starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Categories:

Abbot's Cliff. Уши Британии

Продолжаю серию фортификационных репортажей по восточному побережью Великобритании от Фолкстона (Folkestone) до Дувра (Dover).
От White House, расположенном на краю обрыва скалы Abbot's Cliff, я продолжил путь дальше по тропе на восток в сторону Дувра. Справа под скалой железная дорога ныряла в тоннель, а впереди уже был виден следующий  фортификационный объект. Условно назовем его визирный пост береговой обороны (COP), хотя по своим конструктивным особенностям он значительно отличался от того, что я уже видел.


Схема расположения достопримечательностей на отрезке маршрута от White House до стрельбища (правый край).




Первоначально я решил что этот визирный пост относится к комплексу акустической станции (о ней дальше), но потом, поразмыслив, я изменил свое мнение. В отличии об визирных постов береговых батарей, про один из которых я уже рассказывал и еще буду рассказывать дальше, это была совсем маленькая будка из трех бетонных стен и бетонной крыши. Капитальность сооружения позволяет предположить в нем именно военный объект, связанный с реальной угрозой быть обстрелянным и поэтом ему надо было придать определенную степень живучести.


Почему отсутствующая стена была у него с западной стороны, а не со стороны моря, тогда как прорезь была направлена в сторону предполагаемого противника для меня загадка. Внутри этой тесной будки расположена тумба для установки оптического прибора. Соответственно он мог работать в сторону отсутствующей стены и в направлении прорези. Этот сектор направлен на акваторию рейда Фолкстона и можно предположить что пост обеспечивал стрельбу батареи № 338 Copt Point выполняя функции левофлангового визира. Так же он мог обеспечивать стрельбу соседней батареи № 424 Capel, но особой необходимости в этом не было, т.к. полк береговой артиллерии в который она входила имел развитую систему визирных постов на несколько батарей сведенных в "крепость" западнее Дувра. В общем какое-то странное сооружение, оставляющее ощущение что его воткнули сюда чуть позже для заполнения какого-то недостатка. Каких либо сведений о наличии подобных будок в составе комплексов акустических зеркал мне не попадалось, несмотря на то что они достаточно подробно описаны и зеркало расположена в паре сотен метров от будки.


Будка вполне может выдерживать попадание мелкокалиберных снарядов и крупных осколков, но отсутствие одной стены ставит ее живучесть под угрозу. Надо будет еще поразбираться с назначением этого сооружения. Торчащая в смотровой щели "рогулька" по всей видимости остатки крепления шеста антенны. Две металлические пластины с отверстиями под болты забетонированы в основание.


Вид на полосу прибоя с обрыва в районе визирного поста


Следующий объект обороны Великобритании по своему уникален и не встречается в других странах кроме Мальты. Это так называемое акустическое или звуковое зеркало (Acoustic Mirrore). Вид на зеркало от визирного поста.


По дороге к нему под обрывом я заметил странную тумбу. По всей видимости она является оголовком шахты, соединенной с железнодорожным тоннелем. Но вот зачем нужен штырь по середине я не знаю. Судя по данным Google Earth рядом расположена еще одна аналогичная. Возможно ранее, когда тяга была паровозной, они использовались для вентиляции. Позже их закрыли бетонными крышками, оставив в качестве запасных выходов.


В июле 1915 года было построено первое акустическое зеркало для обнаружения немецких Цеппелинов, начавших с мая 1915 года постоянные налеты на английские города. Зеркало имело диаметр 16 футов. Первые зеркала старались вырубать в обрывах меловых скал, обращенных в сторону вероятного противника. Для лучшего отражения звука их отделывали бетоном.


В фокус зеркала помещался коллектор в виде конуса, соединенного трубками с ушами слухача стоящего на улице перед зеркалом. Путем перемещения коллектора в центре зеркала можно было добиться лучшей слышимости и пеленговать цель. Зеркала в районе Дувра в 1917-18 годах обнаруживали цели на расстоянии до 12-15 миль и за несколько минут до обнаружения простым ухом. Устройство сильно зависело от погоды и от шума двигателей проходящих судов.
На фото в нижней части зеркала видна проводящая труба к коллектору звука или микрофону. Зеркало сохранилось без пьедестала для звукового коллектора. Слева недавно отрытые ступени опять затянуло дерном и травой.


В июле 1928 года построили два зеркала диаметром в 20 футов в виде отдельного монолита из предполагаемой цепочки вдоль побережья. Одно из них предлагаемое вашему вниманию было расположено на Abbot's Cliff в районе Lidden Spout. Строительство одного зеркала обошлось в 650 английских фунтов. В комплект входил ангар Ниссена с перекрытием из гофры (не сохранился, возможно прямоугольное пятно на космоъемке позади зеркала его остатки, правда его размер в несколько раз больше положенного) и забор по периметру.


В более поздних конструкциях зеркало стали чуть поднимать вверх и слухач располагался не на улице, а в небольшом бункере под зеркалом, управляя микрофоном звука с помощью маховика и педалей и слушал через обычные наушники. Диаметр зеркал увеличился до 30 футов, что позволило несколько повысить точность обнаружения, но сократить дальность.
Бетонная площадка в тыльной части зеркала. Не исключено это более позднее усовершенствование позволяющее посадить слухача в закрытое помещение. Косвенно об этом свидетельствует наличие трубки с проводами (?) в чаше зеркала.


Далее было выяснено, что 30-футовое зеркало позволяет работать с 3-футовой звуковой волной, а если мы хотим работать с волной в 15-18-футов то нужно значительно увеличивать размер зеркала. Опытное зеркало было построено в виде гигантской параболы длиной в 200 футов и высотой в 26 футов. Проблему коллектора звука решили путем размещения 20 отдельных микрофонов равномерно расположенных по всей длине параболы. Большое зеркало обнаруживало самолет и выдавало данные на малые, которые определяли курс цели. В 1932 году Большое зеркало обнаружило самолет на расстоянии 20 миль при слышимости в 6,5 миль, а чуть позже на расстоянии в 30 миль при слышимости в 5,5 миль.
Основная ценность работы с акустическими зеркалами была в том, что отрабатывалась система получения информации, подачи команд и управления будущей системой ПВО, появлялись новые инженерные решения.
В феврале 1935 года испытание первого радара положило конец планам развития систем акустических зеркал. Первый опытный радар выдал дальность обнаружения в 40 миль. В 1937-38 годах зеркала были покинуты. Последняя акустическая станция закрылась в 1939 году. Источник информации. Фотографии разных типов зеркал можно посмотреть здесь.
На второй фотографии расположенный рядом с зеркалом указатель расстояния до Фолкстона и Дувра. Согласно ему я уже прошел 5 и 1/4 мили от Фолкстона, а до Дувра осталось 5 и 1/4 мили. Из многочисленных надписей я понял, что такие указатели по побережью устанавливает National Cicle Network при поддержке Royal Bank of Scotland. Этот столб установлен по проекту Millennium поддержанном Found From The National Lottery. Ну и внизу еще изображены всякие ископаемые скелетики.


UPD: Переводная статья на русском языке про акустические зеркала Британии и какой-то безумный проект британской современной художницы Лиз Отоджены, которая хочет построить новые "уши" по обеим берегам Ла-Манша, чтобы французы и англичане могли с их помощью общаться.
Кстати, когда стоишь в фокусе зеркала отлично слышно двигатели судов, идущих по проливу.

Вид от акустического зеркала на визирный пост


Пройдя несколько сот метров на восток я оглянулся назад в сторону Folkestone.


Пройдя по тропе дальше я натолкнулся на вот такой арт-объект расположенный между тропой и береговым обрывом.


Арт-объект представляет собой монолит мела с шлифованной верхней поверхностью на которой видны остатки ископаемых животных. На монолите закреплены деревянный брус скамьи и чугунная доска в виде страницы книги с изображением споры какого-то растения и текстом про флору.

Немного странное сочетание: на монолите фауна, а проект про флору. Автор Rob Kesseler http://www.robkesseler.co.uk/ занимается художественной макросъемкой растений. Так наука переплетается с искусством.

Другие мои репортажи из Великобритании: http://starcom68.livejournal.com/236081.html
Tags: Береговая оборона, Великобритания, Стажировка, Техника, Фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment