starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Крепость Брест. Тереспольское укрепление. Пороховые погреба

Продолжаю рассказ о посещении Тереспольского укрепления крепости Брест-Литовск 02 ноября 2012 года.
Сейчас попасть на Тереспольский остров можно только по единственному подвесному мосту с Волынского укрепления, да и то с специального разрешения пограничной службы. Сам мост находится в состоянии близком к аварийному, но производит неизгладимое впечатление, как ощущениями при переходе через полноводный Западный Буг по качающейся под ногами хлипкой конструкции, так и неповторимым антуражем 30-40-х годов. Когда-то многие пункты пропуска на старой границе СССР оформлялись вот такими звездами.
Этот мост надо сохранить во чтобы то ни стало.
В силу особенностей погранзоны я не фотографировал его в деталях, да и дождь не давал активно пользоваться фотокамерой.




Вид на мост в перспективе с Волынского (Южного) острова. На другой стороне Тереспольский остров - единственный участок суши бывшего СССР, а теперь СНГ на территории Евросоюза. Плацдарм ОДКБ на территории НАТО.
Как такое могло получится? А все очень просто.
В 1939 году после освободительного похода Красной Армии на запад, на помощь братскому белорусскому народу, страдающему под игом панской Польши, и торжественной передачи Брест-Литовска от Германии СССР возник вопрос о границе. Ну чтобы все было решено правильно бойцы РККА быстро возвели плотину поперек Западного Буга в районе Тереспольского моста и воды реки были направлены в водяной ров окаймлявший с запада Тереспольское укрепление. Вскоре было решено провести границу между СССР (БССР) и Германией по Западному Бугу, а так как Буг протекал уже западнее Тереспольского острова, то и сам остров и расположенные на нем укрепления отошли к СССР (БССР), в составе которой и пребывают по сей день.


Вид на очередь на мосту варшавского пограничного перехода


Попав на Тереспольский остров мы повернули по дороге направо на север. Та дорога что уходила прямо вела вдоль КСП и нам туда было не надо. Задача была осмотреть только ту территорию, которую в ближайшее время передадут городу и на ней будет организован туристический маршрут.
Пройдя пару сотен метров по дороге от подвесного моста я почувствовал знакомый с детства запах железной дороги.., а затем мы вышли на обширный пустырь с остатками какой-то будки. Это была площадка (лесопилка) по изготовлению пограничных столбов и столбов ограждения и пропитке их креозотом. Каменноугольный креозот, предохраняющий столбы от гниения, представляет собой смесь фенолов, ядовит. При попадании на кожу, токсическое действие креозота и его паров усиливается воздействием солнечных лучей. Считается канцерогеном. В общем о пункте пропитки столбов мы узнали по характерному запаху креозота, который ни с чем не спутаешь. Станция пропитки и почти все сооружения лесопилки были ликвидированы в процессе ревитализации ландшафта, а пропитанный креозотом грунт (читай культурный слой) сдвинут бульдозером в валы. По всей видимости компоненты креозота продолжают поступать в грунтовые воды, а с ними в Западный Буг. С этим объектом надо что-то делать, например, провести полную дегазацию. Но, при этом надо учитывать, что тупо вывозить грунт на свалку нельзя, т.к. это культурный слой средневекового Бреста и периода функционирования крепости. Так что дело за военными химиками - есть возможность тренировать свои навыки в мирных условиях. Но обязательно под надзором археологов.
К сожалению, станцию пропитки я не снимал, т.к. шел дождь и я берег фотоаппарат для более вкусных объектов.
Первый крепостной объект Тереспольского укрепления мы осмотрели на западном краю станции пропитки. Пороховой погреб постройки начала ХХ века относился к "бетонному периоду строительства крепости". Аналогичный по конструкции погреб мы уже осматривали на Волынском укреплении по дороге сюда. Этот отличается только деталями устройства сквозника и худшей сохранностью деталей интерьера. Погреб включен как объект показа в проектируемую туристическую тропу.


Рядом с погребом к запаху креозота примешивается запах ГСМ бывшего склада. В период расположения здесь воинской части Советской Армии в этом месте при попытке почистить резервуар из под бензина погибло несколько солдат. Первый спрыгнул вниз и потерял сознание от паров, все последующие, кто туда прыгал, уже пытались вытащить своих потерявших сознание товарищей. Но не получилось... Типичный армейский случай нарушения правил ТБ и неопытности солдат.
Ну не будем о грустном. Данный погреб еще недавно использовался в качестве склада. Входные ворота на проемах сквозника давно утрачены и они заложены кирпичом с вставленными современными дверями. Внутри сквозника сделана перегородка.
Южное (левое) помещение сквозника, куда мы попали через приоткрытую дверь. Много всяких полезных ящичков, для любителей военное хабара.


Фрагмент южного фасада (портала)


Вход внутрь через северный проем. Помещение захламлено


Из двух внутренних оригинальных дверей сохранились только одни, да и то с прорезанными "окошками". Ригельный запор. Говорят он чем-то отличается от запора погреба из предыдущего репортажа. Желающие могут сравнить.




Ослепленный вспышкой Александр


Собственно помещение погреба. Захламлено ящиками с обломками изоляторов и фрагментами каких-то электро-технических изделий. По периметру идет вентиляционная галерея - видны вентокна, связывающие ее с погребом. Ее мы из-за недостатка времени не смотрели.


Выбравшись из погреба, мы отправились по дороге вдоль Буга по направлению к несуществующему ныне Тереспольскому мосту. Немного не доходя до него, у излома бывшего бастиона, повернули на запад по тропе через "джунгли". Скажу сразу, что бы очень боялись встретить в "джунглях" или в подземельях острова немцев, по рассказам местных жителей и пограничников скрывающихся там с 1944 года. Тропа привела нас ко второму погребу постройки 1837 года. Это один из наиболее ранних пороховых погребов крепости. На космосъемке искать его бесполезно - "джунгли".


Дождь заливал камеру и мы устремились вовнутрь. Слева и справа от главного входа видны проходы в вентиляционную галерею


В левой (южной) галерее все перерыто саперами или черными копателями. А ведь совсем еще недавно здесь был рассыпан немецкий пулеметный настрел 1941 или 1944 года. Одну гильзу с острова мне все-таки Александр потом презентавал. Как-нибудь выложу на определение. Нестандартная. Может быть от какого-то австрийского оружия?


Внутри основного объема погреба я почему-то не снимал. Единственный кадр привходовой части. Видны железные скобы в стене для крепления стелажей (?) и заложенный проход в вентиляционную галерею


Пройдя через правую галерею мы внимательно осмотрели противоположный фасад погреба. Скорее всего поздняя закладка фасада была обусловлена разрушениями, полученными при артобстреле 22 июня 1941 года. Этот фасад обращен как раз на запад.


Осмотр поверхности фасада артиллерийского погреба


Если присмотреться, то вся кладка испещрена надписями


Попадаются надписи и времен Первой мировой войны


Чтобы вернуться обратно, мы опять полезли в вентиляционную галерею. Обходить погреб, продираясь через мокрые "джунгли" себе дороже




Продолжение следует
Другие мои репортажи об экскурсии на Тереспольский остров:

1. Волынское укрепление. Пороховой погреб http://starcom68.livejournal.com/973781.html
2. Тереспольское укрепление. Пороховые погреба http://starcom68.livejournal.com/976910.html
3. Тереспольское укрепление. Конюшни, казарма, мост http://starcom68.livejournal.com/990034.html
4. Тереспольское укрепление. Казарма курсов шоферов http://starcom68.livejournal.com/997574.html
5. Тереспольское укрепление. Крепостной колодец http://starcom68.livejournal.com/940559.html




Tags: Беларусь, Брест, Крепости, Крепость Брест, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments