в канал я промохал греясь в машине, когда выскочил, то успел заснять только вид с кормы назад на пролив, полуостров Шкота и пробитый во льду нашим паромом проход




В стенках канала были видны слоистые геологические отложения из скальных пород. Местами сохранилась дореволюционная облицовка, но она у меня попала в кадр только на фотографиях выше
UPD: 12.04.06 3-34 - "скальная порода" звучит ужасно! Порода осадочная. В данном случае переслаивание алевролитов, мелкозернистых песчаников и аргиллитов, отложения принадлежат к Поспеловской свите, Позднепермского периода.


Выход из канала в бухту Новик


Слева по курсу аварийный причал из-за состояния которого паром теперь к полуострову Саперный не пристает в этом месте. На причал вытащен какой-то катер.


Причал Канал. Там где восходит солнце - верхнее устье бухты Новик. нам туда, но уже по острову.


Катер то ли рыбный, то ли военный, вероятно был когда-то затоплен. За ним где-то прячется станция искрового телеграфа "Телефункен". Может быть это ее здание торчит за кормой и ангаром. На левом плече горы видна опора строящегося моста на остров. Все новостройки саммита АТЭС 2012 за горой
UPD: 12.04.06 3-37 - Катер на причале на Канале не рыбный и не военный. Это большой гидрографический катер БГК-1416, не такой уж и старый, 85 года всего. Еще недавно лежал брюхом на песке под мостом через Золотой Рог.
Поставили его несколько лет назад, у 36-го причала  на ремонт, двигатели сняли, водолазы поставили заглушки, и начались у судна какие-то перетрубации. За год например сменились аж три капитана. А в одно прекрасное, майское утро, судно село на дно. Полгода назад, подогнали стотонный плавучий кран, подняли судно, и выставили его на Канале.


Выходим в бухту Новик и лед сразу крепчает, здесь кроме паромов другие суда не ходят. За ночь проход во льдах основательно замерз


Вид по правому борту на выход из канала. Причал "Остров Елена". Развалины ДОСа 4-го РО, КПП и боксы для техники.


Владимир Иванович с Денисом осматривают горизонт. На дальнем плане гора Русских с одноименным фортом


Наиболее возвышенная часть острова Елены, вид с юго-востока


На макушке острова Елены видна Ларионовская батарея на пике (слева) и Ларионовская батарея уступная за и правее белого домика береговой службы (?) с ветряком, антеннами и радаром. Чуть ближе и ниже какое-то светлое сооружение. Не исключено что это расходный погреб, а может быть и запасной, их там два. Странный только какой-то.
UPD: 12.04.06 3:29 Выяснили, что домик береговой службы это здание РТП СУДС (радиотехнический пост системы управления движением судов в порту). А вот светлое здание ниже это бывшее здание Морского радиоотряда № 4 ОСНАЗа КТОФ (МРО-4; в/ч 51286-А). Бывший береговой приёмный центр радиоразведки в составе 38-й бригады кораблей ОСНАЗ. Считается что именно оттуда передавались сообщения Рихарду Зорге. Смотреть фотографии здесь: http://kfss.ru/index.php/component/content/article/14-abondon/401-mro4.html


Вид на вход в бухту Новик. Справа остров Елены, по центру какая-то скала, охраняющая вход, слева мыс Старицкого острова Русский. Белое пятно вверху это полукапонир береговой обороны крепости Владивосток № 15, а рядом с ним с трудом просматривается АПК под 76 мм полевую пушку № 220 1941 года постройки. 
UPD: 12.04.06 3-24 Скала известна всем жителям РФ. По легенде это она изображена на 1000 рублевой бумажке. В простонародье называется "Ослиные уши". Так что если Вы богаты, то можете порывшись в кошельке посмотреть на нее вблизи, а если нет, то вам сюда.


Сооружения береговой обороны укрупненно, АПК под 76 мм пушку виден чуть правее


Мыс Старицкого на схеме


Мыс Старицкого. Там где торчат трубы - какой-то военный городок
UPD: 12.04.06 3-22 - Трубы - это старый кирпичный завод. Именно в честь дочери владельца этого завода назвали остров Елена после проходки канала. кирпичи этого завода есть в нашем музее Арсеньева. Этими кирпичами начинали отстраивать Владивосток.
Местность рядом с заводом называется "Рында", которая совсем недавно прославилась своими людоедами.


Подходим к причалу "Подножье". Видны пятиэтажки и прочие постройки одноименного поселка. Раньше был и военный городок.




И тут я как закричу: "Смотрите! Пингвины!..." Оказалось рыбаки...


Еще один взгляд от причала на остров Елены и по машинам. Выгрузку я почему-то не снимал


Зато снял внутри местного самодеятельного морвокзала, который совсем недавно открыл какой-то добрый человек. В противном случае всем пассажирам пришлось бы часами дожидаться паром под открытым небом в любую погоду. Здесь даже навеса нет. Только будка по продаже билетов. Внутри вокзала было кафе, аптека и  небольшой киоск со всякой несъедобной всячиной. Догадываетесь что я увидель среди желтой прессы? Правильно - книги Владимира Ивановича Калинина о Владивостокской крепости, замечательные фотоальбомы и всю остальную владивостокскую фортификационную классику.


Видео прохода канала

Сделал много апдейтов, в основном из комментариев отсюда: http://vladivostok.livejournal.com/4138123.html
Продолжение следует

Tags: Владивосток, Кино, Крепость Владивосток, Остров Русский, Туризм, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments